Медиановости

17 марта 2005 13:42

"Государственные СМИ должны вернуть доверие населения к печатному слову"

П.Котов, главный редактор "Парламентской газеты": "Государственные СМИ должны вернуть доверие населения к печатному слову".

Около года назад в "Парламентской газете" сменилась команда, в газету пришли новые люди под руководством главного редактора Петра Котова. И сейчас уже можно судить о результатах, которых добился новый коллектив. В частности, издание избавилось от архаики, стало более динамичным, с акцентом на актуальные вопросы и темы, касающиеся субъектов законодательного права.

– С момента вашего прихода на должность главного редактора "Парламентской газеты" прошло около года. Какие изменения произошли в издании за это время?

– Во-­первых, изменился круг тем, освещаемых "Парламентской газетой", появилось много новых рубрик. В частности, мы начали публиковать материалы о зарубежном законодательном опыте. У нас стало меньше сенсационности, зато появилось больше аналитики, серьезных статей, обсуждений законопроектов, мнений и комментариев законодателей, политиков и др. Во­-вторых, изменилась сама структура издания. Коренным образом изменился дизайн газеты, подход к отбору иллюстративного материала. Мы также стали печатать газету в две краски. Газета выходит в двух форматах – ежедневном А2 и по четвергам – "толстушка" – А3. Так вот, "толстушка" претерпела самые значительные изменения – она стала выходить на 48 полосах, мы отказались от публикации полной телевизионной программы, оставив лишь программы государственной телекомпании ВГТРК. Ввели деление толстушки на тетрадки и прочее. То есть "Парламентская газета" стала похожа на серьезную аналитическую газету, что отмечают и наши учредители – Совет Федерации и Государственная Дума.

– Каков сегодня состав читательской аудитории издания?

– Целевая аудитория "Парламентской газеты" – это вся вертикаль законодательной власти – от муниципалов до Госдумы и Совета Федерации, а также вся вертикаль исполнительной власти – от местных муниципальных Советов до Правительства и Кремля и судебной власти. Ведь у нас если и пишут о судах, то только в одном ключе: кому какой срок дали, и какого бандита оправдали и отпустили. Серьезные же проблемы судебной власти прессой практически не обсуждаются. К нашей аудитории относятся политики и политически активные бизнесмены, юристы. Мы стараемся привлечь и молодежную аудиторию – студентов российских вузов.

Сейчас мы совершенно не стремимся к тому, чтобы охватить, как это было раньше, массовую аудиторию. Перед газетой не стоит задача ликвидации законодательной безграмотности в стране – она всеобъемлюща, и одной газете ее не решить. Для этого должна быть создана специальная общегосударственная программа. Да и у народа должен быть другой образ мышления, другое восприятие жизни – люди должны стремиться к тому, чтобы исполнять законы. А чтобы их исполнять, нужно, по меньшей мере, эти законы знать. А у нас их мало кто знает, все строится на известном российском постулате: "строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения".

– Как вы определяете основные задачи, стоящие перед изданием сегодня?

– Наша основная задача – посредством обращения к целевой аудитории создать некий инструмент, или площадку, объединяющую все ветви власти – судебную, исполнительную, законодательную. Чтобы они, используя нашу газету, могли выходить с законодательными инициативами, объединяться для решения государственных вопросов. В само понятие субъекта законодательного права входит и судебная власть – Верховный суд, и исполнительная власть – Правительство. Субъект законодательного права – Президент и депутаты всех законодательных органов, в том числе региональных. Мы свою задачу видим в содействии всем этим субъектам законодательного права. Мы должны помогать им ориентироваться в этом огромном потоке законотворческой информации.

Еще год назад газета была в большей степени социально ориентированной, писала о бедах и несчастьях российского народа. Это была общественно-­политическая газета, которая пыталась стать газетой для всех. Но так не бывает: чтобы стать газетой для всех, нужно иметь миллионные тиражи, соответствующее наполнение и другие атрибуты массовой газеты.

Мы же в течение последнего года стремимся к тому, чтобы утвердиться в нише именно парламентского издания. Такая ниша есть, она почти свободна, потому что ни одна газета законодательную тематику глубоко не исследует. И это в то время, как наша жизнь вся строится на законах – общежития, правил дорожного движения или существования в бизнес-­среде, не говоря уже о законах государственных. Но вот писать об этом, серьезно, глубоко и в подробностях – за это возьмется далеко не каждая газета. К тому же считается, что это никому не надо: если, опять же, вспомнить, что законы в России не исполняются.

"Парламентская газета" рассматривает события именно через призму законодательства. К примеру, даже такие широкие общественные темы, как театр, культура вообще, мы подаем с комментариями депутатов из комитетов по культуре Совета Федерации или Государственной думы, и они затрагивают все актуальные вопросы этого направления. И точно также по другим сферам деятельности – экономика, культура, спорт, все прочее рассматривается именно в аспекте законодательства.

Кроме всего, "Парламентская газета", также как и "Российская газета" официально публикует законы Российской Федерации. Только после публикации в наших изданиях они вступают в силу.

– Насколько нам известно, печать этих законов – очень затратная для издания часть работы.

– Да, конечно. Когда печатался бюджет, мы выпустили три номера формата А2 по 32 полосы. Можете себе представить, какие это расходы – на бумагу и типографские услуги. Но есть закон о публикации законов, и мы обязаны его исполнять.

– В связи с изменениями в газете меняется ли ее аудитория?

– Да, конечно, это ощущается и по откликам, и по тому, как увеличилась подписка в законодательных органах регионов, в частности, в Петербурге.

– А какова доля бесплатного распространения "Парламентской газеты"?

– Сейчас наш ежедневный тираж составляет около 40 тысяч. Мы можем примерно 10 % бесплатно распространять в законодательных органах субъектов Федерации, в муниципальных органах. Но в основном газета распространяется по подписке. Розница же у нас небольшая, далеко не все стремятся покупать "Парламентскую газету" в киосках.

– Как газета представлена в регионах?

– У нас есть собственные корреспонденты – около 20 человек по всей стране, есть 12 пунктов децентрализованной печати. Но пункты ДЦП нерентабельны, на местах печатается по тысяче и меньше экземпляров. Газета получается прямо-таки золотой. Здесь есть над чем работать.

– Является ли "Парламентская газета" бизнес­-проектом?

– Нет, мы не коммерческое издание. У нас есть финансирование, правда, его нельзя назвать бюджетным, это скорее дотации от Совета Федерации и Госдумы на поддержку издания. Дотации идут на бумагу, печать, распространение и невысокие зарплаты штатным сотрудникам. Рекламы в газете практически нет, и цель зарабатывать на рекламе мы перед собой не ставим. Хотя и не откажемся от сотрудничества с какими-нибудь компаниями, которые заинтересуются нашими возможностями.

– А есть ли у вас промо-бюджеты?

– Да, у нас есть небольшой бюджет на собственную рекламу. Как правило, мы выступаем спонсорами каких­-либо мероприятий, деньги идут на печать дополнительных тиражей. У нас есть небольшой PR-­отдел, который и занимается продвижением издания. Совсем недавно мы, наконец-то, стали сотрудничать с программой "Парламентский час" на телеканале "Россия". Раньше, как это ни странно, такого сотрудничества не было вообще, и только сейчас в этой программе стал появляться обзор "Парламентской газеты". Ну а мы, соответственно, в своей газете даем анонсы "Парламентского часа" и "Клуба сенаторов", где мы являемся информационными партнерами. Конечно, для нас такое сотрудничество – большой плюс.

– А как строится работа с другими государственными СМИ?

– У нас есть договор с радиостанцией "Голос России" – они тоже делают обзоры "Парламентской газеты", а мы публикуем их PR-­материалы.

– "Российская газета" отказалась от бюджетного финансирования, и теперь они зарабатывают на выпуске законов отдельными книгами и прочим. Планируете ли вы каким-то образом увеличить доходы своего издания?

– Мы бы хотели предпринять что­-то подобное. Но именно этот путь нам уже перекрыт той же "Российской газетой" – они образовались раньше "Парламентской газеты" и смогли к тому времени наработать серьезный объем подписки, создать некие механизмы для зарабатывания денег и эффективного управления издательским бизнесом. Поэтому не удивительно, что они легко могут отказаться от государственного финансирования. Но для нас сейчас отказаться от дотирования невозможно. Для этого нужно иметь большие тиражи, чего "Парламентская газета" достичь не в состоянии. Мы можем увеличивать свои тиражи лишь очень незначительно. Объяснение тому – специфика издания. Ведь, как правило, на газету подписывается не каждый депутат, а само законодательное собрание, у которого есть на это специальные бюджеты.

– Должно ли государство финансировать средства массовой информации?

– Я считаю, что частично, и лишь некоторые издания должны финансироваться государственными органами. Учредители дают нам деньги на печать, на распространение. Самостоятельно мы зарабатываем какие­-то небольшие деньги на подписке. Но, в любом случае, без дотации некоммерческой газете очень сложно выжить. Поэтому государство должно выделять средства на поддержку собственных газет для того, чтобы в газете была объективная правдивая информация. На чем держится вся бульварная пресса – на слухах, домыслах, жареных фактах и так называемой "клубничке". Но к такой газете у читателя и отношение соответствующее. Когда он читает информацию о Думе, то и воспринимает эту информацию со скидкой на то, что ее опубликовала бульварная пресса. Государственная газета должна исключить все это, она не вправе публиковать на своих страницах ни слухи, ни домыслы, – только объективную информацию от первых лиц. Кто бы что ни говорил – он должен отвечать за свои слова. Есть такое понятие, как доверие к печатному слову. К сожалению, в нашей стране оно давно уже потеряно, над этим поработали желтая пресса и интернет. Поэтому я считаю, что задача государства – восстановить это доверие, путем поддержки качественных государственных изданий.

Справка:

Петр Алексеевич Котов родился 12 июля 1955 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский Государственный институт культуры по специальности "режиссер театрализованных праздников".

С 1972 г. начал публиковаться в ленинградских газетах ("Ижорец", "На страже Родины", "Смена", "Ленинградская правда") как внештатный корреспондент. С января 1986 года – заведующий отделом в газете "Октябрьская магистраль".

С 1988 по 1990 гг. – собственный корреспондент по Северо-западу газеты ЦК КПСС "Строительная газета".

С 1990 по 1996 гг. – в газете "Вечерний Ленинград" (с 1991 г. – "Вечерний Петербург"): заведующий отделом, главный редактор еженедельного приложения, первый заместитель генерального директора.

В 1996 г., после избрания губернатором Санкт-­Петербурга Владимира Яковлева, ему было предложено уволиться из "Вечернего Петербурга" – за активное сотрудничество на выборах со штабом Анатолия Собчака.

С 1996 по 1999 гг. издавал и редактировал частные газеты, работал собственным корреспондентом газеты МПС "Гудок" по Октябрьской железной дороге.

С января 2000 г. – помощник депутата Госдумы Борис Грызлова в Санкт-Петербурге.

С 2001 г. – начальник филиала Объединенной редакции МВД в Северо-западном ФО. С июля 2002 по апрель 2003 сотрудничал с "Парламентской газетой" как политический обозреватель.

С августа 2003 года – председатель ГТРК "Псков".

С апреля 2004 года – главный редактор "Парламентской газеты".

"Парламентская газета", учрежденная Федеральным Собранием Российской Федерации выходит с мая 1998 года и является официальным публикатором законодательных актов РФ. Издание информирует своих читателей не только о законотворческой деятельности обеих палат Парламента, но и полноценно освещает все стороны политической, общественной и культурной жизни страны.