Медиановости

18 марта 2005 14:56

Союз печати и государства

Союзы издателей и распространителей борются за рынок распространения прессы. И тех и других может оттеснить государство.

Самым значимым событием последнего времени на рынке распространения прессы стало возникновение сразу двух профессиональных союзов. Союз московских издателей объединил "МК", "АиФ", "Совершенно секретно" и других гигантов массовой прессы. Национальная сеть распространения прессы "Союзпечать" была учреждена членами Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП). О том, что сулит это участникам рынка, "МН" рассказала президент СИРПП Ольга Никулина.

- В названии Национальной сети распространения определенно настораживает слово "Союзпечать". Оно наводит на мысли о возвращении к былому государственному монополизму.

- Назвавшись "Союзпечатью", мы хотели показать истоки нашего объединения. Это, конечно, союз. И союз, созданный во благо всех, кто производит, распространяет и читает прессу. Что же касается настораживающих ассоциаций, то постперестроечная "Союзпечать" второй половины 80-х была идеальной структурой распространения, где были отработаны самые современные и прогрессивные технологии доставки и продажи прессы. Было бы неплохо восстановить этот уровень. К советской идеологии ни старая, ни новая "Союзпечать" не имеют никакого отношения.

- Создавая эту сеть, вы пытаетесь противодействовать структурам, господствующим на рынке? По самым скромным оценкам, ваша "Союзпечать" охватит до 25% рынка распространения.

- СИРПП всегда выступал за то, чтобы на рынке возникали самые разные структуры. И, создавая эту сеть, мы не стремимся выдавить конкурентов и стать монополистами. Решение об организации Национальной сети распространения было принято 30 предприятиями, входящими в СИРПП, объединяющими в общей сложности 5 тысяч торговых точек. Это меньше 25 процентов рынка. Считайте сами: сейчас в России, по разным оценкам, от 20 до 24 тысяч точек распространения прессы. В основном у нас представлены региональные предприятия. Из московских распространителей у нас представлено КМПП "Метрополитеновец". Из московских издателей в нашу сеть вошел "Мир новостей", имеющий свои точки распространения.

- Остальные - в Союзе московских издателей?

- Там представлены крупные игроки. Этот союз может составить серьезную конкуренцию остальным игрокам, если объединит все точки, принадлежащие его участникам. До последнего времени количество этих точек всерьез не учитывалось конкурентами, поскольку их владельцы достаточно слабо занимались распространением. Боюсь, что членов недавно возникшего Союза ожидают большие трудности в новом для них бизнесе.

- Из-за отсутствия опыта или неизбежных внутренних противоречий?

- Пожалуй, и того, и другого. Возьмите распространительскую сеть "МК". Газета "Московский комсомолец" там стоит дешевле изданий конкурентов. То же самое наблюдается и у других издателей. В точках "АиФ" "Аргументы и факты", разумеется, стоят дешевле, чем у "соседей". Я подозреваю, что участники Союза столкнутся с серьезными трудностями в формировании ценовой политики своего объединения. Нашим предприятиям было легко объединиться в сеть - они уже десять лет взаимодействуют в рамках СИРПП. Члены Союза московских издателей вместе никогда не работали - наоборот, они всегда были конкурентами. И самое главное. Предприятия распространителей, объединившись, взаимовыгодно дополняют друг друга на рынке. Издатели, объединившиеся под давлением обстоятельств, собираются заниматься чуждым для себя бизнесом.

- Между издателями и распространителями всегда существовали неразрешимые противоречия. И цели у них слишком разные.

- В общем-то, да. А сейчас издатели пытаются сделать распространительский бизнес инструментом своего издательского бизнеса! Вы чувствуете, как странно это звучит? Один бизнес не может быть инструментом другого. Ведь целью того и другого является извлечение прибыли. В любой инструмент бизнесмену приходится вкладывать деньги. А издатели пытаются создать свою сеть, чтобы не вкладывать деньги в сети уже существующие!

- Но у них уже существуют распространительские точки?

- Только бизнеса как такового там нет. Эти точки в первую очередь занимаются продажей собственных изданий. Все остальное - дело десятое. Цели такого, с позволения сказать, бизнеса весьма ограниченные, и их не нужно согласовывать с целями конкурентов.

- Получается, что Союз московских издателей, скорее всего, станет временным объединением?

- Думаю, да. Некоммерческое партнерство, коим объявил себя Союз, никогда не будет коммерчески успешным. Его члены рано или поздно займутся подсчетами расходов и доходов и выяснением того, кто кому и сколько должен. Тут налицо объединение по принципу "против кого дружим". Московские издатели поняли, что НП "Издательская инициатива" всерьез намерена получить места для торговли прессой в Москве и контролировать их продажи, и бросились отвоевывать утерянные позиции. Это очередной этап борьбы между разными группами издателей.

- По некоторым сведениям, сейчас в московском правительстве готовится новое постановление, кардинально меняющее принципы ведения распространительского бизнеса.

- Я думаю, никаких сенсаций не будет. Московское правительство никогда не пойдет на ущемление интересов одной группировки ради интересов другой. Неужели кто-то осмелится открыто тронуть зарубежные издательские дома? Да еще на фоне постоянных дискуссий в западных СМИ об ограничении свободы слова в нашей стране? Издатели, по сути дела, сдали рынок распространения федеральной власти. Каждый из них решил, что в одиночку сможет решить свои проблемы. А главный принцип власти - разделяй и властвуй. Когда власть увидела, что на рынке нет единства, она поняла, что сможет взять его под контроль.

- Вы считаете, что национализация рынка распространения уже не за горами?

- Конечно! Рынок распространения в ближайшее время будет поставлен под контроль государства. Сейчас на московском рынке действуют несколько сил, и каждая предлагает свой путь выхода из кризиса. Что в этих условиях сделает московская власть? Безусловно, предпочтет не вмешиваться. Гораздо безопаснее дождаться такого момента, когда участники рынка будут готовы на все, лишь бы решить назревшие проблемы.

- Что же ждет покупателя и читателя?

- Мы уже лишили людей качественной прессы, ограничив круг их чтения прессой исключительно "желтой", продающейся в газетных автоматах. Печать - это продукция, приобретаемая случайным образом. Читатель не пойдет за газетой лишние пятьдесят метров. И вот уже начала разрушаться его привычка к чтению. Разрушить ее очень легко. Восстановить - очень сложно.

- А кто будет владеть московским рынком распространения? Сохранится ли нынешний расклад сил?

- Реальных сил на нем нет. Если кто-нибудь попытается убрать с поля игрока-конкурента, кто будет его защищать? Достаточно постановления московского правительства, ликвидирующего те или иные точки, и их тут же постараются растащить конкуренты. Конечно, для потребителя нет большой разницы в том, как будет называться компания-распространитель. Для него важно то, чтобы распространением занимались профессионалы. И чтобы они продавали издания, действительно востребованные читателем.

Я думаю, что в скором будущем у нас будет создано государственное унитарное предприятие, которому и достанутся все московские точки. Когда все окончательно запутается и рухнет, на рынок выйдет государство. Огосударствление рынка распространения может произойти в течение этого года. Я думаю, к маю многое уже будет ясно. Участники рынка сами привели его к его нынешнему состоянию. Другого выхода, нежели обратиться к государственным формам регулирования рынка, скоро просто не будет. И тогда правительство Москвы учредит какое-нибудь унитарное предприятие. Это естественный ход при том раздрае, в котором находится наше профессиональное сообщество. Мы возвращаемся к государственному монополизму в сфере распространения. И этот поворот профессиональное сообщество осуществляет своими руками.

Прямая речь

Павел Гусев, председатель Союза московских издателей:

- Пока в Союзе московских издателей полный консенсус. Интересы у нас, конечно, разные, хотя бы потому, что в Союзе собрались и ежедневные, и еженедельные, и ежемесячные издания. Уникальность нашего партнерства состоит в том, что, имея не просто разные, но и разновеликие интересы, мы думаем об одном и том же. И не просто думаем, а собираемся подписываться под конкретные материальные ценности - киоски, лотки и тому подобное. При этом меньше всего мы озабочены тем, как заработать лишний рубль на ежедневной торговле. Наши цели куда масштабнее: упорядочить систему распространения прессы и создать собственную систему подписки. Союз московских издателей уже разрабатывает концепцию перехода на собственную подписку.

Мы собираемся отказаться от услуг почты и создать свою структуру для осуществления подписки. Московское правительство активно поддерживает наши планы. По крайней мере, сейчас оно декларирует это и на уровне Департамента потребительского рынка, и Комитета по телекоммуникациям и СМИ, и вице-мэра Валерия Шанцева.

Пока мы верим московским властям. Лужков и его команда еще не нарушали своих обещаний. И если московское правительство заинтересуется нашими планами и предложит свои услуги по их реализации, наш Союз вряд ли от этого откажется. Мне трудно судить о возможности прихода государства на рынок распространения. Никто не может предсказать, что сделает государство через год-другой. Конечно, в московском распространении все может кончиться государственным предприятием, но в нем обязательно будут представлены интересы московских издателей. Нам нужна власть. И если будет принято постановление об установке наших киосков, потребуется немало конкретных усилий для того, чтобы они действительно заработали. Тогда заинтересованность московского правительства нам будет нужна как никогда.