Медиановости

18 марта 2005 16:43

От бомжа до олигарха

Стать нужной каждому горожанину - таковы амбиции газеты "Вечерняя Москва". И это вполне оправданные притязания, ведь столичной "Вечерке" не занимать жизненного опыта и симпатий тех, в чьи дома она приходит по вечерам. Ей более 80 лет, но она всегда молода, потому что обновляется, чутко прислушиваясь к "моде", которую диктует время. О том, как ей это удается, корреспонденту портала печатных СМИ Witrina.Ru рассказал главный редактор "Вечерней Москвы" Валерий Евсеев.

- Валерий Петрович, в последнее время на отечественном медиарынке проявилась тенденция к созданию некоммерческих партнерств, в одно из которых - "Союз издателей" - вошел и Концерн "Вечерняя Москва". С какой целью?

- Есть такая тенденция, и не далее как в номере от 9 марта мы опубликовали совместное заявление тринадцати российских издательств, вошедших в некоммерческое партнерство "Союз издателей". Среди них "Московский комсомолец", "Аргументы и факты", "Время новостей", "Мегаполис-Экспресс", "Московская правда", "Комсомольская правда", "Семь дней" и другие. Мы, производители печатной продукции, очень обеспокоены, что она с большим трудом доходит до потребителя. В Москве ситуация еще более осложнилась после запрета на торговлю в метро и вокруг него. Издатели потеряли от этого в среднем 17-19 процентов розницы. У нас, правда, потери чуть меньше, но именно эти средние цифры назывались на недавнем активе городского Комитета по телекоммуникациям и СМИ.

- Союз создан для того, чтобы улучшить ситуацию с распространением прессы?

- И для этого тоже. На активе назывались и другие цифры, которые не могут не беспокоить издателей. Например, отпускная цена газеты - три рубля, а продают ее за девять. То есть в три рубля оценивается труд журналистов, полиграфистов, производителей бумаги и других участников цепочки изготовления газеты и в шесть рублей - продажа готовой продукции. Это неправильная ситуация, с ног на голову поставленная.

- А если эта наценка обоснована экономически?

- Экономически можно обосновать что угодно, но это неправильно, поскольку приводит к тому, что люди меньше покупают газеты.

- Вы делаете ставку на подписку или розницу?

- На розницу. Две трети тиража идет в розницу, и лишь треть распространяется по подписке.

- "Вечерка" распространяется только в Москве?

- В основном, но не только. Еще - в городах "Золотого кольца" и некоторых других.

- А далее? Сейчас один из крупных столичных распространителей пригласил в свои магазины региональные издания. Вот бы столичной газете таким же образом прийти в провинцию. Или вам это не нужно?

- Это не очень эффективно с экономической точки зрения, но в принципе любопытно, я думаю. Многие в провинции интересуются жизнью Москвы. Может быть, наша ежедневная газета там и не очень нужна, а вот "толстушка" - четверговый номер, фактически являющийся еженедельником, - могла бы идти по России. В этом номере всегда очень много интересных материалов, посвященных далеко не только городской тематике.

- Ваша собственная служба доставки окупает ли, оправдывает ли свое существование?

- Служба создана в 2000 году, чтобы вернуть газету в режим вечерней доставки. К пяти вечера наши курьеры - триста с лишним человек - развозят тираж в киоски Москвы - на троллейбусах, автобусах, в метро, поскольку машиной это сделать невозможно из-за пробок на дорогах. Так что наша служба доставки уникальна и необходима, хотя обходится нам дорого. Не раз вставал вопрос о переводе газеты на утреннюю доставку. Вообще ведь все вечерние газеты России и постсоветского пространства - "Вечерний Тбилиси", "Вечерний Петербург", "Вечерняя Казань", "Вечерний Новосибирск" - лишь по названию вечерние, а на самом деле утренние. Наша газета с начала 90-х до 2000 года тоже выходила утром - это более дешевое распространение. Но и мне, и нашим акционерам кажется, что такой мегаполис, как Москва, не может не иметь своей вечерней прессы, поэтому мы должны приходить к москвичам вечером.

- Ваша газета - цветная. Цвет ассоциируется с бульварностью. Какую меру бульварности может позволить себе "Вечерка" в содержании?

- Полтора года мы выходим в цвете, очень тяжело переходили на него, много вопросов перед нами стояло. "Вечерняя Москва" всю жизнь считалась газетой не совсем серьезной, немножко неформальной, менее официальной, чем остальные, менее застегнутой на все пуговицы - даже в "тоталитарные" времена, когда все контролировалось. Сами власти понимали это, и, когда нужно было дать информацию, которая не могла по идеологическим причинам выйти в изданиях типа "Правды" или "Известий", ее "спускали" в "Вечернюю Москву". Например, "Вечерка" была единственной, сообщившей о смерти Высоцкого, Пастернака. В народе же газету называли сплетницей, и в этом не было ничего дурного. Что же касается того, что цвет - признак бульварности, то это не совсем так. Достаточно назвать такие качественные газеты, как "Таймс" и "Известия", которые выходят в цвете. И вообще уже с 1994 года проводится конкурс Международного клуба цветных газет высшего качества. В нем учавствуют десятки газет. А по мнению экспертов, в обозримом будущем на цвет перейдет подавляющее большинство газет.

- На цене не сказался переход на цвет?

- Мы сделали так, что не сказался.

- "Вечерняя Москва" позиционирует себя как семейную газету. Стало быть, круг ее читателей не ограничен рамками возраста и возрастных интересов?

- Мы хотим, чтобы он не был ограничен. Хотим иметь читателей всех поколений и делаем для этого многое. Но жизнь нас корректирует. К сожалению - и это общеизвестно, - молодежь сейчас читает мало, причем не только прессы, но и книг. Она потребляет информацию в другом виде, в электронном. Газеты читают люди более зрелые. Поэтому мы полагаем, что наш читатель по возрасту от 35 лет и старше.

- А по достатку?

- Средний класс. Нет, наверное, чуть ниже, чем средний. Собственно, у нас нет пока среднего класса как такового. Поэтому мы не имеем возможности поднять цену на нашу газету.

- Ваша газета имеет интернет-версию. Это не влияет на продажи? Ведь с одной стороны, электронный вариант может работать на популяризацию издания, с другой - сокращать розничные продажи.

- Интернет-версия открылась у нас не так давно - меньше года. Не могу сказать, что это как-то повлияло на продажи. Во всяком случае, мы пока не почувствовали этого.

- Каковы, на ваш взгляд, преимущества бумажного издания и его электронной версии?

- Интернет, конечно, удобен. Но им даже в Москве пользуются далеко не все. Дома далеко не у всех есть компьютеры, а на работе надо работать, а не интернет-газеты читать. К тому же, мне кажется, компьютер отдаляет текст от человека. А газета, которую ты держишь в руках, - близкая и живая. Ты живешь вместе с нею. Я предпочитаю традиционный бумажный вариант газеты.

- Однажды вы сказали, что стараетесь обсуждать на страницах "Вечерней Москвы" больные городские проблемы, помогая таким образом определять политику города. Вы действительно верите, что власти способны прислушаться к вам?

- Конечно, способны. Мы стараемся узнать, какие вопросы столичное правительство будет обсуждать на своем очередном заседании, и предваряем это обсуждение циклом публикаций. Московские чиновники следят за прессой. Конечно, на них можно влиять. И вообще я считаю, что обсуждение городских тем - это коренной путь развития городской печати. Обогнать электронные СМИ в скорости публикации информации мы не можем, как бы оперативно ни работали. Первыми обо всем случившемся человеку сообщают радио и телевидение. А наше дело - поговорить об этом, дать оценку. Когда активно обсуждали пресловутый закон о монетизации, мы давали очень много разъяснений. Это тоже очень важно. По радио и телевидению человек услышал, возможно, недопонял, а к информации, напечатанной в газете, он может не раз еще вернуться, перечитать, обдумать, вырезать для себя и сохранить табличку, где написано, сколько он будет получать. Мы дали людям возможность высказаться, и дискуссия еще не закончена. Она настолько острая, что некоторые читатели призывают чуть ли не "посадить" главного редактора за то, какие письма он публикует.

- За какие, например?

- Мы опубликовали письмо, которое называется "Каждый пенсионер в Москве имеет 30 тысяч долларов". Написал его тоже пенсионер. Он считает, что дети должны обеспечивать родителей, - зачем же их растили? В ответ на жалобу одной женщины на то, что ей дорого ездить к внуку, чтобы посидеть с ним, автор письма говорит: что же это за родители внука, которые не могут бабушке оплатить проезд? Конечно, он не отрицает, что пенсионерам трудно живется, но у каждого из них есть как минимум однокомнатная квартира, которая стоит в Москве не менее 30 тысяч долларов. В конце концов, ее можно продать, купить комнату за городом, а на оставшиеся деньги жить. Согласитесь, нестандартный подход к теме. И какую бурю откликов, какой шквал звонков он вызвал! Мы понимали, что письмо вызовет споры, и дали им возможность выплеснуться на полосы "Вечерки". Обсуждение городских проблем - важная задача городской газеты.

- Власть городская помогает, препятствует или не мешает работе СМИ?

- Считаю, что очень помогает - тем, что создает условия для их существования, развития и не лезет к ним с руководящей ролью. Это очень здорово.

- Вы не обиделись на нее даже за изгнание распространителей прессы из и от метро?

- Есть две версии, объясняющие это решение. Одна из них - борьба с терроризмом. Но дело даже не в этом, а в том, что метро захламили в последние годы, замусорили, оно стало базаром. Даже если бы не было первой причины, территорию метрополитена все равно нужно было бы привести в цивилизованные рамки. Но прессу распространять все равно нужно, и "Союз издателей", о котором мы с вами уже говорили, создан для того, чтобы власть выслушивала нас. На собрании актива Комитета по телекоммуникациям и СМИ, о котором я уже говорил, вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сказал: давайте будем встречаться, вырабатывать взаимоприемлемые варианты, чтобы всем было хорошо.

- Время, в которое мы с вами живем, одной рукой обирает нас, другой дает нам множество возможностей. Вы больше пессимистически или оптимистически оцениваете его?

- Я, конечно же, оптимист. Время сейчас тяжелое, но когда оно было легким?

- Что вам в нем нравится сейчас?

- Сейчас совершенно другая газетная жизнь, совершенно иная работа над газетой. Нет цензуры и руководящих перстов. Для нас главный критерий - оценка читателем нашей работы. Почему я оптимист? Конечно, я понимаю, что в начале 90-х годов материальное положение наших читателей во многом повлияло на падение тиражей, - они рухнули, когда людям не хватало денег не только на газеты. Постепенно уровень жизни повышается, но кто-то уже привык жить без прессы. Это же дело привычки - начинать утро с газеты. Она ушла, и оказалось, что без нее можно жить. А тут еще электронная пресса объявилась, и кажется - зачем покупать газеты и журналы? Но (я много раз приводил этот пример) Япония, которая во много раз лучше нас компьютеризирована, при сопоставимом количестве жителей - у них 123 миллиона, у нас 145 - имеет тиражи газет в 11-13 миллионов, как у нас в советские времена с принудительной подпиской. У них люди читают бумажную прессу, причем без принуждения и несмотря на обилие компьютеров. Значит, есть тяга к этому. Я оптимистично смотрю и в наше будущее. Думаю, бумажная пресса не умрет.

- А как же быть с молодежью, которая не читает?

- Может, какие-то демографические провалы у нас и будут среди читателей. В 90-е годы дети, которым было лет по семь, росли без детской прессы и книжек - денег не хватало, да и книг не было. Они-то и сейчас не читают. А сегодняшним двух-трехлетним родители уже покупают книжки, и к десяти годам они, глядишь, начнут читать "Пионерскую правду", а потом и "Вечернюю Москву".

- Вы считаете вашу газету успешной? Она ведь не только выжила, но и развивается.

- Сложный вопрос. Нам хотелось бы, чтобы газета стала еще лучше.

- Из обстоятельств, отягчающих ваше существование, что вы назвали бы в первую очередь?

- Это общие проблемы, существующие для всех печатных СМИ.

- "Вечерняя Москва" - единственная вечерняя газета в столице. Ярко выраженных конкурентов у нее нет?

- Ярко выраженных нет. Год назад закрылась "Столичная вечерняя газета". Это был очень интересный, яркий проект, там работали хорошие журналисты. Но, на мой взгляд, создатели газеты ошиблись в выборе ниши, в выборе своего читателя, сделав упор на тот самый средний класс, которого у нас пока нет. Они сделали ставку на него - и не выдержали, закрылись. Поэтому наше издание сейчас единственное вечернее. Но есть городские газеты, да и любые другие, с которыми мы так или иначе конкурируем. И нам приятно, что в рейтинге "Комкона" за 2004 год по ежедневным газетам мы на пятом месте после "Московского комсомольца", "Комсомольской правды", "Жизни", "Коммерсанта" и опережаем таких монстров, как "Известия", "Московская правда", "Ведомости" и так далее. На мой взгляд, "Вечерняя Москва" должна быть второй газетой в семье после изданий, которые люди выписывают по своим политическим пристрастиям или профессиональным потребностям. А "Вечерняя Москва" - это газета для всех горожан. Она должна быть одинаково интересна всем - от бомжа до олигарха, потому что пишет о том, о чем не пишут другие газеты - о чисто городских делах и событиях. По идее мы должны быть газетой, необходимой для всех.

- Как вы думаете, через год, через два вам удастся стать необходимыми всем - от бомжа до олигарха?

- Не раньше чем через пять лет.

- "Вечерней Москве" более 80 лет. Бренд на вас работает или его по-прежнему приходится поддерживать, продвигать?

- Любой бренд надо поддерживать. Но, конечно же, "Вечерняя Москва" - это хороший, раскрученный бренд. Он известен всем - не только москвичам, и работает на нас.

- Как вы оцениваете свой почти пятилетний вклад в развитие газеты? Нескромный вопрос предполагает нескромный ответ.

- Один человек не может ничего сделать. Все делает команда, создать которую должен главный редактор. Это трудный процесс, причем перманентный. Но основа команды у нас есть, и мы вместе кое-что уже сделали: перевели газету на цвет, увеличили ее объем, изменили в корне ее структуру - я проповедую идею сугубо городской газеты. Не нужно в ней международной, общероссийской тематики - только городская. Это мы сделали. Команда у нас хорошая, и мы понимаем, что наш путь правильный. А уж оценивать наш труд читателям.

- Валерий Петрович, расскажите, пожалуйста, немного о себе - нечто вроде досье для рубрики "Кто есть кто" портала печатных СМИ Witrina.Ru

- Заметки в газеты начал писать еще в школе. Учился в МГИМО, перевелся на журфак МГУ и окончил его. Работал в студенческой прессе. Была в свое время очень хорошая школа для студентов - стройотряды, где мы сами делали газеты - настоящие, отпечатанные в типографии, - и сами организовывали их доставку. В 20 лет я был редактором такой газеты, которая распространялась в огромной Целиноградской области. Потом был редактором альманаха "Студенческий меридиан", работал в журнале "Смена", газете "Правда". Затем заместителем редактора в "Московской правде", главным редактором "Вечернего клуба" - газете, которой очень горжусь. Это был очень хороший период в жизни, почти десятилетний. Ну а с 2000 года я в "Вечерней Москве".

- Это тоже хороший период?

- Очень ответственный.

- Есть мнение, что журналистика - не профессия. Что вы на это скажете?

- Это профессия, причем очень серьезная. К тому же это не только творчество, а еще и производство, технология, требующие серьезного к себе отношения и знаний.

- Журфак МГУ - хорошая школа?

- Это уникальное место, которое готовит великолепные кадры. Декан факультета Ясен Николаевич Засурский всегда разрешал студентам работать в редакциях. Это позволяло готовить уникальные кадры. И потом, факультет журналистики - высокая университетская школа.

Валерий Петрович Евсеевглавный редактор газеты "Вечерняя Москва", член жюри Национальной премии "Золотой Лотос"

Родился 4 апреля 1944 года в г. Белебей Башкирской АССР. Окончил факультет журналистики МГУ. Действительный член Международной академии информатизации. Работал редактором альманаха "Студенческий меридиан", первым заместителем ответственного секретаря журнала "Советские профсоюзы", редактором отдела журнала "Смена", cпециальным корреспондентом газеты "Правда", первым заместителем главного редактора газеты "Московская правда", главным редактором газеты "Вечерний клуб".

С марта 2000 года — главный редактор газеты "Вечерняя Москва".

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, медалями "За освоение целинных земель", "За заслуги в укреплении боевого содружества", "В память 850-летия Москвы". Лауреат премий Союза журналистов СССР, Союза журналистов России. Член Союза писателей Москвы. Член правления Союза журналистов Москвы, член правления Центрального дома работников искусств.

Женат. Двое детей — сын и дочь. Увлекается боулингом.