Медиановости

21 марта 2005 15:23

"Очередной всплеск активности демшизы продемонстрировала ситуация в "МН"

Дико смешное интервью Березовского про демократию и прессу.

— Господин Березовский, считаете ли вы полезной консолидацию общественных и политических сил России, добивающихся демократизации страны?

— Это самая насущная проблема современной России. Необходимость консолидации всех сил, выступающих за демократизацию означает выступление против существующего сейчас в России авторитаризма, а во многих чертах — уже и тоталитаризма.

— Леонид Невзлин утверждает, что он, вы и Владимир Гусинский согласовали политическую позицию. В чем она выражается?

— У нас не было никакого согласования политической позиции. Она остается неизменной с момента начала перемен в России — с момента президентства Ельцина. С этого времени она никогда не менялась. И состоит она в необходимости обеспечить демократический путь развития России. На сегодняшнем этапе, как я уже отмечал, необходима консолидация всех сил для свержения антиконституционного путинского режима. И при этом возможна консолидация как демократических сил, так и других политических сил — считающих, что возможны иные политические конструкции, но, тем не менее, противостоящие существующему в России режиму.

— Значит ли это, что между вами, Гусинским и Невзлиным не существует никаких договоренностей?

— Нет, почему же? Договоренности, безусловно, существуют. В их число как главный приоритет входит помощь в объединении всех антипутинских сил, включая тех, кто называет себя демократами, и тех, кто ими себя не называет, — например нацболов. В этом у нас единая позиция, и мы просто подтвердили ее.

— Считаете ли вы, что финансирование вами или Невзлиным отдельных политиков является фактором, провоцирующим раскол в оппозиции?

— Эту идею насаждает Кремль. Это он утверждает, что наши деньги не объединяют, а раскалывают оппозицию. Проблема в том, что других независимых от Кремля денег в России не существует. И все кривляния СПС или "Яблока" (в частности Явлинского, который по существу угробил демократическое движение в России) по поводу того, что они не могут сотрудничать с олигархами, являются частью пропаганды Кремля. Явлинский в данном случае выступает рупором этой пропаганды, поскольку все остальные деньги, которые могут получать демократические движения, контролируются Кремлем. Но Кремль никогда не будет финансировать реальную оппозицию самому себе. Поэтому все это не более чем кремлевско-гебешная операция.

— А какую роль в ваших политических планах вы отводите СМИ?

— Иную, чем отводил раньше. При Ельцине СМИ были свободными и выражали различные позиции противоборствующих политических сил. Так, например, было в 1999 году, когда телеканал Гусинского поддерживал Примакова и Лужкова, а ОРТ, который контролировал я, поддерживал Путина и Ельцина. Сегодняшняя государственная монополия на телеканалы не означает, что СМИ не играют никакой роли. До сих пор в России сохранились СМИ, обладающие относительной свободой — например, "Эхо Москвы" или принадлежащий мне "Коммерсант". Но у журналистов, даже в "Коммерсанте", есть понимание того, что им делать разрешено, а что приведет к закрытию газеты. С моей точки зрения центр тяжести сопротивления режиму переместился сейчас из СМИ на улицу. И единственный способ свергнуть, изменить этот режим — это выход на площадь.

— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию вокруг "Московских новостей"?

— Я уже говорил, что огромный ущерб демократическому движению в России нанес Явлинский и так называемая "демшиза". К сожалению, очередной всплеск активности демшизы продемонстрировала ситуация в "МН". Считаю, что в этом повинны люди, которые свои личные амбиции ставят намного выше дела объединения демократических сил России.

— Кого вы конкретно имеете в виду?

— Всех без исключения. Они не имели права не договориться между собой, понимая, какую ответственность они сегодня несут в качестве одного из немногих неподконтрольных Кремлю СМИ.