Медиановости

21 марта 2005 16:56

Какая муха укусила Хакамаду?

Человек, как известно, ко всему привыкает. Например, на этой неделе мне стало понятно, что всего за несколько лет наше телевидение изменилось просто до неузнаваемости. А мы взяли, да и привыкли.

В минувший четверг, когда произошло покушение на Анатолия Чубайса, еще до того, как появились первые версии, я вдруг поймала себя на мысли, что мне было бы страшно интересно узнать, что думают по этому поводу всякие известные люди. Причем чтобы они не короткие отредактированные комментарии в новостях давали, а собрались все в какой-нибудь студии и в прямом эфире (о ужас!) обсуждали все это, спорили и пр. Больная фантазия, скажите вы?

Цитата

” Скандальность темы и самой фигуры Сорокина не идет, на мой взгляд, ни в какое сравнение с поведением самой Ирины Муцуовны

А когда-то подобное было в порядке вещей. Не так давно мы "отметили" две печальные даты: 1 марта – 10 лет со дня гибели Влада Листьева, 9 марта – 5 лет со дня гибели Артема Боровика. Разумеется, я не сравниваю эти трагические события со, слава Богу, неудачным покушением на Чубайса. Просто я очень хорошо помню тот знаменитый эфир, когда в день убийства Листьева в Останкино собрались буквально все, кто хотел высказаться по этому поводу. Помню и слова Артема Боровика о том, что кто-то будет следующим….

На сегодняшний день выход подобной программы просто невозможен. Такое ощущение, что даже во времена раннего "Взгляда", еще до 1991 года, когда, как говорят, практически каждый сюжет программы нужно было пробивать, обстановка на телевидении была куда либеральнее.

А то ведь, куда как проще поназаписывать передач на политкорректные темы и показывать их в строго отведенное время в перерывах между очередным сериалом про милиционеров и, скажем, концертом Сергея Дроботенко. Справедливости ради, правда, надо отметить, что кое-какие откровения иногда еще удается услышать. Разумеется, в записи, так что все откровения и критика строго дозированы.

Например, в минувшую пятницу на ток-шоу Светланы Сорокиной "Основной инстинкт" обсуждались активно проводимые в этом году социальные реформы. Так вот, тот, кто не заснул от скуки и не испугался суровых лиц собравшихся в студии (впрочем, с какими еще лицами можно обсуждать у нас социальные реформы?), мог заметить, что в адрес правительства, которое представлял вице-премьер Александр Жуков, звучала весьма серьезная критика. Позвали даже некогда завсегдатая "Основного инстинкта" Григория Явлинского. И все же основным лейтмотивом программы стало ненавязчивое втолковывание, что вот, мол, видите, проблема монетизации льгот решается успешно, так что не надо бояться социальных реформ, какими бы бессмысленными и грабительскими они вам ни казались. Прямо политпросвещение. Послушали про серьезное – теперь можете "Поле чудес" посмотреть. Как в детском саду.

А вот в передаче "К барьеру!" на этой неделе все было жестко. Говорили о порнографии. Точнее, о Владимире Сорокине и его несчастном либретто к опере "Дети Розенталя". Ирина Хакамада защищала либретто от лидера "Идущих вместе" Василия Якеменко. Однако, скандальность темы и самой фигуры Сорокина не идет, на мой взгляд, ни в какое сравнение с поведением самой Ирины Муцуовны. Единодушное решение судей и зрителей присудить победу Хакамаде вообще невозможно понять.

Какое-то время я просто не верила своим ушам. Разве так бывает? Чтобы умный, тонкий, интеллигентный человек запросто, с ходу произносил фразы типа "Вы ничтожество"? Как я ни старалась, но кроме снобизма, хамства и озлобленности, в речах Хакамады не услышала ничего. Постоянный переход на личности, оскорбления. Да будь она хоть трижды права, ничто не может оправдать и объяснить подобное некорректное поведение. Мне было ужасно грустно: как будто я потеряла близкого друга. Я понимаю, что программа "К барьеру!" задумана как дуэль, схватка двух идеологических противников, но разве это предполагает обмен оскорблениями, причем, еще и личного характера?

А вот в воскресенье в итоговой программе Владимира Познера "Времена", напротив, все было очень интеллигентно. Правда, и тема была соответствующая: реформа образования. Перед большими учеными держал ответ министр образования и науки Андрей Фурсенко. Весьма достойно, кстати, держал.

Ну, что мы все о серьезном… Как будто нет развлекательных передач. А они есть, их даже стало больше! Вот уже вторую неделю подряд в воскресенье вечером на РТР выходит новое шоу Дмитрия Диброва "Я готов на все!" . Шоу это является чудовищным гибридом "Жди меня" и "Фактора страха". Оказывается, и такое возможно. Например, в минувшее воскресенье в передаче рассказывалось о том, как одна женщина средних лет решила прыгнуть с тарзанки, но не просто так, задаром, а за то, чтобы (внимание!) ее мужа отправили на подводную охоту. Какой-то абсурд. Когда показывали сам прыжок и подготовку к нему, весь зал почему-то рыдал. Вообще, все это отдавало какими-то средневековыми развлечениями: один человек мучается, а другие на него смотрят и таким образом развлекаются. В следующем сюжете мама, папа и дочка учились синхронному плаванию ради того, чтобы младшая дочь поехала в Лапландию. То есть, если в первом случае основным испытанием был страх, то в данном случае участники "наказывались" тем, что становились всеобщим посмешищем. Ну что ж, кому что больше нравится. Зато у РТР теперь есть свое полноценное шоу, судя по всему, с большим бюджетом. Так что все по-взрослому.

Почему Соловьев стал скучным?

А вот Первый канал велосипед изобретать не стал. Все уже привыкли к традиционным пятничным шоу на Первом - сначала "Фабрика звезд", потом отборочный конкурс "Евровидение". А поскольку свято место, как известно, пусто не бывает, по пятницам теперь выходит так называемая "Большая премьера" - шоу, сделанное в стилистике новогоднего огонька. Участвуют в нем штатные сотрудники Первого канала и дружественные ему деятели шоу-бизнеса. Ведут это шоу отец и сын Урганты. Но даже несмотря на их остроумие, передача получается весьма вымученной, впрочем, по-моему, это неизбежная участь всех капустников, особенно, если их нужно делать каждую неделю.

Наверное, это вообще одна из самых сложных задач - развлекать. И секрет, наверное, кроется вовсе не в дороговизне и масштабности шоу. Чем объяснить, например, популярность "Что? Где? Когда?" , передачи, существующей уже тридцать лет? И в этом, кстати, немалая заслуга Первого канала, не просто получившего эту программу, так сказать, по наследству, но и сумевшего вдохнуть в нее новую жизнь. Казалось бы, ну что общего у юриста Михаила Барщевского, писательницы Татьяны Устиновой, певца Николая Баскова, поэта Ларисы Рубальской, депутата Олега Морозова и композитора Александра Журбина? Какая-то гремучая смесь. А их взяли и объединили в одну команду знатоков. Вложений минимум, а в итоге - очень живая и интересная передача.