Медиановости

22 марта 2005 13:53

Современные информационные войны

СМИ против государства или государство против СМИ?

О притеснениях свободы слова в России не раз говорили официальные представители Запада. Однако в ответ на это российские власти заявляли, что против Москвы ведется целенаправленная пропагандистская кампания, направленная на искажение реального положения дел.

Более того, спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов, выступая 15 марта в Женевском отделении ООН, комментируя западные обвинения в зажиме свободы слова и СМИ, заявил, что, по его глубокому убеждению, в России нет цензуры со стороны государства. Скорее наоборот - иногда СМИ ведут такую информационную политику, которая портит имидж государства.

Как обстоят дела на самом деле - в Еженедельном бюллетене событий рассказывает Центр экстремальной журналистики.

I. Главные события

1. По инициативе Международного антитеррористического Медиафорума "СМИ против терроризма и наркоугрозы" начинает действовать система обучения представителей СМИ государств-членов ОДКБ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан), работающих на контртеррористическом направлении, в кризисных ситуациях и "горячих точках". Обучение будет вестись на базе Международного центра подготовки специалистов по борьбе с экстремизмом и терроризмом МВД РФ под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности.

Организаторы учебы исходят из того, что профессиональная деятельность журналистов в "горячих точках" и при освещении контртеррористических операций напрямую сопряжена с рядом специфических факторов, присутствующих в работе различных государственных и специальных ведомств, призванных противостоять угрозам и вызовам. Знания общей организации этой деятельности, правовых основ и специфики действий специальных подразделений принципиально важны для оперативного и объективного освещения средствами массовой информации данной тематики.

Шестидневной программой подготовки предусматривается знакомство с нормативно-правовой базой, тактикой деятельности антитеррористических подразделений, овладение навыками действий в экстремальной обстановке, мерами личной безопасности при выполнении профессиональных задач.

Первая группа журналистов в количестве до 30 человек будет в основном сформирована из представителей электронных СМИ. Она начнет занятия с 30 марта. Всего в текущем году запланировано три поточных цикла такого обучения.

2. Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов во время своего визита в Швейцарии, выступил 15 марта в Женевском отделении ООН с рядом политических заявлений, комментируя западные обвинения в зажиме свободы слова и СМИ. Он заявил, что, по его глубокому убеждению, в России нет цензуры со стороны государства. Скорее наоборот - СМИ ведут иногда такую информационную политику, которая портит имидж государства.

Следует исключить двойные стандарты в подходе к ситуации с правами человека в Чечне, подчеркнул председатель Совета Федерации Сергей Миронов. "В Чечне идут сложные процессы, но они - позитивные, так как направлены на строительство реальных государственных и политических структур. В частности, осенью ожидается проведение выборов парламента республики", - сказал Сергей Миронов.

На пресс-конференции он призвал политиков "исключить двойные стандарты в отношении террористов, действующих в Чечне". "Нельзя убийц невинных людей, в том числе детей, называть повстанцами, - подчеркнул он. - Независимо от национальности и вероисповедания, все террористы являются преступниками". "Мы - за непредвзятый подход, против двойных стандартов", - добавил спикер СФ.

3. Международный комитет по защите журналистов обвинил российские власти и президента Владимира Путина в притеснении журналистов и навязывании средствам массовой информации своей точки зрения. В ежегодном докладе о положении прессы в 2004 году специалисты комитета утверждают, что Россия, как никакая другая страна мира, продемонстрировала отступление от принципов свободы слова.

"Проведенная в середине года зачистка государственного телевидения от независимых голосов и вызывающее тревогу подавление информационных репортажей во время бесланского кризиса с заложниками ознаменовали год, на протяжении которого российский президент Владимир Путин ужесточал контроль советского образца за средствами массовой информации", - сказано в пресс-релизе комитета по защите журналистов.

Комитет в защиту журналистов соглашается, что в России существуют масс-медиа, часто критикующие действия власти. Однако эксперты организации утверждают, что "ряду независимых газет и информационных веб-сайтов Кремль позволяет продолжать живые обсуждения и критику правительства, прежде всего потому, что они не оказывают политического влияния в национальном масштабе, ориентируясь на ограниченный элитный круг городских образованных читателей". Правозащитная организация полагает, что российские государственные телеканалы "воскресили старый советский подход к освещению событий, уделяя основное внимание ежедневным встречам Путина с кабинетом министров и международными лидерами".

Эксперты комитета также обвиняют спецслужбы в преследованиях российских и иностранных журналистов, а также в давлении на СМИ.

О притеснениях свободы слова в России не раз говорили официальные представители Запада. Однако в ответ на это российские власти заявляли, что против Москвы ведется целенаправленная пропагандистская кампания, направленная на искажение реального положения дел.

II. Нападение на журналистов и редакции

В Санкт-Петербурге было совершено нападение на собственного корреспондента издания "Дело №" Макса Леонова.

В январе этого года в седьмом номере "Дела", основной темой которого стали нераскрытые заказные убийства в России, были опубликованы два материала, не только затронувшие расклад скрытых сил в современном Петербурге, но и пролившие свет на реальную деятельность одного из руководителей милиции северной столицы.

Сразу после появления этой публикации журналист получил предупреждение по телефону о грозящей ему опасности. Из слов звонившего следовало, что факты журналистского расследования "сильно не понравились" начальнику криминальной милиции Санкт-Петербурга Владиславу Пиотровскому.

В редакцию из источников в правоохранительных органах поступила информация о том, что мобильный телефон Леонова находится на прослушивании, а за ним самим негласно установлено наружное наблюдение.

Утром двадцать восьмого февраля в редакцию поступило сообщение о нападении на журналиста. В момент нападения он в первый раз после анонимного предупреждения оказался на улице один. По заявлению врача, осматривавшего журналиста после нападения, удар неминуемо привел бы к гибели, не пройди он по касательной. Диагноз - установленный врачами Мариинской больницы, куда Леонов был доставлен "скорой",: открытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга.

В редакции не утверждают, что нападение на корреспондента - заранее спланированная акция, связанная с его профессиональной деятельностью. Но коллеги и не исключают такого варианта.

III. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу

1. Комитет по делам печати Нижегородской области пытается обязать государственные СМИ размещать позитивную информацию о губернаторе. В ряд СМИ Нижегородской области, финансируемых из областного бюджета, комитетом был направлен договор, согласно которому средства массовой информации обязуются размещать позитивную информацию о губернаторе. Копия одного из таких договоров, который комитет пытался заключить с государственной областной вещательной студией ННТВ, оказалась в распоряжении Нижегородского телеграфного агентства.

Согласно данному договору комитет обязуется ежемесячно выделять на содержание ННТВ денежные средства и "предоставлять через пресс-службу губернатора информацию о деятельности губернатора и правительства Нижегородской области". Согласно договору, ННТВ обязуется "активно способствовать информационному обеспечению деятельности губернатора и правительства Нижегородской области"; "размещать в эфире сообщения и материалы и другую информацию о деятельности губернатора и правительства Нижегородской области (не менее 15% объема вещания ежемесячно)". Ежемесячно ННТВ должна отчитываться перед комитетом за исполнение вышеуказанного пункта договора.

Подобные проекты договоров поступили также в адрес руководителей газет "Нижегородские новости" и "Земля нижегородская". Напомним, что учредителем студии ННТВ, "Нижегородских новостей" и "Земли нижегородской" является Законодательное собрание Нижегородской области. Руководство данных СМИ обратилось к учредителю с тем, чтобы получить правовую оценку предлагаемого договора.

В заключении правового управления областного парламента некоторые пункты договора называются неправомерными. Юристы парламента утверждают, что ни правительство Нижегородской области, ни комитет по делам печати не являются учредителями или соучредителями ННТВ. Комитет вправе заключить с ННТВ договор о сотрудничестве, но предусмотренные в областном бюджете средства на поддержку ННТВ не могут выступать в качестве оплаты за выполнение работы по другому договору.

2. Газету "Петербургский Час пик" обвиняют в клевете активисты Национал-большевистской партии (НБП). Они считают клеветническим материал, опубликованный в №11 газеты за подписью Евгения Зубарева. Члены НБП заявляют, что в последнее время "немало таких статей появилось в интернете и других СМИ, что позволяет говорить о целенаправленной информационной атаке против все более популярной в массах НБП". По их мнению, журналист не просто лжет, он еще и приписал собственный измышления матери одного из лишенных свободы членов НБП - Владимира Линда. Так, журналист с ее слов утверждает, что партия ничем не помогает своим заключенным, а деньги, собранные для них на митингах, якобы уходят неизвестно куда". Партия потребовала от редакции "Петербургского Часа Пик" опубликовать опровержение и извиниться перед НБП и Натальей Николаевной Линд за искажение ее слов.

3. В адрес редактора Информационного центра Общества российско-чеченской дружбы (Нижний Новгород) Оксаны Челышевой поступили угрозы расправы. 14 марта вечером в Нижнем Новгороде неизвестные распространили листовки с клеветой, оскорблениями и угрозами в ее адрес.

В листовке, в частности, от имени Молодежного патриотического фронта сказано: "Мир устал от террористов...Но среди нас есть "нелюди", которые... принимают обличие добропорядочных граждан, но поддерживают теракты, проводимые чеченским боевиками, получают от них деньги, оказывают им помощь. Одна из них живет рядом с вами - "чеченская подстилка" Оксана Челышева. Позор и презрение ей! Мы готовы с ней бороться". В листовке приведен адрес Оксаны Челышевой.

Правозащитники намерены потребовать от прокуратуры возбуждения по данному факту уголовного дела.

4. Сотрудники русской редакции радиостанции "Немецкая волна" направили обращение редакции "Российской газеты".

Обращение вызвано открытым письмом бывшего сотрудника радиостанции "Немецкая волна" Людвига Гибельгауса, опубликованным в "Российской газете" 18 февраля этого года. Не вдаваясь в подробности конфликта, побудившего Людвига Гибельгауса написать вышеуказанное письмо, они считаем необходимым заявить, что обвинения в "злорадстве при освещении российских проблем", в "манипуляции информацией и подтасовке фактов", в "патологической ненависти к России" являются откровенной и, видимо, злонамеренной ложью и клеветой. Такой же ложью и клеветой, по мнению авторов обращения, является и заголовок письма "Предписано критиковать Россию по любому поводу".

Авторы обращения также утверждают, что за время их работы в русской редакции на радиостанции "Немецкая волна" они ни разу не получали от руководства каких-либо указаний или инструкций, касающихся выбора тем, расстановки акцентов или способа подачи материала. Они подчеркивают, что их передачи не подвергаются цензуре. Авторы обращения (Е. Грановская, В. Фрадкин, А. Буцко) просят редакцию опубликовать их письмо.

5. 17 марта в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области сотрудниками городской милиции был арестован тираж газеты "Владимирский край". Как пояснила журналистам редактор "Владимирского края" Ирина Табацкова, арест тиража сотрудниками милиции мог быть вызван содержанием газеты. В номере, подвергшемся аресту, журналисты "Владимирского края" подготовили материалы об еще одной поздравительной открытке партии "Единой России" - "Поздравление с 8 марта". По мнению редакции, на открытке используется фото "мамы и дочки", взятое с американского сайта fotosearch.com. По словам Ирины Табацковой, именно "Владимирский край" две недели назад так же разоблачил местное отделение партии "Единая Россия", поздравивших жителей области с праздником "День защиты отечества" открыткой, где мощь России демонстрировала натовская военная техника.

6. Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло в марте постановление "Об аккредитации журналистов в органах исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики". Новое Положение, в частности, устанавливает процедуру запроса аккредитации журналиста в пресс-службе президента и правительства. Теперь к заявке на аккредитацию должны быть приложены (кроме прочих документов) копии трех публикаций журналиста о деятельности органов исполнительной власти. Пресс-служба выносит решение об аккредитации в течение месяца, при этом она обязана согласовать его с руководителем Администрации президента республики.

Среди оснований, по которым журналист может быть лишен аккредитации, наряду с распространением несоответствующих действительности сведений, порочащих деятельность президента и правительства республики, в постановлении указано "использование неэтичных выражений".

IV. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу

1. 15 марта 2005 г. в Тимирязевском суде Москвы начались слушания по делу главного редактора журнала "Русич" Виктора Корчагина, который обвиняется в разжигании межнациональной вражды.

Напомним, что 24 ноября 2004 г. Тимирязевский суд признал Виктора Корчагина виновным в возбуждение национальной ненависти, но освободил его от отбывания наказания в связи с истечением срока давности преступления. 23 декабря 2004 г. Московский городской суд отменил приговор и направил его дело на новое рассмотрение.

В ходе нынешних слушаний прокурор зачитал обвинительное заключение, в котором, в частности, отмечается, что "материалы журнала "Русич" направлены на разжигание вражды в отношении евреев и кавказцев, возбуждение религиозной вражды в отношении христиан, включая православных, иудеев и мусульман". По мнению следствия, об этом свидетельствуют, в частности, следующие выдержки из журнала "Русич" №3: "Каждый народ имеет свои национальные особенности. Жестокость и коварство кавказцев и добродушие и честность русских ставят в слишком неравные условия русский народ при совместном их проживании".

В обвинительном заключении также указывается, что в 1995 г. Виктор Корчагин уже был признан виновным в совершении преступлений - умышленные действия, направленные на возбуждение национальной вражды и унижение национального достоинства. В обвинении делается вывод о том, что "действия Корчагина носят целенаправленный, систематический характер на разжигание национальной, религиозной вражды путем распространения печатных материалов".

Обвиняемый по-прежнему не признает своей вины.

2. 15 марта 2005 г. сайт "Русская Защита" сообщил, что в начале марта прокурором города Вилючинска Камчаткой области возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти). Ответчик - член Национал-демократической партии России Юрий Слобожанинов. У подследственного был произведен обыск, в результате которого изъят системный блок компьютера.

Прокурора города Андрей Новицкий сообщил журналистам, что Юрию Слобожанинову "инкриминируется распространение листовок и электронных сообщений, содержащих антисемитские лозунги". По словам прокурора, назначена лингвистическая экспертиза листовок и электронных сообщений, которые рассылал Юрий Слобожанинов. Следствие планирует также провести и психиатрическую экспертизу подследственного. Прокурор подчеркнул, что дело по факту разжигания национальной вражды возбуждено на Камчатке впервые.

3. Заводский суд города Кемерово вынес обвинительный приговор студенту местного юридического факультета, публиковавшему в сети Интернет "материалы экстремистского содержания", сообщает Газета.Ру со ссылкой на Интерфакс. Какое именно наказание определил суд, пока не разглашается по просьбе адвокатов, сообщил пресс-секретарь управления судебного департамента при Верховном суде в Кемеровской области Геннадий Мулинов.

По его словам, уголовное дело в отношении студента было возбуждено около трех лет назад по статьям 280 и 282 УК на основании публикаций, размещенных в сети на сайте некой нелегальной организации. "Материалы, опубликованные под псевдонимом Хорд, привлекли внимание УФСБ и правоохранительных органов области. В них усматривались призывы к свержению конституционного строя и разжиганию национальной розни", - отметил пресс-секретарь. Он также сообщил, что в доме у автора публикаций были обнаружены печатные варианты материалов и партийные инструкции. Однако следствию, по его словам, предстояло доказать, что материалы действительно носят экстремистский характер.

4. Редакция омской газеты "Ваш Ореол" проиграли судебный процесс врачу Светлане Белоноговой, о которой газета писала дважды в прошлом году в статьях "За смерть трехлетнего Саши никто не ответит" от 17 марта и "Врач Светлана Белоногова в тюрьму не села" от 11 августа. В этих публикациях сообщалось о том, что из-за нежелания врача ночью наблюдать за состоянием пациента он умер. Врач подала иск на газету о защите чести, достоинства, деловой репутации, выставив моральный ущерб на значительную сумму. Редакция не смогла документально подтвердить свои утверждения.

5. Акционерное общество "Волга" (Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, Нижегородская область) недели обратился в арбитражные суды с исками о защите деловой репутации юридического лица и возмещении нематериального вреда. Этот вред, по мнению истца, причинен предприятию (ЦБК) изданиями "Ленинская смена" (Нижний Новгород") и "Московский комсомолец в Нижнем Новгороде".

Руководитель информационных проектов ЦБК Алексей Агуреев сообщил журналистам, что данные издания размещали статьи, которые содержали заведомо ложную информацию, порочащую репутацию предприятия. ЦБК требует взыскать с газет в счет компенсации нематериального ущерба по 10 млн. рублей.

Напомним, что ранее представители ЦБК заявляли, что против ОАО "Волга" предпринимаются попытки ведения корпоративной войны. Якобы представителями "Базового элемента" летом 2004 года было сделано предложение председателю наблюдательного совета директоров ОАО "Волга" о продаже акций комбината "Волга". Это предложение было отклонено. По словам представителя ЦБК, после отказа продавать акции начались "интриги вокруг предприятия", в частности, "ложные публикации в некоторых СМИ" об обращении работников комбината к руководству страны, где описывалась сложная экономическая ситуация на комбинате.

6. Прокуратура Санкт-Петербурга вынесла главному редактору газеты "За русское дело" Олегу Гусеву официальное предупреждение "о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления экстремистской деятельности". Предупреждение вызвано перепечаткой статьи "Русофобия в действии. Еврейское счастье, русские слезы...", ранее размещенной на сайте газеты "Русь Православная".

Ранее прокуратурой города проведена проверка по обращению председателя общественной организации "Демократическая Россия" Руслана Линькова. Он просил проверить скандальную статью на соответствие законодательству о противодействии и недопущении экстремистской деятельности.

Проведенной проверкой было установлено, что в статье "Русофобия в действии. Еврейское счастье, русские слезы...", снабженной примечанием "От редакции "За русское дело" содержатся призывы к осуществлению экстремистской деятельности. В материалах присутствует деление общества на различные группы, выделяемые главным редактором и авторами публикаций по признакам: национальному (этническому) - группы русских и нерусских (наиболее часто - евреев), религиозному (конфессиональной принадлежности) - группы православного вероисповедания и группы иноконфессиональные - иудеи и др., внутриконфессиональные группы различного подчинения РПЦ, социальные группы различных политических ориентации. Взаимоотношения и взаимодействия между всеми группами представлены как конфронтационные и враждебные.

Характер материала, по мнению прокуратуры, свидетельствует о направленности на разжигание ненависти и вражды, а также унижение достоинства лиц еврейской национальности.

7. Ленинский районный суд Иваново рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Сальниковой Тамары Александровны к обществу с ограниченной ответственностью "Ивпресс" Валерию Сметанину о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда.

Суд признал не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Тамары Сальниковой содержащиеся в статье ответчика "Спорт, детский отдых и коррупция" в номере областной независимой еженедельной газеты "Иваново-пресс" от 5 октября 2004 года ряд сведений.

Суд учел тот факт, что истец в течение длительного времени занимает должность руководителя областного уровня (глава Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования РФ), является известным в области и за ее пределами лицом, в связи с чем распространение порочащих ее сведений причиняет существенный вред ее деловой репутации".

Ответчики на судебном заседании пытались убедить суд, что конкретных фактов статья не содержит, журналист не обвиняет Сальникову в хищениях государственных средств и в соучастии в преступной группе. Газета имела в виду только "возможность прокачки денег...Сальникова могла иметь с этого процент...". Суд отметил и характерные заголовки публикаций - "Спорт, детский отдых и коррупция", "За Сальникову заступаются теневые структуры", "Сальникова посмеялась над Путиным".

С учетом изложенных обстоятельств суд определил размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца с ООО "Ив-пресс" - 20000 рублей, с Валерия Сметанина - 3000 рублей.

8. Тверской суд Москвы на заседании 18 марта удовлетворил два иска президента компании "Интеко" Елены Батуриной к газете "Коммерсант".

В статье "Нефтяники всплыли в аквапарке", опубликованной в "Коммерсанте" 5 марта 2004 года, утверждалось, что Елена Батурина "скрывала свое участие в проекте "Трансвааль-парка" не только от общественности, но, видимо, и от мужа". Мужем Елены Батуриной является мэр Москвы Юрий Лужков.

Эти сведения авторы статьи увязали с информацией о деятельности государственной комиссии по расследованию обстоятельств обрушения кровли "Трансвааль-парка" и установлению виновных лиц в этой трагедии. Тверской суд Москвы признал распространенные сведения газетой "Коммерсант" не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство Елены Батуриной, и обязал редакцию газеты опубликовать их опровержение.

Кроме того, суд удовлетворил другой иск Елены Батуриной, предъявленный газете "Коммерсант" по поводу публикации статьи "Мэр с комплексами" (номер газеты от 29 января 2004 года). В этой статье сообщалось, что "судьбу Валерия Шанцева решила Елена Батурина". Эти сведения также признаны судом не соответствующими действительности и подлежащими опровержению.

Адвокаты истца Дмитрий Штейнберг и Светлана Царева сообщили, что "никаких доказательств, подтверждающих факт участия Елены Батуриной в проекте "Трансвааль-парка", редакция газеты "Коммерсант" и авторы статей в суд не представили. Что же касается судьбы Валерия Шанцева, то он был и остается вице-мэром города Москвы и никто его судьбу на этом посту не решал".

Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Бориса Пантелеева к главе III.1

Конфликт между Нижегородским Законодательным Собранием и Комитетом по делам печати областной администрации интересен с правовой точки зрения. Мы считаем вполне обоснованной и убедительной позицию сотрудников правового управления Законодательного Собрания Нижегородской области, которые утверждают, что региональный Комитет по делам печати в нарушение действующего законодательства пытается заключить специальные договоры со СМИ, по закону финансируемыми из областного бюджета.

Однако, помимо уже изложенной правовой аргументации, полагаем возможным добавить в порядке дискуссии следующие доводы. Всем известно, что в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафа на руководителей в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также - при наличии состава преступления - наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. За нецелевое использование бюджетных средств действительно предусмотрено уголовное наказание, в частности, по 285 статье Уголовного кодекса РФ, а также возможна ответственность по ряду других составов.

Таким образом, в результате системного анализа получается, что чиновники Комитета по делам печати Нижегородской области направив ряду местных СМИ проект договора попытались легализовать свои противоправные попытки использовать бюджетные средства не по их прямому назначению. Поскольку вместо объективного информирования населения региона о реальных событиях они намеревались таким образом профинансировать собственные пиаровские акции и скрытую рекламу собственного шефа. Все необходимые действия, зависящие от субъекта преступления, были не только спланированы, но и осуществлены, противоправное деяние осталось незавершенным по причинам, не зависящим от его авторов. Есть все основания для квалификации указанных действий в соответствии с УК РФ.

Тип события

Количество случаев

Нападения на журналистов

1 - Санкт-Петербург

Юридическое и судебное преследование журналистов

1 - Камчатская обл.

1 - Кемеровская обл.

1 - Нижегородская обл.

1 - Ивановская обл.

1 - Санкт-Петербург

3 - Москва

1 - Омская обл.

Иные формы давления на редакции и журналистов

1 - Нижегородская обл.

1 - Москва

1- Карачаево-Черкесская Республика

Ограничение доступа к информации

1 - Санкт-Петербург

1 - Владимирская обл.

1 - Нижегородская обл.

Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников