Медиановости

22 марта 2005 15:53

СМИ против блогов: кто влиятельнее

Известный поисковик по блогам Technorati опубликовал интересные графики, которые позволяют сравнить популярность традиционных СМИ и блогов в интернете.

Анализ цитируемости сайтов, проведенный Technorati, свидетельствует о том, что малопосещаемые блоги в совокупности имеют большее влияние, чем традиционные СМИ. Здесь проявляется так называемый эффект "длинного хвоста", который также проявляется во многих социальных, физических и биологических явлениях.

Как известно, посещаемость блогов заметно уступает посещаемости традиционных СМИ, причем уступает не на один порядок, а на несколько порядков, то есть в сто или тысячу раз. Но это еще ни о чем не говорит. Если сравнить цитируемость сайтов, то можно сделать совсем другие выводы. Именно рейтинг цитируемости более точно отражает влиятельность СМИ.

Например, вот на этом графике показано количество входящих ссылок для самых цитируемых веб-сайтов в интернете. Как видим, первые девять мест занимают традиционные СМИ (хотя в их число попал и Slashdot), с которыми очень трудно конкурировать. Это такие гиганты как NY Times, CNN и т.д. На дальше в этом списке уже больше блогов, чем традиционных СМИ. В частности, на местах с 10-го по 37-е располагаются 15 блогов и только 13 сайтов традиционных СМИ.

Правда, составители графика отмечают, что на нем не учтены позиции информационных агентств, таких как Associated Press и Reuters, потому что они публикуют информацию сразу на нескольких сайтах, и поэтому их рейтинг цитируемости очень трудно вычислить. Впрочем, это не изменит общей картины.

На графике приведены данные только по 37-ми самым влиятельным сайтам. Но можно предположить, что на последующих местах блогов уже заметно больше, чем сайтов традиционных СМИ. Это действительно так, поскольку блогосфера постоянно растет и уже насчитывает более 8 млн блогов, в то время как количество традиционных СМИ ограничено. Поэтому если говорить о сравнительной влиятельности блогосферы и традиционных медиа, то первая, возможно, даже имеет преимущество. Здесь проявляется так называемый эффект "длинного хвоста", который вполне применим к распределению влиятельности медиа.

Эффект "длинного хвоста" отлично иллюстрируется на третьем графике в исследовании Technorati. Это график с двумя логарифмическими шкалами: по вертикали откладываются самые влиятельные блоги, а по горизонтали - их совокупное влияние. Так вот, эффект "длинного хвоста" проявляется в том, что все малопосещаемые блоги в совокупности имеют гораздо большее влияние, чем самые популярные блоги по одиночке. Блоги из "хвоста" за счет своего огромного количества вместе даже более влиятельны, чем самые популярные из традиционных СМИ.

Впрочем, исследование основано на анализе ссылок только на сайтах, входящих в блогосферу. То есть речь идет о влиянии среди блоггеров, а не во всем обществе. Но факт остается фактом: традиционные СМИ явно уступают позиции под давлением миллионов блоггеров. Последние берут количеством.

Анатолий Ализар