Мнения
/ Интервью

25 марта 2005 17:07

Губернаторы меняются, а журналисты остаются

Сегодня состоится вручение наград победителям конкурса журналистского мастерства "Золотое перо - 2004". Номинанты уже известны, а имена обладателей главных призов мы узнаем через пару часов. Но, полагаем, очень многим интересно узнать, что скрывается за торжественными речами, как определяются "самые-самые", в чей адрес и произносятся эти слова. В интервью порталу Lenizdat.ru: члены жюри конкурса "Золотое перо" нынешнего года делятся своими мнениями о конкурсе и о его системе судейства.

Даниил Коцюбинский: "Полной объективности нет"

Lenizdat.ru: Каково Ваше личное отношение к конкурсу? Что он для Вас значит?

Д.Коцюбинский: Конкурс "Золотое перо" - это, на мой взгляд, важное событие для журналистского сообщества Петербурга, поскольку любая общность живет традициями. В нашей корпорации их не так много, но эта – одна из наиболее главных, наиболее заметных. И поэтому мое участие в конкурсе вот в этом контексте я и воспринимаю.

Свою задачу как члена жюри я вижу в том, чтобы пройти по грани, которая разделяет раздачу премий своими своим же и некую абстрактную высшую справедливость, потому что высшей справедливости нет даже в суде, как известно, судья тоже человек. И тем более, в такой вкусовщинной затее, как творческий конкурс, конечно, всегда присутствует субъективный фактор, какие-то лоббистские устремления, зависть, эмоции, интересы, - это с одной стороны. А с другой стороны, есть все-таки, некие такие представления о том, что хорошо, и что плохо. Хотелось бы, чтобы в идеале жюри соблюдало равноудаленность от этих двух крайностей. Я со своей стороны пытаюсь ее соблюсти, ну а насколько это удается, судить, наверное, не мне. Как мне кажется, с годами конкурс в плане судейства, по меньшей мере, не ухудшается, и эта равнодействующая, скорее, выравнивается, чем искажается. Но я смотрю на это с осторожным оптимизмом, и, в частности, на грядущий конкурс.

Lenizdat.ru:: А по каким критериям определяют победителей в номинациях?

Д.Коцюбинский: Это оценочный подход, и критериев, например, по количеству знаков, слов, или грамматических ошибок никаких нет – это же не экзаменационное сочинение. Просто предполагается, что в жюри сидят люди, обладающие хорошим профессиональным вкусом, способные отличить удачную журналистскую работу от менее удачной и великую от просто замечательной. Никаких объективных критериев здесь быть не может, то есть это исключительно личное усмотрение, помноженное на всеобщий консенсус. Либо остальные соглашаются с теми предложениями, которые делает малая группа, либо нет. Конечно, это утверждение в значительной степени – формальность, потому что мало кто прочитывает полностью все поданные работы. Может быть, в этом есть и изъян конкурса "Золотое перо".

Возможно, имело бы смысл в течение года содержать коллегию профессиональных нанятых экспертов, которые бы отвечали за решения своей репутацией и той зарплатой, которую они получали бы за то, что они пропустили через себя весь вал поданных работ. И, может быть, они взяли бы на себя труд отслеживать то, что происходит в СМИ-пространстве города с тем, чтобы жюри конкурса или оргкомитет конкурса имели бы больше инициатив в плане выдвижения людей на те или иные номинации. Но это такой идеал, к которому, к сожалению, мы пока не пришли.

Тем не менее, мы имеем то, что имеем, и в рамках этого есть такая система, когда теоретически все члены жюри друг друга контролируют, но по факту, конечно, доверяются мнению того, кто прочел те или иные работы.

Lenizdat.ru:: То есть основные решения принимаются по личностному побуждению?

Д.Коцюбинский: Да, разумеется. Но я бы все-таки не хотел здесь абсолютизировать этот личностный фактор, потому что, если кто-то захочет пролоббировать совсем, что называется, "левых" людей, то тогда остальные будут детально смотреть, что же там такое. Поэтому, как правило, если речь идет о малоизвестном журналисте, то его выдвижение в число номинантов аргументированно обосновывается достаточно долго. Если же выдвигаются люди более или менее известные, то они у всех и так на виду, на слуху, и всеобщее прочтение их работ, собственно, и не требуется.

Субъективный фактор сказывается в том, что номинантов выдвигается только три. Если же, допустим, в рамках данной номинации поданы заявки от пяти примерно в равной степени достойных людей, то, конечно, от того, кто осуществлял отбор, зависит, кто из этих пяти попадет в число номинантов. Кому-то понравилось, как журналист написал слезный, романтический, очерк о ветеране труда, а у другого, например, скулы свело от такой подачи, ему, например, понравилось, как другой журналист, наоборот, написал резкий оппозиционный очерк относительно чиновничьего злоупотребления положением в районных масштабах. Кому из экспертов что ближе, тот на то и обращает внимание. Опять-таки: полной объективности нет, но все равно отмечаются, как правило, яркие материалы. Просто не все яркие материалы отмечаются. В этом, наверное, есть изъян конкурса "Золотое перо".

Lenizdat.ru:: Каковы главные отличия нынешнего конкурса от предыдущих?

Д.Коцюбинский: На него подано рекордное число заявок, и этому есть свое объяснение. До недавнего времени на протяжении нескольких лет конкурс "Золотое перо" воспринимался теми, кто считал себя приверженцами полпреда Черкесова ну и, если смотреть выше, президента Путина, как недопустимый для участия. Было деление по политическому признаку, и даже специально, насколько я понимаю, был инспирирован конкурс "СеЗаМ" - как бы в противовес конкурсу "Золотое перо". В том, что есть конкурс "СеЗаМ", наверное, ничего плохого нет, я просто говорю о том, что была такая ситуация и, скажем, газеты "Петербургский Час Пик", "Невское время", телеканал "Россия" и некоторые другие СМИ очень неохотно подтягивались к конкурсу. Пятый канал (тогда – ТРК "Петербург") тогда успел прономинироваться, поскольку руководство сменилось позже: в том году он еще был яковлевским, в а следующем уже матвиенковским, - и поэтому он участвует в "Золотом пере" нон-стоп. А сейчас абсолютно все сегменты петербургского медиа-сообщества в этом конкурсе объединились, и, судя по структуре номинантов, принципиальных изменений в ней не произошло. Это свидетельствует о том, что все-таки конкурс "Золотое перо" и раньше был достаточно репрезентативным, то есть, несмотря на то, что часть прессы не участвовала, он скорее отражал реальное положение дел в журналистской корпорации, нежели его искажал.

Единственное не очень радостное для меня, как для ветерана работы на Пятом канале, тогда он назывался ТРК "Петербург", отличие – это то, что в этом году от него практически не представлено ничего такого, что заведомо выделялось бы в лучшую сторону. Меня немножко огорчило то, что работы, представленные Пятым каналом, не столь многочисленны и не столь ударны, как это бывало раньше.

Lenizdat.ru:: Как Вы думаете, что будет с конкурсом "Золотое перо" на будущий год? Изменится ли в нем что-нибудь?

Д.Коцюбинский: Если честно, я думаю, что нет, потому что вряд ли за этот год произойдут какие-то такие катаклизмы, которые бы полностью исказили архитектонику конкурса. Он срежиссирован его организаторами с достаточным запасом "прочности", и трудно представить что-то такое, что бы полностью его обрушило. Если уж он достаточно, на мой взгляд, безболезненно пережил смену губернаторов, то какие еще могут быть перемены? Ну, еще раз сменится губернатор – ничего страшного. Губернаторы приходят и уходят, а журналистское сообщество остается. И этот девиз, наверное, уже можно считать девизом конкурса "Золотое перо".

Татьяна Москвина: "Надо быть скромнее"

Lenizdat.ru:: Что лично для Вас значит этот конкурс и Ваше участие в нем как члена жюри?

Т.Москвина: Ничего особенного не значит. Везде во всех профессиональных отраслях творческих профессий есть какие-то конкурсы. Это обыкновенное дело.

Lenizdat.ru:: По каким критериям определяют победителей в номинациях?

Т.Москвина: Я думаю, все пользуются исключительно личным вкусом.

Lenizdat.ru:: В чем, по-Вашему, отличие нынешнего конкурса от предыдущих, кроме рекордного числа заявок?

Т.Москвина: В этом году вручение премий будет в Царском Селе, но, по-моему, претензии на пребывание в Царском Селе петербургских журналистов ни на чем не основаны. Это, мне кажется, абсолютно ненужные понты. Мне кажется, надо быть скромнее с таким уровнем журналистики.

Lenizdat.ru:: Как Вы полагаете, изменится ли что-то в проведении конкурса "Золотое перо" на будущий год?

Т.Москвина: Я никакого отношения к этому не имею, я даже не член Союза журналистов, и просто выполняю свои профессиональные обязанности, и что будет с конкурсом – это абсолютно вне сферы моей компетенции. Об этом знают его устроители.