Медиановости

28 марта 2005 13:26

Когда "Игра" опускается до "Поля чудес"

Что наше телевидение делать не умеет, так это развлекать своего зрителя. Единственный выход из ситуации - с утра до вечера крутить кино. Но сделать так - значит, признать свою неправоту и общее творческое бесплодие. Поэтому на нашем ТВ существуют игры.

Что наше телевидение делать не умеет, так это развлекать своего зрителя. Единственный выход из ситуации - с утра до вечера крутить кино. Но сделать так - значит, признать свою неправоту и общее творческое бесплодие. Поэтому на нашем ТВ существуют игры.

На заре существования телекомпании "ВИД" каждая новая игра была в новинку. Ее смотрели, как в свое время "Место встречи изменить нельзя", - всей страной. Постепенно интерес к новым проектам поутих. Часть зрителей по-прежнему искала для себя что-то свежее в этом жанре, а часть - навсегда осталась со своими любимцами. Самой легендарной игрой из числа старейших, конечно, является "Что? Где? Когда?". Но сейчас, после смерти Владимира Ворошилова, ее рейтинги уже совсем не такие высокие, как еще, скажем, десять лет назад. Кроме того, начав заигрывать со своим зрителем, "ЧГК" потеряла то, за что ее всегда смотрели и ждали, - элитарность.

И дело тут не в зубодробильных вопросах, а в самой атмосфере. Ворошилов строил свою программу так, как настоящие джентльмены в свое время организовывали закрытые английские клубы. Ворошилов не нуждался просто в зрителе: качество мозгов тех, кто смотрит "ЧГК", волновало его в той же степени, что и качество мозгов тех, кто играет. "ЧГК" не могла быть массовой игрой по определению: ну какой интерес смотреть на то, как серьезные дядьки в малиновых пиджаках, сидя в уютных креслах, сражаются за хрустальную сову и комплект "Брокгауза и Ефрона"? Но именно это и стало парадоксом ворошиловской игры: миллионы зрителей прикипали к экранам не ради экшна, а ради наблюдения за работой мозга. В них появлялся азарт - обскакать знатоков, придумав им вопрос поза-ковыристей. Некоторые вопросы и знатоки, и зрители хранят в памяти по сей день.

Менялись времена, на смену книгам пришли деньги, вместо Нурали Латыпова и Александра Бялко появились знатоки помоложе. Но это не испортило игры. Поколения игроков менялись, но оставался Ворошилов - как самый настоящий капитан. У него были удачные ходы, были неудачные, но реформы в "ЧГК" почти всегда воспринимались органично. Почему-то в случае с этой игрой наличие спонсоров в кадре никак не раздражало. Эти серьезные мужчины, поддерживавшие прямоэфирную жизнь любимой передачи, робели перед Владимиром Яковлевичем, как студенты перед строгим преподом. И это тоже было элементом игры.

Интерес к "ЧГК" стал пропадать, когда спонсоров стало очень много и когда робеть им стало не перед кем. Знатокам высокого уровня начали предлагать вопросы исключительно на знание. Блеснуть логикой и сообразительностью, устроить из мозгового штурма шоу стало невозможно. Рейтинг упал. Пришло время работать над ошибками.

В весенней серии игр 2005 года компания "Игра" решила пойти ва-банк и сделать то, чего не делала никогда: подмигнуть зрителю, чуть опустившись до уровня "Поля чудес". Вместо знатоков вокруг стола сели авторы детективов, депутаты, композиторы и звезды эстрады. Лично у меня это шоу вызвало неприятное ощущение: как будто ты видишь то, чего видеть не должен. Обнаружить писательницу Татьяну Устинову в числе знатоков почему-то кажется менее приличным, чем случайно "засечь" ее ночью у холодильника (хотя никто не ставит под сомнение ее умственные способности). Да, в последней игре Николай Басков продемонстрировал недюжинную эрудицию и самую настоящую страсть к игре. Но он и со своими прямыми обязанностями справляется не всегда качественно и лучше б обтачивал вокальное мастерство.

Борис Крюк и его команда доказали своим телезрителям, что и у звезд, оказывается, есть мозги. Но этот факт почему-то совершенно не обрадовал. Мозговая деятельность профессиональных знатоков показалась куда более привлекательной. Но то, что они присутствовали на этой игре, то, что открыто поддерживали руководство "Игры" в сближении с народом, оставило чувство какого-то смутного позора. Часть зрителей этим шагом они безусловно привлекли к своей программе, но часть, возможно более значительную, отпугнули. А это, к сожалению, как раз та часть, которую воспитывал, выращивал под себя Владимир Ворошилов.