Медиановости

29 марта 2005 11:46

REN TV попало под раздачу. Кто следующий?

31 марта должно состояться очередное слушанье дела о пропаганде агрессии и антагонизма между родителями и детьми в мультфильмах "Гриффины" и "Симпсоны". С обоими шедеврами американской мультипликационной мысли российского зрителя знакомил телеканл REN TV, история с продажей которого до сих пор покрыта завесой тайны.

Тлетворное влияние Запада

Первым за REN TV принялся в июне 2002 года господин Игорь Смыков, возглавляющий общественное движение "За социальную справедливость". В свое время он баллотировался в мэры Москвы, хотел даже стать президентом, пытался помешать слиянию "ЮКОСа" и "Сибнефти". Занесен в книгу рекордов Гинесса как человек, дважды осужденный за одно и то же преступление. И вот малолетний сын этого господина якобы насмотревшись "Симпсонов" и "Гриффинов" пообещал убить собственную мать и выразил желание "нюхнуть кокаина". Ребенка сначала наказали, а потом решили расспросить, откуда у шестилетнего чада появились подобные идеи. Оказалось - из эфира REN TV. Возмущенный отец Смыков на следующий день с комфортом устроился у телеэкрана и действительно обнаружил на экране мультик о среднестатистической американской семье Симпсонов, который известен и популярен по всему миру. Впервые познакомившись с этим произведением и даже записав несколько серий на кассету, Смыков отправился в суд с иском к телекомпании REN TV о признании этих мультфильмов пропагандирующими жестокость, насилие, национальную нетерпимость и развращающими детей. Нанесенный ему моральный вред папаша сначала оценил в 50 тысяч рублей, за два с половиной года рассмотрения дела аппетиты у истца выросли - теперь он требует 300 тысяч. Основанием для увеличения суммы компенсации Смыков посчитал то, что телекомпания продолжает наносить моральный ушерб его сыну, не прекратив трансляцию вредоносных мультфильмов. Однако запретить показ мультика может только суд, а процесс по делу "Смыковы против Симпсонов" все еще не закончен. Истец утверждает, что мультики не детские, а показывают их в некое "детское время", понятия о котором в нашем законодательстве нет. При этом адвокат истца Лариса Павлова в прессе заявила, что пока закон не принят, защита рассчитывает, "что суд применит нормы международного права, а также российского закона об основных гарантиях прав ребенка". Каким образом российский суд может в принятии решений руководствоваться нормами международного права в этом вопросе, совершенно непонятно. Международное право формально является приоритетным, конечно, но судить по нему можно только в том случае, если соответствующие положения ратифицированы.

За два с половиной года заседания не раз откладывались по просьбе истца, менялись судьи, да и телеканал не очень переживал - юристам предъявленные претензии показались бессмысленными и легко оспариваемыми. REN TV за свой счет сделал экспертизу обоих мультсериалов, в результате которой специалисты НИИ Киноискусства пришли к выводу, что "содержание данных сериалов не противоречит действующим в РФ юридическим, художественным и моральным нормам, вследствие чего их можно классифицировать как "аудиовизуальные произведения без ограничения возраста", рекомендуемые к показу в формате "семейного просмотра". Вроде бы очевидно, что в результате вялотекущего судебного процесса, который вроде бы должен закончиться 31 марта, господин Смыков останется ни с чем. Однако вдруг 15 марта американскими мультиками озаботились наши депутаты. В частности активистка партии ЛДПР Елена Афанасьева обратилась в Министерство культуры с важным протокольным поручением. У Минкульта Афанасьева спрашивает, зачем нужны "Симпсоны". "Речь идет о таких сериалах как "Грифины" и "Симпсоны", - пояснила Афанасьева своим коллегам. - Эксперты сделали заключение, что эти мультфильмы просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, разрушается табу на убийство". Афанасьева хотела показать другим депутатам, что сама эти мультики не смотрит. "Опасность мультфильмов еще и в том, что там профессионально внедряется антагонизм между детьми и родителями, что естественно будет влиять на демографическое сдерживание". В связи со всем выше описанным Афанасьева потребовала от Минкульта провести "психологическую экспертизу" Симпсонов. Остальные депутаты тоже фильм не смотрели, но возмущение Афанасьевой разделили. Провести параллели между рассматривающемся в Хамовническом суде "делом Симпсонов" и неожиданной заботой депутатов о демографической ситуации, на которую влияют мультики, не так уж сложно. Тем более, что и сама Афанасьева не отрицает, что решила заговорить о мультфильмах после серии публикаций об иске Смыкова в СМИ. Говорят, подобные комментарии и формирование общественного мнения может быть рассмотрено как давление на суд. Развернувшаяся после заявления депуата Афанасьевой общественная дискуссия на ТВ и в бумажных СМИ по поводу морально-нравственной составляющей "Симпсонов" вряд ли поможет телеканалу отстоять права. Как известно, наш суд признает исключительно заключения экспертов, которых сам же и назначил.

Первое предупреждение

Все это выглядело бы не так грустно, если бы REN TV не получил уже предупреждение от Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Министерства Культуры и массовых коммуникаций Российской федерации в ноябре прошлого года. Эту структуру возглавляет некий Борис Боярсков, который при вступлении в должность заявил, что заниматься цензурой не собирается. По его словам, служба будет осуществлять технический контроль за зоной распространения радио- и телевещания, а также за мощностью передающих устройств, которая "предусмотрена лицензионными обязательствами лицензиатов". Совершенно непонятно, каким образом связано содержание программ телеканалов с техническими возможностями, но в ноябре прошлого года представители ведомства Боярского провели целый день перед экраном телевизора - смотрели REN TV. И в результате нашли правонарушения в программах "Неделя с Марианной Максимовской" и "Признаки жизни" Артемия Троицкого. Первая якобы демонстрировала порнографию - в сюжете о расцвете порноиндустрии в Венгрии не показали даже голую грудь. С Троицким оказалось справиться проще - в его программе кумир молодежи Децл утверждал, что давно курит травку и прекрасно себя чувствует, а его оппонент отец Иоанн говорил, что это грех, вредит здоровью и выбивает человека из нормального ритма развития. Ведущий Артемий Троицкий называл траву "поганым зельем", "подлой коноплей и прочей зеленой гадостью". И все-таки подключились эксперты из печально известного Госнаркоконтроля и предупреждение было вынесено. REN TV подал в суд - судья ходатайство об отзыве предупреждения отклонил: "заявитель не доказал, каким образом оспариваемое предупреждение нарушает его права или интересы".

Итого

Результат всех этих разбирательств может быть очень плачевный: если телеканалу будет вынесено еще одно предупреждение, да еще и в случае его невыполнения, у него могут просто отобрать лецензию на вещание. Однако другая сторона медали - снижение рыночной цены акций REN TV.Телеканал пытаются купить уже два года. РАО ЕЭС, обладающее 70 процентами акций затягивает процесс, Ирена Лесневская и вовсе не в восторге от возможного покупателя - господина Юрьева, который осенью прошлого года принялся искать в собственной стране врагов народа, а журналистов либерального толка призвал вымести поганой метлой из СМИ. Господин Юрьев - глава одной из компаний "Еврофинанс", которая якобы начала переговоры о приобретении доли в REN TV. Другой претендент с тем же названием "Еврофинанс" приобрел блокирующие пакеты медиаструктур "Газпрома", в том числе телекомпаний НТВ и ТНТ. К слову, господин Боярсков, возглавляющий пресловутую ФСКН, бывший вице-президент банка "Еврофинанс". На своем предыдущем посту он даром времени не терял - приобрел блокирующий пакет акций телекомпании "Петербург" и агентства "Прайм-ТАСС", при его участии шли переговоры о приобретении "Еврофинансом" акций "Газпрома". Поговаривают, что господин Юрьев дружен с президентом, а за назначением Боярскова стоит замглавы президентской администрации Игорь Сечин. Судя по всему, Кремль просто решил поставить финальную точку в борьбе с федеральными СМИ - REN TV до сих пор оставался единственным каналом, новостные блоки которого отличались хоть какой-то объективностью.

Алина Ребель