Медиановости

29 марта 2005 14:43

Как скрыть правду? Ответ знают местные власти…

Как скрыть правду? Ответ знают местные власти…

Простой, как все гениальное, способ бороться с нежелательной информацией придумали некоторые региональные власти.

Они теми или иными способами воздействуют на СМИ с целью заставить их руководство не размещать информацию о событиях в регионе. Неразмещение информации ведь не является цензурой, не правда ли? Речь при этом может идти о каком-либо митинге протеста или избирательной кампании.

Например, генеральный директор ВГТРК "Россия" Олег Добродеев получил письмо из Омской областной администрации, в котором содержится настоятельная просьба не освещать на государственном вещательном канале РТР, особенно в новостных программах, реальное состояние дел в регионе. Об этом факте сообщает источник REGIONS.RU. Об этом и других событиях в российском информационном пространстве - в Еженедельном бюллетене  Центра экстремальной журналистики.

I. Главные события  

Редкое признание прозвучало на минувшей неделе из уст представителя государственной монополии на технические средства связи. Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Российские телерадиовещательные сети" (РТРС) Геннадий Скляр на заседании коллегии 24 марта заявил, что российские телерадиосети необходимо акционировать. По его мнению, "это позволило бы привлечь инвестиции и создать компанию, которая сможет любой медиа-сигнал доставить в любую точку страны и защитить своих клиентов от пиратства".

Дело в том, что для модернизации сети телерадиовещания в России в ближайшие годы необходимо привлечь порядка 40 млрд. рублей. Геннадий Скляр проинформировал коллегию, что ФГУП РТРС обеспечивает эфирное вещание общероссийских телерадиокомпаний Первый канал, ВГТРК и НТВ. В целом же, по его словам, "услугами ФГУП РТРС в России пользуется около 900 телевизионных вещательных компаний". "Между тем, средства, выделенные в последние два года Российской телерадиовещательной сети из федерального бюджета, примерно в 10 раз меньше, чем необходимо для поддержания работоспособности и модернизации технических средств. Подавляющее большинство передатчиков и вышек находятся в аварийном состоянии", - подчеркнул  Геннадий Скляр.

Он также отметил, что "важнейшей задачей развития сети распространения телерадиопрограмм является переход на цифровое вещание". Судя по всему, государству без механизма акционирования вряд ли удастся это сделать.

II. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу

1. Как стало известно Electorat.info, генеральный директор ВГТРК "Россия" Олег Добродеев получил письмо из Омской областной администрации, в котором содержится настоятельная просьба не освещать на государственном вещательном канале РТР, особенно в новостных программах, реальное состояние дел в регионе. Об этом факте сообщает источник REGIONS.RU.

Напомним, что 27 марта в Омске проводятся выборы мэра города. В связи с этим информационных поводов для освещения становится все больше. Кандидаты в своей предвыборной агитации, так или иначе касаются состояния дел в регионе, которые далеки от идеального состояния. Скорее всего, выносить "сор из избы" на всероссийский уровень омские чиновники никак не желают.

РТР уже два месяца не может получить из Омской области никаких сюжетов, которые им туда заказываются. Причины для отказа каждый раз разные: технический сбой при перегоне сообщения, отсутствие свободных корреспондентов.

2. Главный редактор официальной газеты Республики Алтай "Звезда Алтая" Сергей Денчик издал приказ, согласно которому в редакцию запрещено пускать главного специалиста комитета по информационной и национальной политике Республики Алтай  Владимира Тримаскина. Этим же приказом сотрудникам газеты запрещено обсуждать с этим чиновником планы и проблемы издания. Приказ помещен на доске объявлений и приказов в офисе "Звезды Алтая".

Как сообщили корреспонденту информационного агентства REGNUM сотрудники редакции "Звезды Алтая", данный приказ стал следствием конфликта, происходящего между государственной газетой и курирующим ее комитетом по информационной политике республиканского правительства.

В середине марта председатель комитета направил в редакцию аналитическую записку, в которой критиковал работу газеты. Критике подверглись практически все аспекты деятельности - верстка, дизайн, отсутствие критических материалов, подходы к формированию постоянных рубрик, освещению событий политической и общественной жизни республики.

По мнению руководства и коллектива "Звезды Алтая", авторство данного документа принадлежит Владимиру Тримаскину. Он известный в республике журналист, работал в районных газетах, в "Звезде Алтая", редактором в государственной телерадиокомпании "Эл Алтай", ведущим аналитической передачи "Курсивом".

Несмотря на то, что конфликт перешел в открытую стадию, обе стороны отказываются комментировать происходящее. Впрочем, и журналисты "Звезды Алтая" неохотно делятся информацией о событиях.

3. На прошлой неделе жители Дагестана лишились возможности смотреть сразу два центральных федеральных вещательных канала - НТВ и "Спорт". Решение о приостановлении трансляции каналов вынесло управление федеральной службы государственного надзора за связью по Дагестану.

Как сообщил руководитель управления Шамиль Магомедов, телевизионный передатчик, транслирующий канал НТВ был отключен в связи с тем, что у оператора - республиканского радиотелевизионного передающего центра - закончилась лицензия. "Наши заявки на продление временной лицензии по связи уже давно находятся в федеральном агентстве связи, - сообщил директор регионального радиотранстляционного центра Гаджимурад Саидов. - На все наши звонки в агентстве отвечают, что документы находятся в работе".

Трансляцией канала "Спорт" занималась частная компания "Телеком". Как сообщил Шамиль Магомедов, компания нарушила "Закон о связи" сразу по трем статьям: 22, 29 и 46. Руководство кампании обещали оформить лицензию на вещание, использование частот и разрешение на использование аппаратуры. Однако необходимые документы так и не были оформлены. В итоге от радиочастотного центра поступила жалоба. "В ходе проверки нам пришлось отключить канал", - пояснил Шамиль Магомедов.

4. Предложение направить письмо в адрес председателя Всероссийской Государственной телерадиокомпании с просьбой освободить от занимаемой должности директора Вологодской ГТРК Куреша Агасиева прозвучало 24 марта на сессии Вологодского областного парламента. Применить столь жесткие меры в отношении Куреша Агасиева предложили депутаты фракции КПРФ. По мнению депутата Владимира Бухонина, директор ВГТРК, приняв решение снять с эфира передачу "Лицом к людям" с участием депутатов-коммунистов, грубо нарушил нормы демократии.

Куреш Агасиев, выступая перед парламентариями, заявил, что никакой цензуры на телеканале нет: "Договор об информационном освещении деятельности с Законодательным Собранием области был подписан только на прошлой неделе, однако, несмотря на это, передача "Лицом к людям" регулярно выходила в эфир. С начала года в эфире было уже 5 выпусков передачи. У нас нет цензуры, и все, что вы говорите, выходит в эфир".

Доводы Куреша Агасиева не убедили депутатов от фракции КПРФ, которые по-прежнему считают, что в отношении КПРФ на ВГТРК существует цензура. Однако включать в проект решения обращение к руководству ВГТРК депутаты не стали. В качестве компромисса было предложено создать рабочую группу, которая должна будет готовить проект концепции о порядке освещения деятельности Законодательного Собрания области Вологодской ГТРК.

5.  Союз журналистов Алтая распространил обращение к журналистам и руководству крупнейших российских вещательных компаний - "Первого канала" и канала РТР. В документе отмечается, что деятельность известного депутата Государственной думы Владимира Рыжкова  оценивается Кремлем как претензия на высший пост страны. "Сегодня Рыжков - едва ли не единственный, кто критично оценивает действия власти, и уже этим ее раздражает...в этой критике Кремль  усматривает президентские амбиции Рыжкова".

Авторы обращения констатируют, что начавшаяся в прошлом году агитационная кампания против депутата кампания возобновилась: 20 марта в Барнауле был проведен митинг с требованиями отзыва депутата Рыжкова. Уже через четыре часа репортаж о митинге показали в программе "Вести" канала РТР. Нам известно, отмечается в обращении, что для перегона данного сюжета был специально задействован дополнительный спутник. К тому же, данный сюжет был сделан против всех журналистских правил - например, не дали высказаться самому Владимиру Рыжкову или кому-то из его представителей, хотя их без труда можно было найти на том же митинге. "Это позволяет расценивать данный сюжет как целенаправленную пропаганду", - подчеркивается в обращении.

Авторы обращения взывают к совести своих коллег. Они полагают, что "у каждого из нас есть свобода выбора - участвовать в зле или нет. Станут ли нынешние российские СМИ информационной дубиной... - это зависит от каждого из нас".

6. В Саранске на пресс-конференции руководства Духовного Управления мусульман (ДУМ) Мордовии прозвучали претензии в адрес некоторых региональных СМИ и обвинения в разжигании межнациональной розни. Критику руководителей ДУМ вызвали публикации, касающиеся задержания в Саранске члена группировки "Ульяновский Джамаат" Валерия Хаертдинова, привозившего в республику, как сообщили газеты, "книги экстремистского содержания". В их числе названа и книга "Джихад татарского народа". По утверждению председателя Управления муфтия Р-Х Халикова, эта книга не имеет ничего общего с экстремизмом, а относится к пособиям для религиозных и светских учреждений. "Джихад означает старание, усердие, и в этой книге оно употребляется именно в этом значении" - сказал муфтий.

7. По делу о покушении на главу акционерного общества "ЕЭС России" Анатолия Чубайса в прокуратуру Московской области 21 марта был вызван корреспондент газеты "Коммерсант" Владислав Трифонов.

Причина вызова - публикация о покушении в номере газеты от 18 марта. Беседа с журналистом в прокуратуре длилась около полутора часов в рамках "доследственной проверки". Следователя более всего интересовало, откуда журналисту стала известна фамилия Владимира Квачкова (его подозревают в причастности к покушению), кто предоставил редакции фото и другие данные по делу покушении. Журналист отказался отвечать на эти вопросы и подписывать протокол объяснения, сославшись на 41-ю статью закона РФ "О средствах массовой информации", согласно которой редакция не вправе сообщать сведения, представленные информатором с условием сохранения их в тайне.

III. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу

1. 23 марта Федеральный арбитражный суд Московского округа снизил с 310,5 млн. рублей до 40,5 млн. рублей сумму, взыскиваемую с "Коммерсанта" в пользу Альфа-банка. Таким образом, суд частично удовлетворил кассационную жалобу издательского дома. 270 млн. рублей вернутся в редакцию.

Размер нанесенных убытков в 10,5 млн. рублей суд оставил без изменения.

Напомним, что 20 октября 2004 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Альфа-банка к ЗАО "Коммерсантъ. Издательский дом" об опровержении опубликованных 7 июля в газете "Коммерсантъ" (статья "Банковский кризис вышел на улицу") сведений о ситуации, сложившейся в банке. Тогда суд постановил взыскать с газеты 20,5 млн. рублей убытков и 300 млн. рублей "репутационного вреда", а также обязал опровергнуть положения статьи. Позднее подлежащая взысканию сумма была снижена на 10,8 млн. рублей. 31 января "Коммерсантъ" исполнил решение суда о публикации опровержения статьи от 7 июля.

2. Советский районный суд (Тульская область) отказал главе Новомосковского района в удовлетворении иска о защите чести и достоинства.

Поводом к судебному разбирательству послужила статья журналиста Александра Халикова "Сепаратизм" местного розлива", опубликованная 14 января 2005 года в "Тульских известиях". В статье автор обрисовал ситуацию, сложившуюся вокруг планов администрации Новомосковского муниципального образования по "отделению" города от района. При этом журналист сделал некоторые прогнозы, касающиеся дальнейшего хода событий.

Однако глав района счел некоторые высказывания автора статьи оскорбительными для себя. Например, то, что его назвали "сепаратистом". 22 марта Глава района Николай Минаков обратился в Советский районный суд города Тулы с иском. Он потребовал от "Тульских известий" опровержения и возмещения якобы причиненного ему морального ущерба. Судья Игорь Алифанов вынес решение, в котором полностью отказал Минакову в удовлетворении иска.

3. 22 марта было прекращено вещание на 4-м и 12-м новосибирских метровых каналах, которые использовала телекомпания НТН. Таким образом, выполнено решение арбитражного суда Москвы. Шанс вернуться в телеэфир НТН, а также ее партнеры - ТВ3 и СТС - получат 27 апреля, когда пройдет конкурс на право вещания на этих частотах.

Напомним, что в сентябре 2002 года, когда у телекомпании НТН закончился срок действия лицензии для работы на 4-м и 12-м каналах, Министерство по делам печати и телерадиовещания (МПТР) объявило конкурс на право вещания на этих частотах. Однако суд Железнодорожного района Новосибирска вынес решение об его отмене для обеспечения иска рядового новосибирского телезрителя, заявившего о нарушении своих прав. В ноябре 2002 года МПТР без конкурса выдало лицензии на вещание на этих каналах обществам с ограниченной ответственностью "4-й канал Телекомпания НТН" и "Телекомпания НТН 12-й канал". Областная прокуратура опротестовала это решение. По словам прокурора области Владимира Токарева, лицензии были предоставлены с нарушением закона. Весной прошлого года арбитражный суд Москвы принял решение об их аннулировании.

Главный редактор службы информации НТН, ведущий программы "Постскриптум" Андрей Жирнов рассказал, что вещание канала отключили за несколько секунд до начала вечернего выпуска новостей 4-го канала. За полчаса до этого выпуск аналогичных по содержанию новостей 12-го канала вышел в эфир с интерактивным опросом "Как вы относитесь к критике действий власти со стороны телекомпании НТН?". "Почти с двойным перевесом был ответ "одобряем", - отметил господин журналист. По его словам, сотрудники редакции с момента отключения вещания "заряжаются положительной энергией от звонков телезрителей". Аудитория НТН сочувствует журналистам.

Областная администрация обозначила свою позицию в сообщении, подготовленном ее пресс-службой. В нем говорится, что "в соответствии с действующим законодательством передача сигнала не допускается без лицензии на вещание. Поэтому трансляции программ указанных телекомпаний были прекращены". Ранее губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский в беседе с корреспондентами, что "областные власти никогда не вмешивались в ситуацию вокруг телекомпании НТН". Он не исключил, что коллектив телекомпании НТН будет участвовать в конкурсе на получение новой лицензии, подчеркнув, что "власть никак не собирается этому противодействовать".

Высказывая личную точку зрения, губернатор заметил, что "журналистский коллектив НТН в последнее время не совсем ответственно, объективно и корректно подходил к своей работе... Понимаю, что у СМИ есть свои владельцы, а у этих владельцев - свои интересы".

4. Заводский суд города Кемерово приговорил пятикурсника юридического факультета местного вуза к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год по ст. 280 ч. 2 УК России ("публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ"). Суду удалось доказать, что интернет-газета, при помощи которой студент распространял свои идеи, является средством массовой информации. Кроме того, экспертиза установила, что его публикации носили экстремистский характер.

Первоначально будущему юристу было предъявлено обвинение еще по одной статье - за разжигание национальной розни - однако, в связи со сроком давности, она была с обвиняемого снята.

5. Пресненский и Савеловский районные суды Москвы удовлетворили иски первого заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя строительного комплекса Владимира Ресина к газетам "Газета" и "Трибуна" о защите чести, достоинства и деловой репутации. Как сообщили 21 марта в пресс-службе строительного комплекса, суды в феврале-марте 2005 года признали не соответствующими действительности сведения, изложенные в этих газетах. В статьях, посвященных строительству в Москве, говорилось, в частности, что город застраивают металлом из Чернобыля, что уровень радиации в новостройках проверяется плохо, что высотные комплексы "Алые паруса" и "Воробьевы горы" возведены в сейсмологически опасных районах и что по этим же соображениям надо прекратить строительство делового центра  "Москва-Сити".

6. Популярный артист Ефим Шифрин выиграл судебную тяжбу у культурного фонда "Артэс" - производителя популярной юмористической телепрограммы "Аншлаг". За нарушение авторских прав производитель  должен выплатить истцу 160 тысяч рублей.

Суть спора состояла в том, что телевизионный образ Ефима Шифрина, который прекратил сотрудничество с "Аншлагом" еще пять лет назад, активно использовался в программе все последние годы. Телезрители ухода артиста даже не заметили - в эфир шли многочисленные эстрадные номера, которые юморист записал за 10 лет сотрудничества. Помимо прочего несколько раз был показан фрагмент фильма "Дурная компания", где Ефим Шифрин сыграл большинство ролей.

Происходило это без согласия артиста и, как считает он сам, в нарушении его авторских прав. Шифрин неоднократно уведомлял об этом руководство фонда "Артэс". В ноябре прошлого года юморист подал иск в Таганский суд столицы (на его территории находится "Артэс") о нарушении авторских прав.

Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Бориса Пантелеева к главе III.1

Информация о том, что Федеральный арбитражный суд Московского округа снизил с 310,5 млн. рублей до 40,5 млн. рублей сумму, взыскиваемую с "Коммерсанта" в пользу Альфа-банка не может служить финальной точкой в юридическом анализе конфликта. Более того, появляются новые вопросы, которые требуют аргументированных правовых ответов.

Много лет в нашей стране была принята по данной категории дел практика, при которой каждый вышестоящий суд в случае особого упорства журналистов частично удовлетворял их очередную жалобу, несколько снижая  сумму морального вреда. Обычно само первичное решение суда при этом совершенно не корректировалось, а журналисты умиротворялись новыми денежными расчетами.

В данном случае ситуация сложилась принципиально иная  в силу нескольких причин. Во-первых, размер иска экстраординарный, и даже после снижения на порядок сумма взыскания остается заоблачной по российским меркам. Во-вторых, примененные впервые формулировки о наличие некоего "репутационного" вреда логично требуют от судей особой филигранности юридической техники. В-третьих, данное юридическое событие произошло на фоне активного обсуждения новой позиции Верховного суда России, изложенной в Постановлении Пленума по данной проблематике, которое обязательно для всех судей. В-четвертых, ответчик по данному делу явно нетипичный,  как с профессиональной, так  и со  многих других точек зрения.

И что же мы видим в данном случае в качестве достойных ответов судейского сообщества на эти принципиальные вызовы времени? Согласно уже поступившей информации опять произошло всего лишь немотивированное арифметическое снижение размера вреда, никак не затрагивающее фундаментальную часть судебных постановлений по делу. Возможна ли такая позиция с точки зрения действующего закона и новых разъяснений уполномоченного правоприменителя?

Как следует из действующих норм российского законодательства, в суде сторонами должно быть доказано одновременное наличие нескольких обязательных условий для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Во-первых, иск может быть заявлен только в отношении сведений, то есть утверждений о фактах. Мнения, оценки, суждения, вопросы, призывы и другие, не содержащие упоминаний о конкретных фактах, элементы сообщения предметом иска являться не могут, поскольку не могут быть истинными или ложными. Во-вторых, оспариваемые сведения должны относиться к конкретному гражданину, юридическому лицу, либо четко и однозначно определяемой группе лиц.  В-третьих, сведения, являющиеся предметом иска, должны не соответствовать действительности. В-четвертых, оспариваемые сведения должны являться порочащими.  В-пятых, в результате распространения сведений лицу должен быть причинен моральный вред. Исходя из принципа состязательности гражданского процесса, обязанность доказывания факта причинения и степени морального вреда лежит на истце. И если он не представит суду убедительных доказательств причинения ему нравственных или физических страданий, а также наличия причинно-следственной связи между вредом и действиями ответчика, в иске должно быть отказано.

Закон предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется самим судом, должен быть тщательно мотивированным. При определении размера следует исходить из того, что обязанность доказывания правомерности заявленной суммы данного требования лежит на заявителе. Согласно ст. 151 ГК РФ, "при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред".

Если Федеральный арбитражный суд Московского округа смог одним росчерком пера изменить на порядок размер денежной компенсации, то это означает, что все перечисленные требования закона при установлении факта вреда, наличия причинно-следственной связи с заявленными последствиями и исчислении размера его компенсации были явно нарушены. Получается, что  никакой стройной системы доказательств в решении не имеется, следовательно, и поэтому его совершенно нельзя признать законным и обоснованным в целом.

Юридическое и судебное преследование журналистов

1 – Тульская обл.

1 – Кемеровская обл.

1 – Новосибирская обл.

5 – Москва

Иные формы давления на редакции и журналистов

1 – Вологодская обл.

1 – Республика Алтай

Ограничение доступа к информации

1 – Омская обл.

1 – Республика Дагестан

1 – Республика Мордовия

1 – Алтайский край