Медиановости

30 марта 2005 16:46

Ночная таксистка против НТВ

Сегодня в Пресненском районном суде состоится очередное заседание по беспрецедентному делу. Предмет разбирательства скандальный: речь идет о плагиате в крупном масштабе. Писательница Раиса Белоусова, автор книг "Блондинка за рулем, или Записки на лифчике" и "Ночная таксистка" подала несколько исков по защите авторского права. Она утверждает, что создатели сериалов "Таксист", "Таксистка", "Сестры", "Новый год по Гринвичу" использовали в своих сценариях содержание ее книг. Сегодня будет слушаться иск, связанный с телесериалом "Таксист". Этот 12-серийный фильм был создан кинокомпанией "Профит". Ответчиком по делу кроме этой кинокомпании и сценаристов фильма выступает телеканал НТВ. Судебный процесс длится уже несколько месяцев, но ответчики отказываются предоставить в суд сценарий фильма. А это необходимо для того, чтобы суд мог назначить комплексную судебную филологическую экспертизу и сравнить сценарий телесериала с текстами книг Раисы Белоусовой.

4 апреля в том же Пресненском суде состоится заседание еще более скандального дела. На этот раз будет исследоваться содержание телесериала "Таксистка". По делу проходят пять ответчиков: ОАО "Телевизионный канал НТВ", ООО "Новый русский сериал", ОАО "АТВ", ОАО "Яуза ТВ...", сценарист Нина Садур. В течение нескольких месяцев Раиса Белоусова сличала сценарии "Таксистки" с текстами своих книг. В результате у нее получились сотни страниц сравнительного анализа, после ознакомления с которым даже неискушенному читателю должно быть понятно: авторы сценариев позволили себе воспользоваться не только идеями Белоусовой, но и "позаимствовали" большинство сюжетных линий. Согласится ли с такими выводами суд – главная интрига.

"Закон джунглей" телемира

Как утверждают люди, хорошо знающие телевизионную "кухню", плагиат в этой среде не редкость. Воруются идеи, сюжеты программ, сценарные разработки. Как правило, "обворованные" телевизионщики в суд не подают, потому что очень трудно доказать сам факт плагиата. Люди, искушенные в телевизионной тусовке, знают: о своих идеях лучше молчать и не рассказывать о них никому, даже соавторам. До тех пор, пока идея не будет запатентована. А если вдруг проболтался раньше времени, а потом обнаружил, что синопсис уже кто-то использовал, сам виноват. Телевизионщики предпочитают не судиться, поскольку никому не хочется портить отношения с руководством телеканалов, где, быть может, в будущем предстоит снова делать программу или снимать сериал.

История Раисы Белоусовой, как она сама рассказывает о себе, тем и уникальна, что она – человек, не связанный с миром телевидения и не играет по признанным в этом мире правилам. Ей с "телевизионными людьми", как говорится, "детей не крестить". Вот она и отстаивает свою правду. Как умеет.

"Когда я включила телевизор и увидела сериал "Сестры", я заплакала, – вспоминает Белоусова.– Ведь в этом фильме показана вся моя жизнь, моя судьба. Я перегоняла иномарки из Германии , чтобы заработать деньги. До сих пор помню, как гнали меня бандиты, когда я ехала на иномарке в Россию. Этот фильм заставил меня заново пережить весь этот кошмар, вспомнить о том, как бандиты совершенно случайно не зарыли меня в снегу. Все это было со мной 12 лет назад. И эта история показана в фильме. В "Таксисте" использована история моих отношений с дочерью, ее личная драма, ее увлечение сектантством. В этом фильме указан мой домашний адрес. А в "Таксистке" показана история всей моей семьи. Да и много чего другого".

"Акын, что вижу, то и пишу"...

Жизнь Раисы Белоусовой и вправду похожа на увлекательный и драматический роман. До 1991-х она работала начальником снабжения в одном московском вузе. После дефолта пришлось отдавать долги. Тогда-то и началась "автомобильная" эпопея. Пригнала несколько машин из-за границы. Продала. Одну машину оставила себе. Несколько раз кого-то подвезла, а потом поняла, что на машине можно заработать деньги, чтобы кормить дочь и внучку. "Меня будто громом прошибает. Ведь это же классная идея! Машина меня и спасет!" – так описывает Белоусова свое решение заняться "бомбежкой" на собственной иномарке. – Хватаю сумочку, достаю кошелек – одна мелочь. Денег только на десять литров бензина... В долг больше никто не даст. Топчусь по комнате, бросая взгляд то на внучку, то на машину под окном. Другого выхода нет – придется взять с собой спящего ребенка... Открываю маленький ящик комода и из недр его достаю белокурый парик, примеряю. Нужно много тона, румян, помады. Непривычно много. И доброго десятка лет как не бывало... Наряжаюсь, словно на подиум, чтобы не подумали, что побираться еду на машине... Устраиваю коляску на заднем сиденье, сажусь за руль... Ночами Москва что Нью-Йорк. Не зря космонавты говорят, что столица наша светится ярче всех столиц мира. Разноцветными огнями мигает реклама, а среди красочной мишуры, как черви, копошатся бомжи, проститутки, грабители".

Сначала Раиса "бомбила" днем, потом стала "ночной таксисткой". А дальше купила компьютер, принтер и стала писать книги. "Я, как акын, – признается Белоусова, – что вижу, то и пишу". В калужском издательстве выпустила на свои деньги несколько книг, стала записывать истории своих ночных пассажиров. А среди них попадались всякие: чиновники, бандиты, проститутки, писатели, "гости столицы", иностранцы. В Раисиной машине всегда лежало несколько экземпляров ее книг. Некоторым особенно понравившимся пассажирам она книги дарила, кому-то продавала.

Версия истца

"Белоусова сама распространяла свои книги. Она – член Союза писателей России, ее права оформлены в книжной палате. Дарила свои книги известным людям, известным сценаристам, – рассказал "РК" адвокат Белоусовой Сергей Семенов.– Когда на телевидении вышли все эти сериалы, она поняла, что они созданы на основе ее книг. Суд будет базироваться на экспертных литературных заключениях. Мы провели с Белоусовой предварительную работу и поняли, что налицо нарушение авторского права. Сравнивая тексты сценариев с текстами книг Белоусовой, видно, что целые куски текста по пять – по шесть строчек повторяют тексты писательницы. Процесс по иску о телесериале "Таксист" тянется уже месяцев пять, но ответчики не представляют литературный сценарий. Оказалось, что сценарии писало несколько авторов. Вероятно, кто-то из них получил книгу Белоусовой или от нее самой, или от ее знакомых. Для меня, как для юриста, все ясно. В процессе судебных слушаний мы запросили контракты, договоры. Можно восстановить всю цепочку. Видно, что этими телесериалами занимаются одни и те же люди, только через разные фирмы. Единственно, что сама процедура доказывания очень длительная. Например, для того чтобы получить 12 сценариев, нам пришлось ждать полгода. Но теперь, когда тексты предоставлены, работа пошла быстрее".

"Ошибка Белоусовой в том, что она в свое время пыталась войти в эту телеиндустрию. Еще несколько лет назад она написала сценарий по своим книгам и разослала его нескольким телекомпаниям. Белоусова официально зарегистрировала его. Никакого ответа она не получила. По срокам это было сделано намного раньше , чем вышли сериалы", – объясняет адвокат Сергей Семенов.

Версия ответчиков

Корреспондент "РК" попытался выяснить мнение о судебном иске у одной из сценаристок "Таксистки" Нины Садур. Услышав вопрос, Садур заявила, что не хочет давать никаких комментариев и бросила трубку.

Автор сценария телесериала "Сестры" Зоя Кудря оказалась более разговорчивой: "Я знаю Раису Белоусову. У нас есть общая знакомая. Белоусова предлагала мне купить машину, которую она пригнала из Германии. Но машина была старенькая, и я ее не купила. Она дала мне свои книги. Я отвезла их на дачу и не читала. Не было времени. Потом Белоусова каким-то образом узнала, что я стала писать сценарий "Сестры", и попросила меня вернуть ее книги. Действительно героиня моего фильма перегоняет машину из-за границы. Но когда я готовила материал для сценария, я собирала различные вырезки из газет на эту тему. Кроме того, сюжет телесериала "Сестры" совсем о другом. Это история о современной Золушке. Мне хотелось рассказать о том, как богатый человек может влюбиться в простую женщину. Он может ее полюбить, если она спасет ему жизнь. А история о женщине, которая перегоняет машины и за ней гонятся бандиты, – это боковая линия в моем фильме. Тем более что я слышала множество таких историй от разных людей. Я с огромным сочувствием отношусь к Раисе Белоусовой. Мне неприятно, что она попала в такую ситуацию. Она достаточно талантливый человек. А теперь целой команде второго канала приходится разбираться в этой истории. И если она когда-нибудь захочет что-то написать для телевидения, никто не согласится принять ее сценарий".

P.S. Раиса Белоусова сценариев больше не пишет. В начале этого года в издательстве "Росмэн" вышла ее новая книга "Ночная таксистка, или Записки на лифчике". Судя по тому, что издательство собирается выпустить второй тираж, "Ночная таксистка" пользуется успехом. Кстати, в "Росмэн" книга попала вполне традиционным для Белоусовой способом. Как-то вечером она подвозила на своей машине переводчицу, работающую для этого издательства. Раиса дала ей книгу, изданную в Калуге. А переводчица показала ее издателю. Тому понравилось. Так появилась "Ночная таксистка". "Росмэн" заключил с писательницей контракт, и книга стала бестселлером. Этот успех дает Белоусовой силы продолжать судебную тяжбу с телевидением. Посмотрим, чья возьмет...