Медиановости

31 марта 2005 14:43

"Мы не являемся телевидением городских властей"

Генеральный директор ТРК "Петербург" Марина Фокина: "Мы не являемся телевидением городских властей"

Первого апреля прошлого года в эфир "Пятого канала" вышла полностью обновленная сетка программного вещания, созданная новой командой руководителей главного городского телевидения. Накануне первого дня рождения "перезапущенного" "Пятого" итоги года в беседе с корреспондентом "Известий" Еленой Богушевой оценивает генеральный директор телекомпании Марина Фокина.

Известия: Как вам первый год обновленного вещания?

Марина Фокина: Безусловный результат - появление нового канала с возвращенным названием "Пятый". О нем говорят и пишут как о телевидении, то есть обсуждают не только смену начальства, как в былые годы, но анализируют творческую состоятельность и профессионализм телепрограмм.

За этот год в нашей работе были удачи и неудачи. Важно главное: создано современное востребованное городское телевидение. Полностью реконструирована самая большая первая студия, впервые за долгие годы проведен капремонт и строительство инженерных сетей, запущена в работу передвижная цифровая станция спутниковой связи. В результате сейчас телевизионный технический центр "Пятого канала" - единственный комплекс в Петербурге, способный создавать телевизионную продукцию любой категории сложности.

Сохранив лучшие традиции петербургского телевидения, "Пятый канал" создал новую сетку 18-часового вещания, включающую девять выпусков новостей, широко использующих технологию прямых включений практически из любой точки города. В эфире идет более 20 телевизионных форматов, созданных по высоким стандартам российского телевидения. Качество кинопоказа "Пятого канала" не раз отмечалось прессой и зрителями.

Известия: Под обновление вещания и технического оснащения ТРК привлекла кредиты. Возможно ли в какой-то форме привлечение бюджетных средств для погашения займов телекомпании? ФОКИНА: В бюджете города нет строки не только на погашение кредитов, но и вообще на финансирование "Пятого канала". Это ответ на вопрос.

Известия: В прошлом году у телекомпании появился новый серьезный акционер в лице компании "Еврофинанс". Он принимает участие в финансировании деятельности канала?

Фокина: "Еврофинанс" предоставил "Пятому каналу" кредит на общих основаниях.

Известия: Заявляется, что программы "Пятого канала" создаются под лозунгом "социального оптимизма". Как удается формировать эфир, исходя из другой идеологии, кроме рейтингового телевидения?

Фокина: Судя по всему, вы видите некое неразрешимое противоречие между "социальным оптимизмом" и "рейтинговым телевидением". В нашем представлении "социальный оптимизм" - не примитивное прекраснодушие, а активная позиция людей, уверенных в том, что жизненный успех и благополучие зависят от них самих. Так живем мы сами, так живут многие наши зрители. Лучшим доказательством верности такой позиции является успех проекта "Настоящий герой", который впервые за много лет вывел на городской экран простых людей, совершивших достойные общественного признания поступки. По данным социологического центра "Мегаполис", его посмотрела пятая часть зрительской аудитории города, и более 72% взрослых жителей нашего города поддерживает идею "Пятого канала" сделать эту программу ежегодной.

Известия: Сейчас снова обсуждается статус "Пятого канала": телеканал ли он городских властей, или налогоплательщиков, либо самостоятельная коммерческая структура?

Фокина: Ответ однозначный - коммерческая структура. При этом мы осознаем свою миссию главного городского канала и понимаем ее как социальную ответственность перед жителями города. Важнейшей ее составляющей является освещение главных городских событий, официальных мероприятий, создание программ, затрагивающих социально значимые для горожан темы. Именно "Пятый канал" организует сложные и дорогостоящие трансляции в праздники и в дни памяти: в 2004 году - событий в память 60-летия снятия блокады Ленинграда и в день Победы 9 мая, в этом году планируем прямые эфиры в дни празднования 60-летия Победы.

При этом мы, как любая коммерческая структура, обязаны думать о собственной финансовой эффективности и успешности. Но мы не являемся телевидением городских властей и не существуем на деньги налогоплательщиков.

Известия: Тем не менее представители руководства "Пятого канала" после проведения пикетов "Петербургского сопротивления" под офисом телекомпании обстоятельно беседовали с оппозиционерами. Зачем понадобилось вступать с ними в переговоры?

Фокина: Мне неизвестны факты переговоров представителей руководства "Пятого канала" с оппозиционерами. Если вы имеете в виду участие руководителя дирекции информационно-аналитического вещания Александра Жукова во встрече председателя совета директоров ТРК "Петербург" Аллы Маниловой с организаторами пикетов, то он выступал от имени журналистского коллектива с требованием принести извинения за публично нанесенные оскорбления.

Известия: Считается, что стержнем местного вещания являются информационные программы. Но "Сейчас" на "Пятом" уступают по рейтингам петербургским выпускам новостей федеральных каналов. Что мешает "главному городскому каналу" делать успешные новости?

Фокина: Новости - самый сложный телевизионный жанр. Максимум информации необходимо представить в жестко ограниченных временных рамках, дать полноценную картину городских событий в развитии, подавая их динамично. Год назад мы, строго говоря, начинали почти с нуля и в профессиональном, и в техническом смысле. Но в условиях серьезного кадрового дефицита мы смогли выстроить линейку новостного вещания, без отрыва от "производства" воспитываем собственные кадры в созданной школе журналистского мастерства. Это процесс небыстрый, требует постоянного внимания. Тем не менее еженедельный рейтинговый анализ с очевидностью показывает, что новостные выпуски "Пятого канала" вплотную приблизились к НТВ, уступая лишь питерским новостям канала "Россия".

Известия: Перезапуская вещание год назад, вы надеялись уже к сентябрю 2004 года увеличить долю "Пятого канала" до 10-12%, сравнявшись с показателями НТВ. Этого не случилось и сейчас.

Фокина: Должна заметить, что я никогда не говорила о том, что "Пятый канал" приблизится к НТВ в сентябре 2004 года, речь шла о сентябре 2005 года. Если же рассматривать результаты медиа-исследований в Петербурге компании Gallup Media (это, по нашей информации, не более 100 панелей, не менявшихся уже много лет), то объективность этих данных вызывает сомнения. Не в добросовестности компании, но в репрезентативности данных, получаемых в результате использования данного инструмента измерений. По результатам замеров других независимых исследовательских структур, "Пятый канал" занимает твердое четвертое место в городском рейтинге телеканалов, а по охвату аудитории уступает лишь трем главным федеральным каналам. Несовпадение этих результатов с данными медиаметрии компании Gallup требует специального анализа причин сложившегося положения.