Медиановости

1 апреля 2005 12:02

Михаил Дегтярь: "Хочу руководить Первым каналом..."

"А то смотреть нечего..."

Михаил Дегтярь, расширяя границы программы "Репортер" на ТВЦ, проводит первый телевизионный фестиваль документальных фильмов. Как ни странно, на фестивале нет фильмов о Сталине и Ленине: рассказывают только о сегодняшнем дне.

О документальном кино, кризисе жанра и любви к власти "Новая" поговорила с руководителем фестиваля.

- Михаил Борисович, что происходит? Телекритикам не о чем рассказывать. Неужели телевидение потеряло смысл?

- Нигде в мире нет такого внимания к телевидению, как в России, и нигде в мире оно не оказывает столь мощного влияния на общество. Но телекритикам действительно сейчас рассказывать практически не о чем. Современное отечественное телевидение в жесточайшем кризисе. Экраны заполнены псевдодокументальным кино - Сталин закурил трубку и подошел к Берия, Берия напрягся, Калинин усмехнулся... Вранья очень много. На одном канале показали программу о Чкалове, так там кадры из художественного фильма Михаила Калатозова выдавали народу как хронику... Это же преступление!

- А вы лично какие каналы смотрите?

- В моей семье редко смотрят российские каналы. Я иногда смотрю европейские станции, покупаю DVD. Я всегда был фанатом телевидения и как производитель, и как зритель. В моей квартире днем и ночью работал телевизор...

А недавно ко мне зашел журналист из "Комсомолки" и говорит: "Миша, у тебя что-то не так в квартире стало. А! У тебя телевизор не работает!". И я вдруг сам себя поймал на мысли, что включать его не хочется. Я любил советское телевидение. Конечно, не за его идеологическое наполнение, а за Человека, который всегда был на экране крупным планом. Сегодня Человека на экране не стало, ощущение, что главный герой - толпа... Да и сделано все это слабо, смотришь на экран и понимаешь: работают ремесленники.

- Никогда не хотели поменять профессию?

- Вот каким-нибудь телевизионным каналом я бы с удовольствием поруководил. Все для этого у меня уже есть - и опыт, и авторитет, да и возраст уже подходящий.

- А каким каналом вам было бы интересно руководить?

- Да каким угодно. Хотя бы Первым...

- Вы недавно вернулись из Ханты-Мансийска, где прошел первый региональный тур ТЭФИ. Насколько отличается региональное телевидение от центрального?

- В регионах ребята научились работать. Сейчас региональные телевизионщики стали меньше снимать документальных фильмов о своих "замечательных" руководителях. Уважение вызывает даже последовательность новостей в информационном выпуске. В регионах зачастую выдают в эфир первой новостью открытие какого-нибудь местного ученого. Им не стыдно сказать, что в деревне Хрюкино ученый Тарасенко изобрел велосипед. Когда смотришь такую первую новость, можно гордиться страной, в которой живешь.

Так что главное отличие регионального телевидения от центрального в том, что оно находится в движении. Хотя в этом году нас, членов жюри, поразил довольно низкий уровень репортажей... Не думаю, что здесь какая-то серьезная причина. Просто телевидение развивается по синусоиде, и сейчас уровень репортажа на низшей точке. Впрочем, вообще жанр репортажа переживает кризис...

- Что мешает выдавать новости об изобретении велосипеда первыми в эфир московских выпусков новостей?

- Работая на хозяина, нельзя не отрабатывать его деньги.

- Ваши сотрудники - фанаты своего дела, а не своего хозяина...

- Эта тема очень скользкая. У меня в жизни было много ситуаций, которые не дают до сих пор покоя. Когда во Владивостоке был губернатор Наздратенко, то там журналисты вздохнуть не могли. Мы с Савиком Шустером были там во время конкурса "Новости - время местное", который организовывал тогда "Интерньюс". И вот на встрече журналисты спросили у нас, как быть, когда хозяин заставляет делать, что ему угодно, жаловались, что работать в таких условиях невозможно... Савик тогда сказал: "Уходите с работы, если вас не устраивает ваше начальство. Идите в дворники, грузчики, медсестры". Четверо ушли тут же. Как сейчас помню, три парня и молодая девушка - ведущая новостей, которой как раз и вручили первую премию. Она пошла к своему руководителю, прямо в его кабинете разбила свой стеклянный приз и заявила, что уходит из профессии навсегда. Никто из них на телевидение больше не вернулся. До сих пор этого случая забыть не могу. Я люблю Савика, дружу с ним много лет и часто спрашиваю: "Имел ли ты право говорить такое?!". Они ведь могли сохраниться как журналисты даже при неугодном руководителе.

- А если руководитель не каналом руководит, а пытается манипулировать их человеческой, профессиональной позицией? Вы действительно думаете, что нужно подстраиваться под такое руководство?

- Нужно уметь держать свою позицию и лавировать даже в штормовых условиях. Как в дзюдо, которым так мастерски владеет наш президент. Ведь основной принцип дзюдо - поддаться для того, чтобы победить...

Справка

Карьеру репортера Михаил Дегтярь начал в "Комсомольской правде". В 1989 году организовал видеоприложение к "Комсомолке", в 1990 году - ТВ-студию "Репортер". Затем программа "Репортер с Михаилом Дегтярем" появилась на РТР. Сегодня "Репортер" выходит на телеканале ТВЦ.

Вероника Плахова