Медиановости

7 апреля 2005 13:07

Журналисты подвели телевизионные итоги марта

Яркие телепремьеры затмил "черный пиар" в связи с "делом ЮКОСа".

Март оказался богат на телесобытия, случившиеся как на экране, так и за кадром. Стартовал телеканал "Домашний", Савик Шустер, создав телепортрет Михаила Горбачева, покинул НТВ и Россию, чтобы восстановить "Свободу слова" на украинском ТВ, вышли новые шоу Дмитрия Диброва, Андрея Макаревича. Мнения журналистов, пишущих и рассказывающих о телевидении в разных изданиях и на волнах радиостанций, об этих новинках оказались разными. Но абсолютное большинство было едино в том, что главными провалами марта стали явно пропагандистское освещение федеральными каналами развития "дела "ЮКОСа" и новая программа НТВ "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". В традиционном рейтинге журналисты оценили работу телеканалов по двум номинациям - "За" и "Против".

Александр Мельман, "Московский комсомолец": "Воскресная программа Владимира Соловьева пока что оказалась пшиком"

1. Фильм "Брежнев" на "Первом канале". Все сошлось: и хороший режиссер Снежкин, и лучший сценарист последней четверти века Черных, и блестящая игра всех актеров. А еще ностальгия по спокойным годам брежневского застоя.

Дебют телеканала "Домашний". Его создатели, решив нести в массы бытовую культуру, четко просчитали все - от названия до телеаудитории. Одна опасность: быт, он же заедает.

Михаил Горбачев и Николай Басков. Оба вышли за рамки предлагаемых обстоятельств и оказались нормальными, симпатичными людьми. Один, ставший на ТВ главным героем отмечаемого 20-летия перестройки, сбросил с себя груз политики. Другой - шоу-бизнеса, позабыв про камеру и свой мнимый статус, азартно играл в программе "Что? Где? Когда?".

2. Теперь понятно, в честь кого мужчины всей страны 8 марта бегают по магазинам, моют посуду и режут салат. Есть такой человек и вы его знаете. Это Маша Арбатова. Не было в праздничный день такой программы, где бы она не выступала, отстаивая права феминисток.

Долгожданный фильм Леонида Парфенова стал лишь приставкой к "Турецкому гамбиту", звеном в его безумной раскрутке. Какой интерес наблюдать, как два гладких господина Акунин и Парфенов путешествуют по местам боевой славы. Знакомые штампы, проходы, стэндапы. Но "Гамбит" больше смотреть не захотелось.

Итоговая воскресная программа с Владимиром Соловьевым (НТВ) пока что оказалась пшиком. Слиска, Рогозин, Жириновский, Волочкова и мультяшный голос Бориса Абрамовича - отличный способ показать, что в российской политике лишь два серьезных человека: Путин и Соловьев, в остальном царствует лишь шоу, серость и пустота. Все-таки на ТВ хорошего человека должно быть мало.

Анна Качкаева, радио "Свобода": "Свобода слова" перекочевала в Киев

1. Фильм Савика Шустера и Василия Пичула "Страсти по Горбачеву" (НТВ) с точки зрения режиссуры и работы ведущего в кадре неоднозначен. Но это одна из редких на сегодняшнем телевидении интерпретаций не далекого прошлого, а осязаемого вчера. "1934. Осип Мандельштам" из цикла "Исторические хроники" ("Россия"). В прозе Мандельштама есть фраза о времени стужи, "спаявшей десятилетия в один денек, где страшная государственность, как печь, пышущая льдом". Сванидзе с документальной тщательностью рассказал о человеке, раздавленном этим временем. Старт канала "Домашний" - новые лица, сквозная разговорность, пространство без гламура. Важная заявка. Но уютная клеточка, диванный разговор и лоскутный "домострой" - пока только внешнее проявление стиля. Теперь мелко нашинкованные рубрики предстоит наполнить сутью понятий "частная жизнь" и "частные ценности", которые не сводятся к болтовне об огородике, собачках, контрацепции и похудении.

2. "Свобода слова" перекочевала в Киев. Многообещающие "Выводы" выродились в нетелевизионное морализаторство говорящих голов. На безрыбье - многостаночник Соловьев. Теперь только за ним и "слово, и дело". От репортажей о "деле "ЮКОСа" повеяло идеологическим обеспечением "показательного процесса". Но использовать несчастного сына Гориных, вынуждая парня спрашивать о теле матери на камеру, - это уже окончательная подлость ("Время"). 8 Марта - сомнительный праздник. Вечер был "зачищен" смакованием лежащего в луже крови Масхадова и "отлакирован" президентским целованием звезды на груди у пожилой женщины-ветерана. Еще в этот день рассказывали о переодевающихся в женское мужчинах, о "рублевских женах" и "суррогатных матерях". Слово "бабы" фигурировало в названии праздничного концерта ("Россия"), а про "лярв" пели на НТВ. Нормальные женщины сидели перед телевизором.

Арина Бородина, "Коммерсантъ": "Разрекламированный проект "Я готов на все!" не спасает даже талантливый Дмитрий Дибров"

1-2. Удивительная работа Сергея Мирошниченко о Георгии Жженове "Русский крест" на канале "Россия". Две новые части из документальной трилогии Мирошниченко не менее яркие, чем первая, уже получившая премию "ТЭФИ". Длинные планы, неспешное вроде бы действие фильма, отсутствие "клипового" монтажа ничуть не умаляют ни высокий профессионализм режиссера, не снижают впечатления от драматизма судьбы самого актера, проживающего на наших глазах самые тяжелые эпизоды своей жизни.

Отдельные неплохие куски были в четырехсерийном фильме Василия Пичула и Савика Шустера "Страсти по Горбачеву" на НТВ. Сцену со скандальными воспоминаниями почти орущей дочери руководителя ленинградского обкома, члена Полютбюро Григория Романова Валентины на фоне молчаливо-осуждающего, но абсолютно адекватного и с феноменальной памятью отца - авторы фильма могут отнести к своим настоящим удачам. Серьезная проблема фильма - совершенно бессмысленные проходы и планы Савика Шустера и отсутствие четкой мысли, а что собственно нам хотели рассказать.

Разрекламированный проект "Я готов на все!" на канале "Россия" не спасает даже талантливый Дмитрий Дибров. Судя по низким рейтингам, зрители остались к шоу равнодушны.

Дважды в этом месяце покоробил Сергей Брилев в "Вестях недели". Первый раз, когда отстраненного президентом губернатора Карякии Владимира Логинова не удосужился даже назвать по имени, словно прокаженного, именовав его лишь "господин Логинов", и второй раз, когда после событий в Киргизии утверждал: "Власть в Киргизии взял не народ, а толпа. По свидетельству очевидцев толпа поддатая и обкуренная". Кто эти абстрактные очевидцы - неясно, но Сергей Брилев выносит киргизам свой приговор, не оставляя им никакого шанса достойно войти в историю. Такое ощущение, что он сам лично проводил медицинское освидетельствование на площади Бишкека. А после новой программы Владимира Соловьева возникает только один вопрос: зачем все-таки Владимир Кулистиков выпустил проект в эфир.

Елена Афанасьева, "Эхо Москвы": "Завершено выдавливание из нашего телепространства тех, для кого свобода слова была не только названием программы"

1-2. Страсти по Горбачеву в кавычках (фильм Савика Шустера и Василия Пичула), что без кавычек. Двадцатилетняя годовщина перестройки хоть временно вернула на телеэкраны действительно живого политика, у которого были (и есть!) "страсти", а не маски, скрывающие маломальское отсутствие того, что под ними должно быть скрыто. Свобода слова вместе с Савиком Шустером переезжает в Киев. Для Украины это, может, и плюс, но для России явный "минус". Показательное выдавливание из нашего телевизионного пространства тех, для кого свобода слова была не только названием программы, считай, завершено. Дальше лишь бесконечный "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым", первый выпуск которого больше напоминал обед, сваренный и поданный на стол в одной кастрюле - суп, жаркое и компот, все вперемешку, да и ингредиенты давно надоели.

События в Киргизии показали, что у всех отечественных каналов, похоже, вырабатывается умение качественно, профессионально и беспристрастно освещать революции. Чужие.

Сериал "Брежнев" как показатель нахлынувшей на общество ностальгии по брежневской эпохе. Пока еще похоже на попытку осмысления, но до идеализации времени, которое мы недавно еще все так дружно проклинали, полшага.

Старт канала "Домашний" в контексте всеобщего одомашнивания (взамен недавнего политизирования) нашего телевизионного пространства. "Домашний" мил, но пока слишком напоминает копию фильма "Степфордские жены", выполненную теми, кто не досмотрел оригинал до конца и не знает, чем та американская идеальность обернулась.

А еще телевизионный март 2005-го навсегда останется в памяти трупом Масхадова вперемешку с "Титаником" на "Первом" и юмористическим концертом на "России".

Сергей Варшавчик, "Независимая газета": "Телесмакование трупа Масхадова напомнило времена Средневековья"

1. "Исторические хроники" с Николаем Сванидзе ("Россия"), великолепная "Театральная летопись" ("Культура") - к 70-летию Сергея Юрского, документальный проект Пичула и Шустера "Страсти по Горбачеву" (НТВ).

2. Видимо, руководствуясь постулатом "труп врага всегда приятно пахнет", каналы несколько дней долго и подробно показывали тело убитого Масхадова. Телесмакование этого зрелища напомнило времена Средневековья. Покушение на Чубайса сняло с главного энергетика страны негласный мораторий на появление в итоговых программах "Первого канала" и "России", где он выступил в непривычном для себя актерском амплуа, чуть ли не в лицах рассказывая, что он пережил в минуты покушения и как надеется на честную работу спецслужб. Дебют получился не очень убедительным.

Лейтмотивом освещения событий в Киргизии в новостных программах государственных каналов была мысль: это, слава богу, не "оранжевая революция", как на Украине, а просто бунт нищих и обкуренных дехкан, России опасаться нечего повторения подобного.

На фоне ухода с НТВ Савика Шустера, который возобновляет на украинском канале ICTV программу "Свобода слова", на четвертом канале буйно расцвело творчество Владимира Соловьева, который представил зрителям вначале "Золотого соловья", а затем "Воскресный вечер" с собой. Учитывая, что обе программы сделаны в жанре ток-шоу и идут в записи, да еще и прибавив сюда третью программу того же автора "К барьеру", трудно найти между ними особые отличия. Они сливаются в одну - "К барьеру в воскресный вечер с золотым соловьем Владимиром".

Елизавета Тренева, "Российская газета": "В массированной атаке, вынуждающей идти на "Турецкий гамбит", задействовали даже Парфенова"

1. Документальные фильмы "Страсти по Горбачеву" (НТВ), "Русский крест", "Фрунзик Мкртчян. История одиночества", "Кукрыниксы против Геббельса", "Артем" - памяти А. Боровика (НТВ), программы "Исторические хроники. Осип Мандельштам" ("Россия"), "Школа злословия" с Мариэттой Чудаковой (НТВ), юбилейный вечер Владимира Зельдина ("Культура") - при всей несхожести героев этих разных по жанру телевизионных зрелищ каждый из них стал открытием. Очевидно, как много фантастически интересных людей и сюжетов остается за пределом "заколдованного круга" давно предсказуемых персонажей, тиражируемых в эфире. Фильм "Брежнев", укороченный "Первым каналом" без участия режиссера до четырех серий вместо снятых шести. Из-за этой "операции" попытка соединить мифы и правду о жизни генсека оставляет у зрителей немало вопросов. Но актерские удачи компенсируют провалы в сюжете и делают этот первый опыт художественного рассказа о людях, недавно правивших страной, эмоциональным и увлекательным. Сериалы "Тайны следствия" ("Россия") и "Хиромант" ("Первый канал").

2. Демонстрация в новостных выпусках каналов тела погибшего Масхадова. Массированная рекламная атака "Первого канала", всеми способами вынуждающая зрителей "идти на "Турецкий гамбит", в которой был задействован даже Леонид Парфенов. "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" (НТВ), обещавший стать новым словом в жанре информационной аналитики, оказался разновидностью развлекательного шоу, в котором солировал сам ведущий. Программа "Я готов на все" Дмитрия Диброва ("Россия"), в которой он играет роль волка, рыдающего над судьбой неразумных овец, доверивших ему свое психическое здоровье.

Сергей Фомин, журнал "Телефорум": "Зрителю снова предписывается развлекаться, глядя, как кто-то занимается не своим делом"

1. Появление канала "Домашний", радующего четко выстроенной концепцией, в пределах которой можно вести творческий поиск и пробовать выйти за пределы того жанрового однообразия, в кругу которого вертится большинство вконец законтрпрограммировавшихся каналов. Любопытно, что для этого оказалось совсем не обязательно ориентироваться на какую-то уж совсем специфическую аудиторию, поскольку все телезрители даже измеряются-то домовладениями.

Документальный цикл "Поймать и посадить" Василия Пичула (НТВ). В заезженной-перезаезженной криминальной теме можно, оказывается, найти новые краски, если идти от человеческих черт героев - простодушных, как Мухомор-Петренко, оперов. Так же как и в теме моды, вдруг и очень удачно превращенной программой "Мода non-stop" (ТВЦ) в ток-шоу. Мода ведь, собственно, для того и существует, чтобы поболтать о ней. А "Моя прекрасная няня" (СТС) также вдруг вырвалась из "застекольных" условностей "ситкомовского" юмора к нормальной комической тормошне. Талант не "заформатишь", ведь ее режиссер Алексей Кирющенко поставил "Дурь" - самый откровенно смешной спектакль московского театрального десятилетия.

"Страсти по Горбачеву" (НТВ), переживая которые постоянно вспоминаешь фразу главного героя, произнесенную сразу после возвращения из "форосского пленения": "Всего никто все равно никогда не узнает..."

Виртуозное исполнение Сергеем Шакуровым роли "дорогого Леонида Ильича" ("Брежнев", "Первый"), сыгравшим одновременно и руководителя сверхдержавы, и анекдоты о нем.

2. "Большая премьера" ("Первый") - зрителю снова предписывается развлекаться, глядя, как кто-то занимается не своим делом. Понятно, что у тех, кто сейчас заведует эфиром, это естественное состояние, но зачем же навязывать свои комплексы многомиллионной аудитории? Моветон, господа...

Наталия Ростова, "Новая газета", радио "Арсенал": "Удивляет, с каким постоянством новое НТВ позволяет делать с собой то, что с ним делают"

1. Персона - Савик Шустер. "У вас есть свобода слова? Тогда мы идем к вам". За плоды глобализации, позволяющие эмигрировать журналистам на Украину. За "Первый канал" - только после полуночи. За Дмитрия Диброва - за то, что готов на все.

2. Создатели новой программы Владимира Соловьева, очевидно, очень долго думали, как перещеголять все каналы сразу. И в муках таки родили солянку всевозможных форматов, забыв наполнить их содержанием. Соловьев, пропагандирующий весенний призыв в армию, догадавшийся позвать на одну программу Жириновского и Рогозина, советующийся с толпой о необходимости постановок в Большом и приглашающий в качестве оперного "эксперта" госпожу Волочкову... Все-таки не вышло из него того Джеймса Бонда, которого он так напоминал в рекламных роликах. Хотя мог бы получиться неплохим агентом.

Очередная порция "компромата" на "ЮКОС" в жанре "новейшей документалистики" - это уже не смешно. Удивительно все-таки, с каким постоянством новое НТВ позволяет делать с собой то, что с ним делают. Надеюсь, хотя бы удовольствие канал от этого получает.

"Реалити-шоу" под условным названием "Смерть папы римского" и пиар-кампания реформы здравоохранения.

Лариса Хавкина, "Комсомольская правда": "Досмотреть до конца новую программу Соловьева можно только по нелепой случайности"

1. "Брежнев" на "Первом". Сериал не показался мне ни карикатурным, ни излишне ностальгическим. Очень занятный, на мой взгляд, фильм с блестящей игрой Сергея Шакурова. Многие, кто ругают "Брежнева", вероятно, хотели бы увидеть на экране каноническую биографию генсека. Но на это есть документалка. Мне лично гораздо интереснее было понять, как мог Брежнев отреагировать на вкус колбасы, по случаю приобретенной в сельпо.

2. "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" на НТВ. Если бы Соловьев сделал тенденциозную, не умную, провокационную программу, это еще можно было бы обсуждать. Но он сделал скучную программу. Досмотреть ее до середины можно только усилием воли, до конца - по нелепой случайности вроде поломки кнопки "выкл". Тоскливые гости, которые на третьей минуте забывают, о чем пришли говорить, шаблонные сюжеты, из которых не узнаешь абсолютно ничего нового. И только ведущий держится бодрячком и щелкает по виртуальным кнопкам с энтузиазмом Гарри Поттера. Похоже, лишь его всерьез захватывает происходящее в студии. Не странно ли для воскресного прайм-тайма?

Евгений Кузин, "Известия": "Скачок в прошлое - PR-кампания по освещению приговоров по делу "ЮКОСа"

1. Из телесобытий, которые оставили приятное впечатление, отмечу сериал "Брежнев" на "Первом канале" - качественно поработали все: сценаристы, режиссер, актеры. Особую яркость "Брежневу" придал мрачноватый сериальный поток остальных каналов. С интересом слежу за первыми шагами и экспериментами канала "Домашний". За кадром остался "небасманный" суд над "Симпсонами", защитивший мультяшную семейку от нападок нерадивых родителей-юристов.

2. Скачком в коммунистическое прошлое (или, не дай бог, в абсолютно авторитарное будущее) стала PR-кампания по освещению приговоров фигурантам дела "ЮКОСа" - Ходорковскому с Лебедевым, а потом и Пичугину. В сюжетах федеральных каналов я не услышал ни одного доказательства вины осужденных, зато насмотрелся бездоказательной и оболванивающей пропаганды с использованием детей (как живых, так и пропавших без вести). Используя приемы фальсификации, которыми особо рьяно пользовались "Первый канал" в программе "Время" и НТВ, показавший фильм в рубрике "Чистосердечное признание", юкосовцев можно было и в убийстве Христа обвинить.

Поиски каналами новых программных форматов разочаровали. Андрей Макаревич в "Трех окнах" попытался соединить воедино все, что делал на ТВ прежде, но первые шаги получились не очень удачными. Невооруженным глазом видно, что любителю пространных разговоров Дмитрию Диброву тесновато в новом формате шоу "Я готов на все", не предусматривающем длинных философских бесед. Хотя идея программы хорошая - герои совершают поступок не ради наживы, а с благородной целью воплотить мечту близкого человека. И, конечно, "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" - и не аналитика, и не развлечение - пока заставляет грустить.