Медиановости

7 апреля 2005 16:16

Елена Масюк ушла с канала "Россия"

Елена Масюк - одна из лучших наших тележурналистов. Ее работы всегда отличали талант, острота тем, глубокое проникновение в проблему. Недавно Елена получила свою 5-ю премию ТЭФИ. И такая она "пятерочница" на телевидении - единственная. Первые две награды - за репортажи о чеченской войне, в которых она поражала не только высоким профессионализмом, но и личным мужеством, пробираясь, молодая женщина, туда, куда многие мужчины пробираться не рисковали. Последняя награда (надеюсь, только по счету!) - за четырехчасовое журналистское расследование "Иероглиф дружбы" о советско- и российско-китайских отношениях. И хотя эта программа не была показана по каналу "Россия" - на ТЭФИ ее выдвинула пермская телекомпания "Ветта", - мне посчастливилось ее увидеть. Проблема, о которой говорят вскользь или вполголоса, расследована честно, с такими выпуклыми примерами, которые часто заставляют сердце сжиматься за будущее России.

- На канал "Россия" Елену Масюк позвал Олег Добродеев, которому она верила. Спустя пять лет от Добродеева Елена ушла. И первый вопрос: почему?

- Потому что на экране меня нет. Мои работы даже не отсматриваются, не говоря уже о том, чтобы планировать показ их в эфире. И это главное, а не то, что я три месяца не получаю зарплаты.

- Как это?

- Моя группа работала в системе ВГТРК. В начале года нас известили, что мы уволены и переведены на канал "Россия" (как бы в дочернее предприятие). И мне предложили подписать договор, где, хоть моя работа и названа эксклюзивной, условия предложены абсолютно рабские. Никаких прав - одни обязанности. Не говоря уже о месячной зарплате в две тысячи рублей. Конечно, я такой унизительный договор не подписала. Составила вместе с юристом свой договор. Продолжала работать, как выяснилось, абсолютно бесплатно. Канал делал все, чтобы я ушла. И я ушла.

- Да, но можно же было как-то объясниться с Добродеевым?

- Я пыталась. Как несколько месяцев назад, так буквально на днях. "Добродеев сегодня никого не принимает" - таков ответ. Сколько можно стучаться в государственные двери, которые для тебя наглухо закрыты?

- Но должна же существовать какая-то глубинная причина столь изменившегося к тебе, к твоей работе отношения.

- Государственный канал изменился. На государственном канале в последние полтора года стали не нужны публицистические программы, так же как и журналистские расследования. Политические и социальные темы фактически оказались закрыты. И потому нужны не журналисты, а пропагандисты. Я оказалась обузой: я журналист, а не пропагандист. Естественно, дальше терпеть эту ситуацию стало невозможно.

- Ты нашла себе место?

- Я ни с кем никаких переговоров не вела и не веду.

- Куда же ты пойдешь?

- В никуда. Главное было - уйти.

Если лучшие люди с принципами уходят с телевидения, не желая заниматься пропагандой, а остальным надо прогибаться, становясь пропагандистами, не говорит ли это о подобных переменах в самом обществе?

Комментарий

Олег Добродеев: За полтора года Масюк сдала лишь два проекта из восьми Гендиректор ВГТРК комментирует уход журналистки

- Первое. Нигде и никогда в мире у журналистов не было таких комфортных условий работы, как у Лены Масюк и ее сотрудников. Затраты телеканала составляли сотни тысяч долларов. Темы программ выбирались самостоятельно. Договоров, подобных тому, на котором настаивала Лена, в природе больше не встречается. Поскольку Лена упоминает о нем, можете ознакомиться. У видавших виды юристов волосы встали дыбом: никто никогда в телевизионном мире не согласится с условиями Лены! Себя могу упрекнуть в одном - в том, что все эти годы мирволил и потакал всем прихотям.

Второе. Про фильм "Иероглиф дружбы". Этот фильм - классический, незамутненный пример ксенофобской, сеющей национальную рознь журналистики. Рекомендую ознакомиться с содержанием второй-третьей-четвертой серий. Макашов со своими антисемитскими сентенциями отдыхает. Только здесь ненависть адресована китайцам.

К сожалению, за полтора года из запущенных и профинансированных телеканалом восьми программ были сданы только этот фильм и короткая программа "Конвейер смерти". Ни я, ни одна из служб канала не смогли получить ни минуты материала.

Уверен, что у Лены все будет хорошо. Только надо быть терпимее к критике и людям, с которыми работаешь.