Медиановости

7 апреля 2005 17:57

Россия в лирике блога

Россия в лирике блога

Популярность веб-блогов, или просто блогов, охватывает всю планету с колоссальной скоростью — ежедневно появляется более 10 тысяч новых онлайн-журналов. В России блоггерство имеет ярко выраженный национальный характер и не похоже на американскую модель. Если за океаном все больше и больше говорят о том, что блоги — это новая социальная сила, способная в корне поменять функционирование СМИ и само понятие массовой коммуникации, то в нашей стране как-то не привыкли говорить о блогах, а привыкли говорить о «Живом журнале» (ЖЖ). ЖЖ — это LiveJournal, один из самых популярных в мире блоггерских сервисов. По стечению обстоятельств или по каким-то внутренним причинам россияне полюбили этот сервис всей душой. Настолько, что, по результатам моего собственного опроса, многие регулярные пользователи совершенно не знают слова «блог», но зато очень хорошо знают аббревиатуру ЖЖ.

По количеству пользователей LiveJournal Россия занимает 4-е место после США, Канады и Великобритании. Зарегистрированных российских аккаунтов в ЖЖ около 150 тысяч; активных, то есть регулярно обновляющихся, — в два-три раза меньше. Большинство из них представляют собой вариант онлайн-дневника: автор описывает события своей жизни, какие-то ежедневные наблюдения, мысли, идеи. Каждый дневник носит печать индивидуальности, это своеобразное самораскрытие автора, уникальный творческий продукт. Свобода самовыражения породила очень интересные формы: тысячи людей в свое время читали блог, написанный от имени кота. Автор описывал, как здорово получить свежую миску молока или написать под кресло. Самым известным общественно-политическим блогом стал сатирический сайт Владимир.Владимирович известного российского сетевого активиста Максима Кононенко.

Популярность ЖЖ в России, как считают некоторые аналитики, отражает специфику русской ментальности. При очевидной усталости от политики и неверии в возможность честной журналистики изменить ситуацию в стране люди предпочитают общаться по поводу того, что им интересно, что позволяет «отключиться». ЖЖ становится местом отдыха, знакомств, самовыражения, своеобразного бегства от реальности. В блоггосфере можно попробовать себя в качестве философа или автора-юмориста — в итоге самыми заметными русскими блогами становятся сатиры или ироничные самоисповеди, то есть, в сущности, литературное творчество. За океаном все иначе. Настоящими хитами в США становятся блоги профессиональных журналистов, специалистов своего дела, которые могут себе позволить выражать свою точку зрения без оглядки на корпоративную цензуру. При этом активные блогеры по-настоящему заинтересованы в продвижении своих сайтов, поскольку имеют возможность зарабатывать на рекламных баннерах, размещаемых на блогах.

Чем больше посетителей будет у блога, тем больше доход. Таким образом, блоггосфера в США является настоящей конкурентной средой, не переставая быть территорией абсолютно свободного общения и самовыражения. Самые свежие исследования показывают, что блоги уже стали реальной альтернативой традиционным СМИ. По абсолютному количеству посетителей такие мейнстримные гиганты, как CNN.com или NY Times.com, недостижимы, однако в целом цитируемость всей совокупности блогов оказывается выше, а следовательно, влияние их на общественное мнение по-настоящему велико и сравнимо с влиянием крупных медийных сайтов.

Энтузиасты интернета говорят, что расцвет блоггерства можно назвать революцией в массовой коммуникации: если раньше общественно важные сообщения в одностороннем порядке транслировались на массовую аудиторию, то теперь более не существует разделения на передающих и принимающих, не существует массовости как обязательного условия. В новой модели каждый человек является и журналистом (инженером, менеджером, дизайнером), и читателем (зрителем, покупателем, пользователем). Сама же среда становится максимально прозрачной, потому что каждый человек — это потенциальный блоггер.

Самые большие оптимисты считают, что такая прозрачность заставит политиков и руководителей играть по-честному, что будет способствовать демократии и общественному участию. В Китае, например, блоггеры стали рупором критики правительства. В Ираке блоггер транслировал в интернет видеоизображение осаждаемого американцами Багдада; его сайт, ставший настоящей сенсацией, посещали тысячи человек; имя автора так и осталось неизвестным. Реалисты говорят, что новизна блогов сменится привычкой и людей все меньше будут интересовать даже самые смелые журналистские расследования. Несомненно, главной проблемой завтрашнего дня будут информационная перенасыщенность и дефицит внимания. Вместе с тем россиянам думать об этом пока рано — блогерство у нас только набирает обороты.

Иван Куринной, специалист компании Rambler Internet Holding, специально для "Проспекта медиа"