Медиановости

8 апреля 2005 13:04

Только Пятый

Его соперников Смольный отсек от бюджетных денег.

По информации Ъ, комитет по печати и взаимодействию со СМИ объявил тендер на производство социально значимой телевизионной и радиопродукции общей стоимостью 33 млн рублей. В прошлом году аналогичная сумма полностью досталась Пятому каналу, одним из руководителей которого является глава комитета по печати Алла Манилова, что вызвало негативную реакцию участников рынка. Однако на этот раз комитет еще больше ужесточил условия конкурса в пользу своей телекомпании. По мнению наблюдателей, заказчик даже перестарался и конкурс вполне может сорваться из-за того, что у Пятого вообще не окажется соперников.

Напомним, в прошлом году Пятый канал выиграл $1 млн практически без снижения стартовой цены. Легитимность конкурсной процедуры обеспечила дружественная ВГТРК, указав по всем лотам заведомо проигрышную максимальную цену. Двух других участников -- Региональное ТВ и продюсерскую компанию "Телеинвест" -- после бурной дискуссии сняли с конкурса из-за формальных нарушений документации. При этом комиссия не скрывала, что решение было принято с учетом мнения заказчика -- Аллы Маниловой, которая одновременно представляла интересы участника конкурса, являясь председателем совета директоров Пятого канала.

В этом году Cмольный решил утроить количество телевизионных тендеров. Кроме 33 млн рублей на 11 социально значимых лотов комитет по печати получил из бюджета дополнительные 4,5 млн рублей на программы и ролики к 60-летию Победы. Еще 1 млн рублей будет размещен комитетом по транзитно-транспортной политике для производства "Морских вестей". Однако, в отличие от своих коллег по транзитному комитету, руководство комитета по печати изменило главный критерий подведения конкурсных итогов, отказавшись от принципа "минимальной цены предложения". Вместо финансового критерия в телевизионном тендере будет учитываться "максимальный объем услуг", который равен суммарному времени трансляции в эфире произведенной продукции. Очевидно, что вне конкуренции по этому критерию оказываются два городских канала -- Пятый и СТО, владеющие неограниченным эфирным временем. Остальные располагают лишь небольшими региональными окнами в сетевом вещании.

К тому же комитет по печати предъявляет практически непреодолимые для большинства потенциальных конкурсантов "квалификационные" требования. В частности, тендер на 33 млн предполагает наличие лицензии на вещание, что отсекает возможность участия в конкурсе продюсерских фирм. Кроме того, не могут претендовать на горзаказ музыкальные и спортивные каналы и вещатели, не имеющие "опыта проведения аналогичных работ в течение двух лет" (например, канал СТО). Оставшиеся претенденты должны подтвердить наличие в своем арсенале суперсовременного цифрового оборудования (аналогичного тому, что недавно приобрел Пятый канал), а также передвижной телевизионной станции и обслуживающего ее персонала. Однако, по мнению экспертов, самым скандальным и спорным с юридической точки зрения барьером для получения крупных лотов является условие официально подтвержденного вхождения канала "в первую десятку ТВ-рейтинга по данным Gallup Media" (несмотря на то что буквально на днях госпожа Манилова публично заявила о своих сомнениях в объективности данных Gallup Media). Как сообщили Ъ в Gallup Media, этому условию (в соответствии со средней долей каналов в телеаудитории старше четырех лет за период с 2004 года до сегодняшнего дня) заведомо соответствуют лишь шесть метровых каналов и Региональное ТВ, а также аутсайдер конкурса канал "Спорт".

Вчера местные представители метровых федеральных каналов (Первого, ВГТРК, НТВ, СТС и ТНТ) сообщили Ъ, что не cобираются участвовать в тендере, а гендиректор проигравшего прошлогодний тендер Регионального ТВ Валерий Иткин уточнил: "Несмотря на теоретическую возможность договориться с московскими партнерами, мне не хочется в это играть". И только руководство Пятого канала подтвердило Ъ намерение участвовать во всех объявленных Смольным телевизионных тендерах. Гендиректор канала СТО Виктория Корхина заявила Ъ, что собирается подать документы на конкурс, "чтобы на практике убедиться в правилах игры, а также в том, гордится ли губернатор существованием не одного, а двух городских каналов в Петербурге". Учитывая, что у остальных претендентов шансы "попасть в десятку" тоже сведены к минимуму, ТРК рискует остаться в одиночестве (в этом случае тендер будет признан несостоявшимся. -- Ъ).

Такую опасность подтвердила в комментарии Ъ и госпожа Манилова, пояснив, что "условия горзаказа на крупные суммы обязаны быть жесткими". Впрочем, не исключено, что кто-то из конкурентов Пятого канала согласится, как и в прошлом году, формально принять участие в конкурсе. "Более честным и цивилизованным решением", по единодушному мнению главы комитета по печати и ряда опрошенных Ъ участников рынка, было бы целевое финансирование Пятого канала на аналогичных условиях. Однако, как призналась Ъ госпожа Манилова, "депутаты к этому не готовы".

Как был освоен $1 млн

Согласно отчету Пятого канала, выигранные 33 млн бюджетных рублей были потрачены на освещение четырех праздников, выпуск 11 детских и 40 социальных передач ("Человек в большом городе"). По лоту "Культура города -- культура петербуржцев" канал отчитался программами "Мода на все" (три выпуска) и "По семейным обстоятельствам" (пять выпусков), а также 72 культурными сюжетами в новостях. В рамках лота "Еженедельная программа по освещению деятельности органов власти" зрители увидели 40 выпусков новостей "Сейчас о главном".