Медиановости

11 апреля 2005 15:22

Газетный кулек

То, что российские депутаты давно не в себе, - ни для кого не секрет. Злые языки даже говорят, что их и выбирают в том числе именно за неадекватность - ну или от безысходности. Но одно дело - ставить галочку за ЛДПР, подменяя тем самым протестное голосование, и совсем другое, когда выбранные в Государственную думу граждане начинают открывать рот не по делу. Для начала они устраивают драку. Этим у нас, правда, никого не удивишь. Хотя для газет драка в парламенте - лишний повод для иронической или аналитической публикации. За неимением других новостей они радостно ухватятся и будут рисовать схемы того, кто, как и кого бил, анализировать силу удара и призывать в качестве экспертов ветеранов "Альфы" и руководителей Федерации кудо. Лидеры ЛДПР этому только рады, они именно на такой эффект и рассчитывают. Говорить о себе любимых на спокойном информационном фоне они могли еще не одну неделю. Но не вышло. Тут умер папа римский Иоанн Павел II. Это событие затмило историю с дракой. Видимо, в приступе разочарования один из лидеров ЛДПР Алексей Митрофанов не удержался и гневно обрушился на средства массовой информации.

"Мы православная страна, и так мощно освещать это событие неправильно", - заявил Митрофанов. Хочется заметить, что страна мы все-таки не сугубо православная, а многоконфессиональная. А папа Иоанн Павел II не просто глава католической церкви, но и один из признанных великих людей XX века. Кроме того, глава государства Ватикан. Митрофанов умеет страстно говорить по любому поводу. Пора, наверное, научиться иногда молчать, дабы не позорить окончательно российский парламент.

Но интересно, как же российские газеты так освещали кончину понтифика, что даже разъярили Митрофанова? Да не особенно и освещали. Отличилась, как ни странно, газета "Коммерсант". На первой полосе - продолжение уже надоевшей всем киргизской истории и специальный текст о военных учениях в Таджикистане. Про смерть папы сказано совсем чуть-чуть в правом нижнем углу. Зато дальше идет целая полоса, посвященная его смерти. В обычном для газеты репортажно-криминальном жанре рассказывается, как умер, когда, где лежит тело и т.д. Дальше характерный для газеты опрос. Вопрос: кем был папа? И вот ответ епископа Егорьевского Марка: "Он не сумел возвыситься до реального сотрудничества с представителями других христианских церквей в совместном свидетельстве миру о христианских ценностях". Странно, до сих пор всегда казалось, что это Русская православная церковь не смогла перебороть мистического страха перед приездом папы. Еще вспомнилось правило "Об умерших хорошо или ничего". Но, может быть, для иных представителей РПЦ это правило не действует.

"Ведомости" по-деловому обошлись небольшой заметкой с пересказом биографии папы. От них, впрочем, особых сантиментов ждать и не приходится - у бизнеса особые святыни. "Независимую газету" тоже больше волнует интеллектуальная несостоятельность будущего послания президента России. Текст про папу поручили написать итальянскому автору, этот материал у них чуть пообъемнее, чем в "Ведомостях", но тоже представляет собой лишь красочный пересказ биографии. "Комсомольская правда", выступая главным рупором российской власти, про кончину папы пишет еще меньше. На первой полосе газеты история про фильм о Кремле, снятый немецкими телевизионщиками. Действительно, новость недели, ничего не скажешь.

Достойнее всех выступили "Известия" и "Газета". Только у них новость о кончине понтифика стоит в шапке первой полосы. Но если в "Известиях" в очередной раз ситуацию спасли новый макет и типографские краски, то "Газета" - единственное издание, которое озаботилось нестандартным, хотя и простым ходом. Здесь новость о папе открывает и закрывает газету, а к обычным статьям и справкам подверстаны стихи Кароля Войтылы. Так, простой российский читатель может не только в десятый раз узнать, какого именно цвета должен быть дым, озвещающий об избрании нового папы, но и понять, что за человек был Иоанн Павел II, о чем думал и чем жил.

А в общем выяснилось, что проводить папу римского в последний путь для большинства наших газет - дело непростое. Католики вспоминают, что папа говорил с каждым верующим на родном для него языке. Газеты не смогли подобрать адекватных выражений. Жанр некролога оказался слишком сложным для большинства из них.

А когда нужных слов о смерти Иоанна Павла II подобрать не смогли, с удвоенной силой ухватились за очередные скандальные выступления Митрофанова. В "Известиях" завели разворот под названием "Мнения и комментарии". Темы для мнений на каждый день находить не так просто. И растиражировать депутатскую глупость показалось вполне уместным. Хорошо Митрофанову, когда газетам не о чем писать. Плохо "Известиям", когда ему нечего сказать. Серьезность выбора тем и уместность дискуссий настораживают. Выдуманные проблемы, навязанные мнения и малоизвестные спорщики - все в целом напоминает борьбу лягушек и мышей.