В сегментах женских, мужских и автомобильных журналов ожидаются большие потрясения.
С января по март 2005 года на отечественный рынок печатных СМИ вышло более десятка новых проектов, заслуживающих внимания. Они имеют различные амбиции и вес на рынке, но каждый в своем сегменте, так или иначе, изменит расстановку сил, заставит конкурентов работать с поправкой на присутствие еще одного игрока. Насколько осуществимы планы новых газет и журналов закрепиться на перенасыщенном изданиями российском рынке прессы, станет ясно, пожалуй, только к концу года. А пока можно оценить возможности новичков и их перспективы.
В большей степени приток новых изданий связан с активной позицией крупных журнальных издательских домов, которые всегда склонны к увеличению доли присутствия на рынке.
Сменив в начале года владельца, ИД "Индепендент Медиа" не стал выдерживать паузу для корректировки стратегии, а приступил в марте к запуску ранее заявленного проекта - российской версии американского журнала "Esquire". В нише мужских глянцевых изданий он, вероятно, потеснит журнал "GQ" (ИД "Конде Наст"). Такой вывод можно сделать на основании высказываний издателя "Esquire" Сергея Гусева. По его словам, как и во всех странах, где выходит национальная версия американского журнала, "Esquire" стремиться стать для мужчин источником актуальных тенденций во всех областях жизни - в культуре, бизнесе, спорте, политике и моде. При этом костяк читательской аудитории составляют так называемые лидеры мнений - "хорошо образованные, делающие успешную карьеру, эмоционально зрелые, уверенные в себе и в своем чувстве стиля мужчины старше 25 лет". Привлекают такую аудиторию харизматичные представители высшего мужского общества, каковые и стали героями первого номера журнала - телеведущий Владимир Познер, банкир Александр Гафин, ресторатор Андрей Делос, fashion-магнат Михаил Куснирович.
Очевидно, что целевые группы и позиционирование журналов "Esquire" и "GQ" совпадают. Значит, в 2005 году следует ожидать от них интересного противостояния - дизайнерских решений, редакционных материалов, персон номера, рекламных кампаний, в том числе в розничных сетях. От хода этой борьбы зависит, сумеет защитить "GQ" свои рекламные доходы или будет вынужден поделиться ими с прямым конкурентом.
В сегменте женских изданий ситуация еще напряженнее. Здесь появились сразу два амбициозных проекта - ежемесячный журнал "СамаЯ" ИД "ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА" и русское издание французского еженедельника "Madame Figaro".
Журнал "СамаЯ" позиционируется как woman`s advisory - журнал-советчик для женщин от 25 до 35 лет. Читатели "Самой" - семейные женщины среднего достатка, нуждающиеся в советах по решению повседневных проблем, прежде всего бытовых и семейных. Рубрикатор издания вмещает самые разнообразные аспекты жизни современной женщины: красота, карьера, психология, воспитание детей, дом, кулинария. В категории woman`s advisory у "Самой" только один серьезный соперник - журнал ИД "Бурда" "Добрые советы". Солидные инвестиции в раскрутку нового журнала - $3 млн. - дают "Самой" хорошие шансы добиться достаточно серьезной доли внимания и читательниц, и рекламодателей. Более того, национальный бренд вполне может расширить отечественную аудиторию женских изданий, как это удалось на Украине журналу "Единственная", кстати, тоже проекту "Edipress Group".
Еще один женский журнал, на сей раз лицензионный - "Madame Figaro Russia" - начали выпускать издательский дом Select Media и компания Baring Vostok Capital Partners, управляющая фондами прямых инвестиций в России и СНГ.
Первый номер журнала появился в продаже 25 марта. Ежемесячное издание представляет собой версию французского воскресного приложения к ежедневной газете "Le Figaro". По словам генерального директора Select Media Марка Капюстена, аудитория "Madame Figaro" в России сложилась только в последние несколько лет. Это женщины, занимающие серьезные должности, имеющие стабильные семьи, интересующиеся культурой и современным искусством. Таким образом, издание претендует на открытие новой ниши - журналов для обеспеченных интеллектуалок. Главный редактор Екатерина Семина уверена: "У нас много умных, активных и деловых женщин, которых интересуют не только баночки и тряпочки, но и психология, социология и другие серьезные вещи". Судя по заявленному тиражу - 100 тыс. экз., издатели не склонны занижать масштабы целевой аудитории подобного рода проекта. "Madame Figaro Russia" распространяется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове, Саратове, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Перми, Нижнем Новгороде, Казани и Воронеже.
Верный традиции встречать год новым проектом, издательский дом "Бурда" в феврале запустил кроссвордный журнал "Кросс-вопрос". Еще три-четыре года назад выпуск такого издания почти автоматически означал хорошие продажи - разгадывание крестословиц только набирало популярность. Сегодня конкуренция в нише кроссвордных изданий достигла апогея и издателям уже приходится больше тратиться на полиграфию, чтобы опередить конкурентов. Если раньше полиграфическое исполнение издания не играло серьезной роли для потребителей кроссвордов, то теперь многие любители поиграть в угадайку выбирают цветные, красиво оформленные журналы, выпущенные на хорошей бумаге. "Кросс-вопрос", очевидно, рассчитывает удовлетворить возросшие требования читателей. При этом издание осталось в пределах привычной для кроссвордных проектов розничной цены - 5 руб. Тираж еженедельника - 200 тыс. экз.
События на рынке прессы в начале года показали еще одну любопытную тенденцию. Некоторые издательские дома, специализирующиеся на какой-то тематической нише, вдруг решают вложить деньги в "непрофильный" проект.
Это произошло с издателем журналов о мультимедиа ИД "ТехноМир", куда входят проекты "Игромания", "Лучшие компьютерные игры", "Мир фантастики", "Mobi. Мобильная связь". В конце февраля "ТехноМир" неожиданно запустил ежемесячный журнал о здоровье и медицине "Личный Доктор". Целевая аудитория издания - люди, ведущие здоровый образ жизни. Цель "Личного Доктора" - информировать их обо всех аспектах физической культуры: правильном питании, методах лечения, квалифицированных медицинских услугах и т.п. Что ж, посмотрим, как "техно-издательство" справится со своей новой задачей.
Свое слово в нише изданий о мебели сказал ИД "Деловой мир". Его новый журнал-каталог "Мебель и цены" появился в продаже 7 марта тиражом 80 тыс. экз. "Мебель и цены" позиционируется как универсальное ежемесячное издание о мебели и предметах интерьера. Появления такого проекта - издания о мебели справочного характера - рынок ждал давно. Прежде читатель был вынужден довольствоваться информацией, представленной в газетах объявлений, таких как "Из рук в руки" и "Сделка", и в собственных каталогах торговых сетей. Зато всегда наблюдался переизбыток дорогих журналов, рассказывающих о мебели как части интерьера. "Мебель и цены" заполнил очевидный пробел на рынке, собрав воедино информацию о производстве, поставках, продаже и ремонте мебели.
Произошли в начале года перемены и в неоднозначном сегменте общественно-политических журналов. Неоднозначном потому, что в России каждый новый такой проект всегда связан с определенной задачей влияния на умы граждан и появляется за два-три года до проведения думских и президентских выборов, а потом закрывается. Достаточно вспомнить судьбу еженедельников "Русский фокус", "Еженедельный журнал", газет "Консерватор" и "Столичная вечерняя"... Вопрос рентабельности общественно-политических журналов никогда не стоит. Поэтому одновременное появление журналов "Политический класс" и "Главная тема" - явный шаг навстречу выборам президента 2008 года. Стоит отметить и консервативно-патриотическую направленность обоих проектов, что, несомненно, является реакцией на приход в 2004 году в Россию авторитетного пропагандиста либеральных ценностей - американского журнала Newsweek. Впрочем, западная пресса продолжает свое наступление на российский рынок. В марте
ИД "Индепендент Медиа" подписал контракт с издателями международной газеты "The International Herald Tribune" на печать и распространение этого влиятельного издания в России. Газета уже начала выходить в Москве.
Продолжает активно развиваться ниша журналов для родителей. Постепенно она начинает сегментироваться. Очередной новый журнал для пап и мам "Young Family", выпущенный издательским домом "Ридерз Дайджест", адресован молодым родителям с детьми до 7 лет. Издание предлагает практическую информацию о развитии ребенка, его здоровье, воспитании, обучении и развлечениях. Журнал выходит ежеквартально тиражом 80 тыс. экз.
Таким же тиражом начала издаваться в марте русскоязычная версия немецкого автомобильного журнала "Auto motor und sport". Издание выходит еще в 18 странах, а читательская аудитория одного номера превышает 3 млн. чел. - это показатели мирового лидера автомобильной прессы. Появление в России столь мощного бренда, несомненно, ударит по интересам отечественных лидеров сегмента - журналов "Автопилот", "Автомобили" и "За рулем".
А вот позиции "Top Gear", непререкаемого авторитета в мире машин и их владельцев, вряд ли пошатнутся. Отметим, что тендер на право выпуска "Auto motor und sport" в России выиграл издательский дом "СК Пресс", победив таких мощных конкурентов, как ИД "Бурда" и ИД "За рулем".
Станет ли "Бурда", потерпев неудачу, и дальше вынашивать планы запуска автомобильного ежемесячника (в пару к своему еженедельнику "Автомир")? Поживем - увидим, почти весь 2005 год еще впереди.