Медиановости

14 апреля 2005 18:59

Что выбрать, если выбора нет

12 апреля в медиатеке Французского института состоялись политические дебаты "СМИ и выборы: опыт разных стран".

Интрига вокруг будущих выборов президента России уже набирает обороты, причем, похоже, больше всего заинтригованы иностранцы. Как выбирают в России и чем этот процесс принципиально отличается от западных выборов - задаются вопросом присутствующие в Петербурге дипломаты и живущие здесь западные журналисты. Как выяснилось в ходе дебатов во Французском институте, где обсуждали роль СМИ в выборах, отличия есть, но каждый оценивает их по-своему.

Дипломатичные французы утверждают, что скандалы постоянно сопровождали ход выборов во Франции, так что в этом мы не одиноки. Например, дебаты Жака Ширака с оппонентами вызвали во время предвыборной кампании бурю возмущения на тему "это зрелище, а не дебаты". Вся соль была в ведущем, который был "чуть лучше, чем ваш Дмитрий Нагиев". Сходство отмечается и в том, что, как замечает профессор права Парижского университета Доминик Шаноло, случается в благоухающей Франции и подделка подписей избирателей, и неоднозначный зондаж общественного мнения, который уже в первом туре выборов подсказывает избирателям, как им действовать во втором туре.

Далеко не столь дипломатичным был в своем сравнительном анализе новозеландец Роберт Монро, главный редактор издающейся в Питере газеты "St.Petresburg Times", который описал благословенную 4-миллионную Новую Зеландию как рай на земле, где сюрпризы, подобные монетизации льгот, невозможны в силу того, что основа основ этого общества (как, впрочем, и любого западного) - идеология налогоплательщика, который лично контролирует ежечасно, куда идут его деньги. (Какой контраст с Россией, где налоги за человека платит его работодатель, а он, как правило, понятия не имеет, сколько и какие именно). Правительство же бывшей французской колонии не вмешивается в экономику, СМИ экономически не зависят от политиков, а власть подотчетна тем, кто ее выбирает. Ну чем не рай на земле? "Я здесь как с другой планеты", - рефреном повторяет уважаемый гражданин Новой Зеландии, почему-то поселившийся тем не менее на берегах Невы. Наверное, потому, что, как заметили граждане Франции в кулуарах, его родина - это рай для пенсионеров. Там спокойно, мирно и "ничего не происходит".

Что касается России в целом и Санкт-Петербурга в частности, то тут все сошлись в одном - выборы мало кого здесь интересуют вообще, какой смысл волноваться - все и так известно заранее. Все решит президент, задействует административный ресурс, включит в игру пенсионеров, военных, бесправных людей под следствием и так далее... Роль СМИ в этой ситуации тоже сильно отличается от западного образца - по очень простой причине: без денег кандидатов некоторым из них просто не выжить. А общественного телевидения, которое бы поддерживалось государством и добровольными и абсолютно бескорыстными пожертвованиями сознательных граждан, в России нет и не будет, по-видимому, еще долго.

Несмотря на то, что российские политтехнологи учились у французского профессионала в этой области, Жака Сегела, предствители демократической Франции оптимистично посоветовали не переоценивать роль политтехнологов в выборах. "И Сегела тоже проигрывал кампании, потому что люди - не дураки", - утверждает Доминик Шаноло.

Что же, таковы они, надо полагать, и в России.