Медиановости

15 апреля 2005 12:11

Взмыленная опера

Производство отечественных телесериалов стремительно растет. Продюсерам выгодно их снимать, каналам - показывать.

Рынок российских телесериалов переживает настоящий бум. За четыре последних года доля отечественных сериалов на общенациональных каналах возросла с 40 до 70 процентов. По оценкам специалистов, объем российского рынка телесериалов составляет 200 - 250 млн. долларов. Однако при кажущемся его насыщении производство не успевает за спросом. У сериального бизнеса есть свои хронические болезни, которые остаются за кадром, но на качестве кадра сказываются.

Рейтинг превыше всего

В конце марта тысячи телезрителей, включив телеканал НТВ в вечерний прайм-тайм, не обнаружили заявленного в программе сериала "Под небом Вероны". Посчитав рейтинг сериала слишком низким, руководство канала перенесло показ на менее престижное время. Именно высокий рейтинг собирает самые жирные рекламные сливки. По подсчетам Михаила Дымшица, главы компании "Дымшиц и партнеры", размещение рекламы в часе среднего удачного сериала (с рейтингом 6 - 7 пунктов) стоит около 4ОО тысяч долларов.

- Среди телевизионной продукции сериалы по прибыльности стоят на первом месте, на втором и третьем местах сборные эстрадные концерты и кинофильмы, - говорит Виктор Коломиец, руководитель Аналитического центра "Видео Интернешнл". - Сейчас на наших телеканалах доминирует жесткое линейное программирование: оно вызывает привыкание аудитории к определенному формату в определенное время. У сериалов наиболее постоянная аудитория, поэтому они наиболее рекламоемки.

Ставку на "родные" сериалы телеканалы сделали в 1999 году. После оглушительного успеха "Улиц разбитых фонарей" и "Убойной силы", чьи рейтинги зашкалили за 20 пунктов, стало ясно: эпоха латиноамериканского "мыла" в нашей стране закончилась. С 2001 года каждый из федеральных каналов обзавелся собственной "линейкой" отечественных сериалов, которые каждый вечер собирают внушительную аудиторию. Однако, судя по количеству повторов, каналы испытывают серьезный дефицит в сериальной продукции, особенно в качественной.

По расчетам Владимира Досталя, гендиректора кинокомпании "Дом-Фильм", в год только для прайм-тайма трех федеральных каналов (Первого, РТР и НТВ) нужно около 1300 сериало-часов. А если учесть REN TV и СТС, постоянно увеличивающих аудиторию, получается, что основным каналам необходимо более 2 тысяч часов сериалов ежегодно. Реально производится в два раза меньше. И это при том, что каждый канал снимает для себя около 100 часов в год, и на рынке работают около 150 производителей сериалов. Правда, крупных компаний среди них всего около десятка, и их возможности небезграничны. "И хотелось бы сделать больше, - говорит Досталь, - но нет сценаристов, режиссеров... С артистами напряженно: одни и те же лица на всех каналах".

На столе у Владимира Досталя список из 45 сериалов: именно столько снимают сегодня его компании "Дом-Фильм", "Макдос" и работающий с ними в тесном сотрудничестве "Новый русский сериал". Все они сумели продолжить содружество под одной крышей после развала объединявшего их холдинга "Медиа-Мост". 45 названий - это 599 часов и около 3 тысяч человек, занятых в их создании. Здесь и продолжение "Улиц разбитых фонарей", "Тайн cледствия", "Таксистки", "Бандитского Петербурга", и новые исторические сериалы о Столыпине и Махно, и экранизация трилогии Юрия Германа. Производство телесериалов напоминает работу доменной печи: материал нужен постоянно, а остановка чревата крахом.

Гонорар для звезды

Продюсеры телесериалов в один голос называют самой большой проблемой нехватку хороших сценариев. Сценарий "вертикального" сериала, в котором каждый эпизод имеет начало и конец (как в "Ментах"), в исполнении более или менее прост. Но даже маститые киносценаристы часто не в состоянии разложить сюжет сериала на десятки вечеров так, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении. Результат: по оценке Владимира Досталя, из общей массы сериальной продукции максимум 20 процентов можно отнести к понятию художественного произведения.

Если съемки одной серии мало-бюджетного продукта обходятся в 6о тысяч долларов, то качественный сериал в производстве очень дорог. К примеру, стоимость серии "Детей Арбата" зашкалила за 2оо тысяч долларов. Дорогостоящими их делают во многом гонорары "звезд". Контракты предусматривают строгую конфиденциальность, но информация просачивается: гонорары актеров начинаются с 2оо долларов за съемочный день и в среднем составляют 500 долларов. "Звезды" могут получать в день от з до 7 тысяч долларов. По словам одного продюсера, максимальная гонорарная ставка исполнителя главной роли в сериале составила 20 тысяч долларов за серию.

Продюсер телесериала отвечает за все, в том числе и за провалы. Выбирая новый проект, он должен угадать, будет ли тот интересен зрителю через полтора года: именно столько занимает производство качественного 12-серийного телефильма. "Это как в старом стихотворении: "За время пути собачка могла подрасти", - говорит глава компании "Новый русский сериал" Андрей Каморин. - Сегодня все без ума от мелодрам, а через полтора года зритель хочет смотреть только приключения, и продукт остается невостребованным".

Впрочем, продюсеры Каморин и Досталь свой продукт предлагают каналам не поштучно, а в пакете. Он складывается по принципу железнодорожного состава. Здесь есть свои "паровозы", которые выполняют роль крючка для покупателя, - это дорогостоящие премьеры, такие, как "Дети Арбата", "Штрафбат" (2оо - 230 тыс. долларов за серию). Их в пакете не более 30 процентов. "Паровоз" тянет за собой "вагончики" - старые брэнды вроде "Ментов" или "Тайн следствия", и новые, никому не известные сериалы (до юо тыс. долларов за серию). В таком пакете около 250 часов, способных "закрыть" телевизионщикам полгода. Поэтому рынком по-прежнему правят большие пакеты.

Одиночным независимым производителям куда сложнее: талантливо сделанный сериал может месяцами не находить покупателя только потому, что службам закупок телеканалов выгодно "поводить за салом" производителя: глядишь, и скинет процентов 15. Так, известный продюсер Ада Ставиская, создательница первой в стране частной киностудии "Панорама" (Санкт-Петербург), с большим трудом смогла продать НТВ свой детективный сериал "Винтовая лестница" с Инной Чуриковой, а ее сериал "Чужое дежурство", снятый еще год назад, по некоторым данным, до сих пор никто не купил.

Кинобудка вместо телевизора

Вопрос окупаемости сериала для производителя крайне актуален. По словам Сергея Скворцова, члена Академии российского телевидения, качественный продукт может "отбить" затраты на производство сериала при двух показах на Россию (они возмещают 6о - 70 процентов от стоимости) и на "периферию" (Украину, Казахстан, Прибалтику). "Хвосты" подбираются продажей кассет, DVD, показами по спутниковым каналам. Среди продюсеров считается: если продукт, работа над которым шла полтора года, примерно за это же время не окупается, то ты сработал в минус. Впрочем, рентабельность сериального производства доходит до юо процентов: выгодно проданный сериал не только окупает производственные затраты, но и позволяет стартовать новым проектам.

Нечасто, но у сериалов случаются и спонсоры: компания Александра Акопова "Амедиа" смогла привлечь под производство 120-серийной "Бедной Насти" более и млн. долларов, в их числе 500 тысяч от Columbia Pictures, по чьей технологии делался сериал. Сегодня по такой же поточной схеме - одна серия за один день - Акопов снимает "Мою прекрасную няню", российскую версию американского комедийного сериала, идущую на СТС. Однако денег и условий для создания нормальных телевизионных фильмов по-прежнему не хватает. Андрей Каморин признается, что безумно хотел бы снимать качественные сериалы для детей и юношества, но пока не может. "Если я начну делать их для дневного сегмента, то через некоторое время вылечу с рынка: меня вытеснят более беспринципные конкуренты".

Наблюдая за бесконечным потоком российского "мыла" на телеэкране, Виктор Коломиец пришел к выводу: наличие большого количества сериального показа убивает телевидение, превращая его в кинобудку. Но сам же как социолог констатирует: спада интереса к сериалам у населения не предвидится. А значит, по-прежнему прав американский писатель Раймонд Чандлер: "Кино - это единственный бизнес, где можно совершать всевозможные ошибки и все же делать деньги".

* * *

Дорогими сериалы делают во многом гонорары звезд. Они могут получать в день от 3 до 7 тыс. долларов

* * *

Досье

В начале 90-х российские многосерийные телефильмы занимали лишь 22% экранного времени. Остальной эфир заполняли американскими и латиноамериканскими сериалами. Закупка одной серии стоила каналам от 15 до 30 тыс. долларов.Сериалы окупались полностью после первого же показа: стоимость 1 минуты рекламы в них составляла 3 - 4 тыс. долларов (30 - 40 тыс. долларов за серию). Популярность западных сериалов стала снижаться к середине 90-х гг. Первыми коммерчески удачными стали костюмные сериалы "Графиня де Монсоро", "Королева Марго" и "Петербургские тайны" (в нем стоимость рекламной минуты превысила 5 тыс. долларов). Западные сериалы резко подешевели - до 800 долларов за серию. В 2002 г. общая стоимость выпуска отечественных телесериалов составила 40 млн. долларов, в 2003-м - 70 млн., в 2004-м - 150 млн.