Медиановости

18 апреля 2005 17:48

Выборы и СМИ

...Их соотношение в разных странах обсуждалось в ходе недавнего круглого стола.

Свобода - это количество выбора. Для умного человека не составит труда определить, в какой стране выбора больше. В СМИ кроме свободы существуют еще вкус, чувство такта, уважение свободы выбора других и множество других компонентов. Если наличие или отсутствие свободы определить легко, то другие принципы большому количеству людей кажутся относительными, хотя это совсем не так. Сейчас в России стало модным говорить, что на Западе нет свободы слова и, вообще, свободы почти столько же, сколько в России. Эту версию опровергли выступления профессора права Парижского университета Доминика Шаноло, пресс-аташе консульства Франции в Санкт-Петербурге Эммануэля Берара и главного редактора St. Peterburgs Times Роберта Манро.

Известно, что во Франции равенство между кандидатами в предвыборной кампании блюдет Конституционный совет. Нарушение ими любых правил, к примеру публичное выступление в субботу накануне выборов, грозит исключением. Так, по словам Доминика Шаноло, СМИ реально не играют никакой роли в предвыборной кампании. "Обозреватели могут высказывать мнение о том или ином кандидате, даже разворачивается целая полемика на страницах прессы, но на исход выборов это не влияет, ибо каждый француз знает, что это личное мнение журналистов", - говорит парижский профессор.

В Новой Зеландии складывается подобная ситуация. "СМИ здесь независимы, каждый может говорить то, что он думает о том или ином кандидате, потому мне не понятно, почему в России нельзя комментировать политиков, если они не заплатили за это денег", - делится впечатлениями Роберт Манро, долгое время живший в Новой Зеландии. И еще, чтобы понять, какая именно информация интересует людей о кандидатах, новозеландские журналисты проводят опросы среди населения. Ответы на заданные простыми людьми вопросы публикуются в прессе. По мнению главного редактора St. Peterburgs Times, если в Новой Зеландии контролируется 15 процентов СМИ, то в России 50-60 процентов.

Между тем страны, которые не могут похвастаться независимостью своих СМИ, нашли канал для объективного освещения предвыборной кампании. Это общественное телевидение, которое создается на период выборов. Источники финансирования в каждой стране - разные. Так, в Америке общественное телевидение создается на пожертвования людей, а в Германии оно финансируется из правительственного бюджета.

И еще. Не нужно забывать о роли политтехнологов на выборах. Именно американская и французская школы стали "матерью" наших политтехнологов. Эммануэль Берар на круглом столе напомнил о своем соотечественнике - всемирно известном политтехнологе и имиджмейкере Жаке Сегела. Этот человек в свое время привел к власти Франсуа Миттерана, Леха Валенсу и еще нескольких президентов. Пожалуй, случай, произошедший во время предвыборной кампании Бориса Ельцина, как нельзя лучше иллюстрирует искаженное русское понимание процесса выборов. Так вот, когда Сегела приехал в Москву и предложил Борису Николаевичу сняться в ролике для предвыборной кампании, ельцинские представители спросили: "А сколько кандидату за это заплатят?" После чего Сегела собрал чемодан и уехал. Французскому политтехнологу, который неоднократно говорил: "Люди голосуют за идею, а не за идеологию, голосуют за будущее, а не за прошлое, голосуют за судьбу, а не обыденность", остались непонятны наши принципы избирательной кампании.

Софья Прокошева