Медиановости

19 апреля 2005 17:14

Блог в помощь

Российские редакции начали новую борьбу за аудиторию Интернета. Они завели собственные онлайновые дневники - блоги, но еще не научились ими пользоваться как следует.

Аркадий Макарин, менеджер небольшой столичной компьютерной фирмы, всегда хотел быть журналистом. После института даже пытался поработать, готовил новости для одного из информационных сайтов. Ежедневно Аркадий покупает все выходящие в Москве газеты, читает журналы, ежечасно просматривает ленты информационных агентств в Интернете. Но постепенно он отказывается от своей привычки: всю необходимую информацию он находит в нескольких блогах.

На Западе корпоративные онлайн-дневники существуют уже много лет, это для России они пока что в новинку. Первый корпоративный российский блог появился в начале 2005-го: журнал "Большой город" даже нанял специального человека - блоггера, - который отвечает за особый раздел сайта. Стали появляться странички разных СМИ и в популярном "Живом Журнале" - ЖЖ. Средства массовой информации начали новую борьбу за интернет-аудиторию, но блоговая "культура" только складывается: полезность нового инструмента российские интернетчики уже осознали, но еще не научились его рационально использовать.

В Америке практически у любой компании есть свой блог. Там все желающие могут пообщаться с ее сотрудниками. Наличие интернет-дневника позволяет создать имидж открытой и прогрессивной компании, найти сотрудников, протестировать новые продукты. В Европе это явление еще не так распространено, но там быстро сокращают отставание. Не составляют исключения СМИ: дневниковые сайты имеют английские The Guardian, BBC, американские CNN и ABС News, французская Le Monde... Модератор ("смотритель" блога) The Guardian рассказал Newsweek, что идея создать онлайн-дневник газеты возникла совершенно случайно. Коллега опоздала на работу из-за того, что попала в дикую (по лондонским меркам) пробку. Она написала про это происшествие колонку, но редактор решил ее не публиковать, а выложить на сайт. Заметку бурно обсуждали журналисты газеты. Сначала думали создать внутренний форум для сотрудников, но победила идея открытого блога.

В России пока есть только один настоящий онлайн-дневник, принадлежащий средству массовой информации - обновленному столичному журналу "Большой город". Его создатель, блоггер Николай Данилов по прозвищу Норвежский Лесной, занимается сайтом в свободное от основной работы время (Данилов - выпускающий редактор MosNews.com) - так и на Западе заведено. На блоге модератор может выложить, например, репортаж с события, на котором он сам присутствовал, или пространные рассуждения об особенностях московской архитектуры, или рецензию на какой-нибудь концерт. В принципе, так устроено и большинство иностранных блогов: сотрудники компании выкладывают на специальном сайте свои заметки (посты) на самые разные темы, а зарегистрированные участники имеют возможность их прокомментировать.

В некотором смысле на блоги похожи странички-дневники в "Живом Журнале" - разница лишь в том, что это не отдельные сайты, а части одного. Именно здесь сейчас активно появляются "представительства" различных СМИ - несколько передач "Эха Москвы" ("Аргентум" и "Эхонет"), первого молодежного телеканала O(TV, газеты "RE:Акция", интернет-агентства Lenta.ru и ряда региональных изданий. И хотя чисто технически ЖЖ предоставляет такие же возможности, как и классический блог, по наполнению онлайн-дневники наших СМИ в "Живом Журнале" еще сильно отличаются от западных аналогов. ЖЖ-страницы, представляющие то или иное издание, как правило, превращаются в обычную ленту анонсов. Некоторые даже отключают комментарии, чтобы не оттягивать посетителей с официального сайта. "Конечно, то, что имеется у нас, блогами большей частью считаться не может, - говорит Александр Плющев, модератор "Аргентума" и "Эхонета", - Особенно если отсутствует возможность отреагировать на запись. Разница между ЖЖ и блогами примерно такая же как между сшитой на заказ одеждой и купленной в магазине".

Как правило, странички СМИ в ЖЖ создаются "снизу", по инициативе сотрудников, большинство которых - ЖЖ-юзеры со стажем. Иногда зачинщиками выступают читатели, а журналисты узнают о существовании своего блога уже постфактум - так было и с онлайновым дневником Lenta.ru.

Пока ЖЖ-страницам различным СМИ удалось набрать в среднем около 200 "френдов" или "друзей" - постоянных читателей. "Просто нужно еще немножко времени, чтобы разобраться с этой новой игрушкой, - уверен Норвежский Лесной. - в средствах массовой информации скоро поймут, что это за инструмент, и научатся им пользоваться".

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов абсолютно согласен, что онлайн-дневник очень полезен для современного издания. Поэтому идею Марины Литвинович, советника главного редактора и известного политолога, создать ЖЖ-страницы он воспринял с большим энтузиазмом. Литвинович уверена, что это очень перспективное направление журналистики. "Кроме информации как таковой здесь сосредоточены мнения людей, влияющих на общество, - говорит она. - Политиков, экспертов, журналистов, общественных деятелей. Это новый тип влиятельного современного СМИ".

По мнению большинства российских блоггеров, создание онлайн-дневника имеет смысл прежде всего для печатных средств массовой информации. "Блог дает им возможность конкурировать с более оперативными электронными СМИ", - говорит Александр Плющев. Собственно, это и стало одной из причин создания блога "Большого города". По словам Норвежского Лесного, регулярно обновляемый дневник выполняет простую, но важную функцию: Он помогает популярному городскому журналу, выходящему раз в две недели, жить в реальном времени и оперативно реагировать на события, привлекающие внимание".

Кроме того, интерактив нравится читателям. "Знаете, сколько комментов пришло от обычных пользователей на тот первый пост? 435" - вспоминает модератор The Guardian. - Тема трафика всем близка!" По его словам, разговоры ни о чем зачастую помогают найти общий язык куда быстрее, чем умные беседы. "А искать общий язык надо, - уверен он. - Прямой разговор привлекает внимание читателей не меньше, а может и больше, чем хорошая статья". При этом общение не ограничивается диалогом издания с читателями: иногда в обсуждение включаются фигуранты статей, профильные эксперты и даже... родители автора статьи. По словам Дмитрия Шкрылева, редактора отдела интернет-проектов "Новой газеты", ЖЖ - это способ увидеть, как люди реально реагируют на то или иное событие: "Если хотите, это журналистское исследование новой эры". Многие из советов читателей будут использованы, а некоторые уже воплощены: так, в бумажной версии недавно опубликовали несколько рубрик, посвященных Сети. В ближайшее время должны появиться и новые рубрики, предложенные ЖЖ-юзерами.

Известный интернет-журналист Антон Носик уверен, что у блогов средств массовой информации в России очень большие перспективы: "Мы же в принципе более открытые, - говорит Носик. - на Запале же сплошная бюрократия, паранойя и секретность". Он уверен, что в Рунете теперь постоянно будут появляться новые онлайн-дневники. На прошлой неделе, например, открылась ЖЖ-страничка "Русского Newsweek". N