Медиановости

20 апреля 2005 13:47

"Коммерсантъ" ответил за "кровь" Аслана Масхадова

Арбитраж защитил надзирателей от журналистов

Вчера арбитражный суд Москвы рассмотрел иск ЗАО "Издательский дом "Коммерсантъ"" к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) о признании недействительным предупреждения, вынесенного редакции газеты "Коммерсантъ" 9 февраля 2005 года за публикацию двумя днями ранее интервью лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова. Выслушав стороны, судья Ирина Блинникова после семиминутного раздумья оставила иск Ъ без удовлетворения.

Напомним, что сообщение о вынесении Росохранкультурой предупреждения Ъ появилось на сайте "Интерфакса" 9 февраля. Затем на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям появился комментарий анонимного представителя Росохранкультуры. "Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, действующая в рамках своих полномочий, вынесла официальное предупреждение редакции газеты "Коммерсантъ" о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации,– подчеркнул анонимный представитель Росохранкультуры и перечислил нарушенные законы.– Положения ст. 4 закона РФ "О средствах массовой информации" и ст. 11 закона "О противодействии экстремистской деятельности", запрещающих использование СМИ для экстремистской деятельности, а также распространение через СМИ материалов, обосновывающих или оправдывающих необходимость подобной деятельности".

Само предупреждение за подписью главы Росохранкультуры Бориса Боярскова пришло вечером 22 февраля, и Ъ сразу заявил (в номере от 24 февраля), что опротестует предупреждение в судебном порядке как противозаконное. 12 апреля на предварительном заседании суда представители Росохранкультуры познакомили судью Ирину Блинникову с "Заключением по текстологическому исследованию текста интервью с А. Масхадовым" за подписью заведующего отделом Института мировой литературы Александра Ушакова, которое и легло, по их словам, в основание вынесения предупреждения.

В своем заключении профессор Ушаков ссылался на два словаря ("Толковый словарь иноязычных слов", М., 2000 и "Современный словарь иностранных слов", М., 1992). Из них профессор узнал, что слово "экстремизм" означает выражение крайних взглядов, и явно не подозревал, что в законе "экстремизм" определяется совсем иначе. Впрочем, эксперта Росохранкультуры строгая терминология не очень волновала, ведь, по его мнению, "главное, ради чего давалось и публиковалось это интервью, содержится в ответе А. Масхадова на вопрос газеты "Что произойдет после окончания перемирия?"". На этот вопрос лидер сепаратистов ответил: "Если возобладает трезвый разум наших кремлевских оппонентов, то войну закончим за столом переговоров, если же нет – то, скорее всего, кровь будет литься еще долго, но моральную ответственность за продолжение этого безумства мы с себя снимаем".

По заключению профессора Ушакова, "Масхадов использует в своей речи эмоционально окрашенную устойчивую речевую конструкцию "кровь будет литься" в значении "будут продолжаться убийства"". Этим выражением, по мнению научного эксперта Росохранкультуры, Аслан Масхадов "высказывает крайнюю экстремистскую позицию", "обосновывает ее и оправдывает возможность применения крайних экстремистских мер – убийства и террора ("кровь будет литься еще долго")". А заканчивает свой научную экспертизу профессор Ушаков словами: "Необходимо отметить, что редакция газеты "Коммерсантъ", публикуя этот далеко не проходной материал, никак не обозначила своей позиции по отношению к нему, не прокомментировала его, тем самым оставив читателю возможность оценить позицию газеты как согласие со всем, что высказал в своем интервью А. Масхадов".

Но Ъ не обязан навязывать и никогда не навязывает читателю свою позицию, предпочитая всегда давать слово непосредственным участникам описываемых событий. И в случае с Асланом Масхадовым в редакционной вводке к его интервью содержался отсыл на стр. 3 того же номера газеты, где слова ичкерийского лидера комментировали президент Чечни Алу Алханов и представители регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Как ни странно, ни профессор Ушаков, ни господин Боярсков этого не заметили. Об этом и сообщил судье Ирине Блинниковой глава юридической службы Ъ Георгий Иванов на вчерашнем заседании суда и попросил суд при вынесении решения руководствоваться нормами закона, а не тем, как понял напечатанное в Ъ эксперт Росохранкультуры. "Предупреждение незаконно,– заявил суду господин Иванов,– потому что в интервью не содержится оправданий не только террористической или экстремистской, а любой деятельности. Об оправданиях и призывах в интервью вообще нет ни слова". Об этом свидетельствует представленный суду лингвистический анализ интервью Аслана Масхадова, сделанный в Институте русского языка имени Виноградова. Старший научный сотрудник института Ирина Левонтина, проведя такой анализ, пришла к выводу, что "продолжение кровопролития оценивается интервьюируемым в анализируемом фрагменте текста отрицательно – как безумное действие, за которое кто-то должен нести моральную ответственность, а завершение войны за столом переговоров – как проявление трезвого разума".

Судья Ирина Блинникова поинтересовалась, в чем конкретно Ъ видит нарушение своих прав. "Наличие неотмененного предупреждения создает возможность ответчику в случае вынесения повторного предупреждения предъявить иск в суд о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ,– ответил представитель Ъ Дмитрий Жарков.– А это создает угрозу осуществления Ъ предпринимательской деятельности по выпуску газеты".

Представители ответчиков в суде Марат Бадакшеев и Николай Новиков заявили судье, что по-прежнему разделяют научные выводы и гражданскую позицию своего эксперта. "Чью кровь имел в виду Масхадов? – воскликнул Марат Бадакшеев.– Нет, вы мне ответьте, человеческая это кровь или нет?" Тут даже судья Блинникова, которая на протяжении всего заседания читала какие-то бумаги и что-то печатала на ноутбуке, отвлеклась и разрешила не отвечать на вопрос господина Бадакшеева.

На вынесение решения судье потребовалось ровно семь минут. Когда стороны снова были приглашены в судейскую комнату, на столе госпожи Блинниковой уже царил порядок: бумаги убраны, крышка ноутбука закрыта (во вчерашнем рабочем расписании судьи иск Ъ был последним). Она сообщила резолютивную часть своего решения: в исковом заявлении Ъ отказать. Мотивировочную часть решения судья сообщит 26 апреля. Представители Росохранкультуры, побежавшие к лифтам от ожидавших их в коридоре суда журналистов, успели лишь крикнуть корреспонденту Ъ, что "удовлетворены решением суда". А глава юрслужбы Ъ Георгий Иванов заявил, что издательский дом "Коммерсантъ", вероятно, обратится в вышестоящий апелляционный суд, как только ознакомится с мотивировкой судьи Блинниковой.