Мнения
/ Интервью

3 мая 2005 18:53

"Мы не смотрим на власть ни снизу вверх, ни наоборот" - Ю.Зинчук

Руководители НТВ не считают себя оппозиционной прогосударственным каналам структурой, но, позиционируют себя как независимое СМИ. Телекомпания выступает как апологет свободы слова в России. Так и было - до июля 2004 года. Смена руководства НТВ представляется сегодня как начало прогосударственной ориентации канала. С приходом Владимира Кулистикова начались изменения не только в менеджменте НТВ, но и в вещании телеканала. Региональное бюро НТВ в Петербурге – единая составляющая канала – единый стиль. В последнее время, как зрители, так и эксперты, начинают отмечать, что телеканалы теряют свой фирменный стиль и сливаются в "одно большое телевидение". А что думают об этом те, кто делают теленовости? Сегодня наш гость - директор петербургского бюро НТВ Юрий Зинчук.

Lenizdat.ru: Юрий Юрьевич, какова концепция "Сегодня"?

Ю.Зинчук: Концепция  программы – следует из ее названия. Рассказать зрителю  о том, что произошло с окружающей нас действительностью в этот день, который на календаре обозначен как "сегодня".  Но с одной поправкой, которая звучит в одном из наших имиджевых роликов "Сочинять музыку не так сложно, гораздо сложнее отбрасывать лишние ноты". Из всего потока новостей, событий, появляющихся мнений и точек зрений выхватить, выбрать, вычленить самое интересное и главное. Отбросить ненужные "ноты". И вот здесь уже начинается то, что называется стилем подачи новостей. Мы стремимся делать стильные новости. Для нас важнее не количество в одном отдельно взятом выпуске ответов на вопросы, ЧТО произошло. Нам интереснее говорить о том,  КАК это происходило и ПОЧЕМУ произошло.  ЧТО произошло – это статистика. А КАК произошло и ПОЧЕМУ – это жизнь. И из потока новостей мы всегда выбираем жизнь.  Это первый критерий. Второй заключается в том, чтобы наши новости не были скучными. Для любой информации это самое страшное – скука.  Новости могут быть плохими или хорошими, светлыми, добрыми или страшными, но у них нет права быть скучными. Зритель этого не простит. Он просто выключит телевизор или нажмет кнопку другого канала. Некий элемент шоу должен содержать в себе каждый выпуск. И третье правило, относительно которого мы стараемся придерживаться – это рассказывать о событиях по принципу "от частного к общему". Когда через какую-то конкретную деталь, факт, историю или судьбу  героя показать весь масштаб того или иного события. Например, во время освещения событий в Беслане, мы в наших выпусках  пристально следили за судьбой одной девочки из Петербурга. Она была одной из заложниц. Приехала к родственникам в Беслан. И вот рассказ о ее судьбе, не обезличенный, не скрытый за скупыми официальными сводками пресс-служб, во сто крат сильнее и жестче  давал  представление о безграничном  ужасе этих часов в беслановской школе.    А остальное уже технические нюансы – оперативность, качество исполнения и проч., проч.

Lenizdat.ru: Каким образом происходит верстка? С чего начинаются, чем заканчиваются выпуски? Есть какой-то принцип или все зависит от количества информации?

Ю.Зинчук: Как правило, работа над версткой начинается с вопроса – а какая на данный момент новость является самой  главной,  яркой и последней? Вот и весь принцип. Ведь новости как колбаса. Чем свежее, тем лучше. Это с одной стороны. А с другой - мы безжалостно стараемся ломать стереотип новостей времен советской программы "Время". Политика, экономика, культура, погода. И только в такой последовательности. Премьера в Мариинском театре для нас может быть гораздо  важнее, чем, например, какие-нибудь политические скандалы и интриги в Мариинском дворце. А материал о  решении правительства Петербурга, безусловно, важном, в нашей верстке может стоять после сюжета о том, как мужская половина города готовится к празднику 8-ому марта. И в определении очередности сюжетов мы также пытаемся между статистикой и жизнью выбирать последнее.

Lenizdat.ru: Как часто в программе ощущается голод информационных поводов?

Ю.Зинчук: Журналисту, работающему в 4-х миллионном городе, говорить об информационном голоде нелепо, глупо и непрофессионально. Сюжет можно сделать даже про отдельно стоящий фонарный столб. Что это за столб, зачем он здесь стоит. Каково его функциональное предназначение и насколько оно оправданно с точки зрения условий сегодняшнего дня. Были ли какие-нибудь финансовые махинации со стороны подрядчиков во время его установки. Почему он находится именно здесь,  и кому это было выгодно и нужно. Я специально довожу до абсурда свое объяснение, чтобы лишний раз доказать истинность уже ставшей банальностью поговорки репортерского цеха: "новостей нет там, где нет журналиста". Главное, не увлекаться. И не переходить грань, за которой начинается практическая реализация другой поговорки: "что вижу, о том и пою". И вообще это одно из главнейших профессиональных качеств информационщика – чувствовать запах новостей, как волк чувствует запах мяса. Извините, за примитивное сравнение. Но зато, на мой взгляд, верное.

Lenizdat.ru: Редакция планирует новости? Как часто приходится на ходу вносить коррективы в план работы?

Ю.Зинчук: Конечно, редакция планирует новости. Какая же мы редакция без плана. Это не редакция, а кружок юного журналиста будет. Но планирует ровно настолько, насколько позволяет это делать постоянно меняющийся ход развития событий. И коррективы в этот план мы вносим не просто часто, а очень часто. Почти всегда. Ведь новости – это отражение окружающей нас жизни. А она, как правило, абсолютно непредсказуема.

Lenizdat.ru: Какие темы в списке повседневных событий, прежде всего, выбирают редакторы "Сегодня"?

Ю.Зинчук: Можно, конечно, долго рассказывать про пирамиду интересов, составленную социологом Маслоу. Когда с научной точки зрения объясняют, как логично выбирать сначала новости, имеющие отношение к безопасности своей и близких, потом новости, решающие вопросы самореализации, удовлетворения любопытства и проч., проч.  Это и так понятно, что репортаж о  распылении ядовитого газа в каком-нибудь общественном месте гораздо важнее для зрителя, чем сюжет о выставке, посвященной особенностям раннего творчества импрессионистов.  Но на практике в выборе – куда ехать и что снимать, а что не снимать лучшего всего руководствоваться следующим правилом. Надо представить себя по ту сторону экрана. Забыв, что ты журналист или редактор. Вот ты сидишь на диване и смотришь выпуск новостей. Что бы ты хотел увидеть?  Рассказ об этом событии или о каком-нибудь другом. И сразу все становится на свои места. Каждый редактор в глубине души должен быть обывателем или то, что на языке специалистов называется "среднестатистический зритель". И проблем с выбором станет гораздо меньше.

Lenizdat.ru: Сколько человек работает над созданием программы?

Lenizdat.ru: Корреспондентов - 12, съемочных бригад - 4 (водитель, оператор, корреспондент),  4 ведущих информационных  и 2 ведущих спортивных.

Lenizdat.ru: Каковы критерии профессионализма журналистов "Сегодня-Петербург"? Может ли занять кресло ведущего, скажем, женщина с не телевизионной внешностью, но с великолепными тембром голоса и дикцией?

Ю.Зинчук: Нет. Не может. Если на экране она будет представлять собой антиэстетическое зрелище. Ведь это телевидение. Здесь не рассказывают, а показывают.  Ведущий может быть и не красивым. Но быть не обаятельным, не интересным, быть человеком, лишенным харизмы,  ведущий не имеет права. Это условие профпригодности. Я ведь не иду танцевать в Мариинский театр, как бы мне этого не хотелось. Я профнепригоден в этом плане. Также и на телевидении. Но чаще всего внешность – это лишь форма. Гораздо важнее суть. То есть то, что этот человек может сказать. А что-то интересное он может сказать, лишь когда,  то,  о чем он говорит,  ему интересно самому. Вот и главный критерий отбора. Журналисты и редакторы, операторы и режиссеры "Сегодня" - это, в первую очередь, люди не равнодушные и увлеченные.  Если у журналиста пропадает чувство любопытства и  постоянно неудовлетворенного интереса к происходящему, то для него это гибель профессии. Как для музыканта потерять слух.

Lenizdat.ru: Что делается для повышения профессионального уровня журналистов, кроме самой работы? Отправляете на семинары?

Ю.Зинчук: Честно говоря, я смутно представляю себе рынок семинаров по повышению квалификации представителей СМИ. Может быть это плохо. Но я считаю, что только работа на эфир и в эфире – лучший, если не сказать, почти единственный способ повысить качество работы. Нельзя научиться управлять самолетом ни разу не сев за штурвал. Только "работа в поле" дает возможность стать журналистом.    

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, почему сегодня теленовости одного петербургского канала похожи на теленовости другого?

Ю.Зинчук: Потому что работаем в одном информационном пространстве. Петербург называется. Хотя я бы не сказал, что мы все похожи друг на друга как ботинки в  обувном магазине советской эпохи. Каждый стремиться выделиться и мы в том числе. Например, мы даже меняем верстку, посмотрев выпуски наших коллег. С этого начинали они, а мы найдем нечто иное. Но, подчеркиваю, я не считаю, что  для питерской журналистики это серьезная проблема. И, на мой взгляд, немножко искусственная.  Гораздо сложнее оставаться самим собой. Вот это действительно порой бывает  непросто и проблематично.

Lenizdat.ru: Почему так мало освещаются вопросы здравоохранения, образования, сельского хозяйства, проблемы военных, наркомании, многоконфессиональность Петербурга?

Ю.Зинчук: По моему, не совсем точно по отношению к нам адресован вопрос. Здравоохранения? Когда наши февральские и мартовские выпуски были буквально заполнены  сюжетами о сложностях с выдачей лекарств после принятия 122-ого закона. А наши спецрепортажи о работе сельских врачей, врачей неотложки.  Образования? Когда мы отслеживали каждый шаг реализации системы ЕГЭ. А тема "сельское хозяйство" вообще у нас закреплена за отдельным корреспондентом. Проблемы военных? Последний случай, например, когда сбежали  12 матросов из воинской части под Ломоносовым. Мы единственный канал, который показал всю эту историю именно в мельчайших подробностях. От кадров осмотра врачами избитых матросов до откровений родителей, которые рассказывали, как им звонили сыновья ночью, жалуясь на давление со стороны военных чиновников. Нет. Не согласен. Я готов поднять наши архивы и документально доказать, что данный вопрос к нам сложно адресовать.

Lenizdat.ru: Какова позиция "Сегодня" в освещении деятельности администрации Петербурга, Законодательного собрания?

Ю.Зинчук: Позиция наблюдателя. Мы не смотрим на власть ни снизу вверх, ни наоборот. Мы просто сидим на берегу реки и бросаем камушки, наблюдая,  как бежит рябь по воде. Власть приняла какое-то решение, а мы лишь его фиксируем и  показываем, какую реакцию оно вызвало и чем обернулось для народа. Если чем-то плохим – так и рассказываем. Если благом, ну, покажем и это. Бороться с властью -  это удел революционеров или политиков. У нас немного другая специальность.  Наша задача, подобно камере наружного видеонаблюдения, дистанцированно зафиксировать все, что попало в угол ее зрения. И показать. Выводы пусть делает зритель. Камера наружного видеонаблюдения тем и хороша, что она не может стрелять, бить по голове, "мочить" кого-то,  но, в то же время,  она и не способна лебезить, приукрашивать и говорить комплименты. Мы комплименты не говорим. Но и не стреляем без причин. Главное, объективно точно показать, как ведет себя эта власть и что она делает, либо не делает на благо народа. Независимо от того – нравится это власти или нет.

Lenizdat.ru: Какую петербургскую информационную программу "Сегодня" считают своим конкурентом?

Ю.Зинчук: Любую программу, которая лучше или быстрее нас отработала то или иное событие. Независимо от названия и рейтинга программы, от того какой это канал – федерального или районного масштаба. Например, даже, если на каком-нибудь маленьком канале, канале-невидимке показали материал, который мы упустили или мы его не заметили, я разочарован. Крайне. Все, кто в какой-то  момент времени работает лучше нас, тот и есть наш конкурент. Потом делаем работу над ошибками.

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, чем отличается "Сегодня" от остальных ведущих информационных программ города – "Вести", "Сейчас"?

Ю.Зинчук: Говорить, чем мы отличаемся – значит давать оценку нашим коллегам. Мы лучше – значит они хуже. Или наоборот. А на НТВ со стороны руководства  существует жесткий принцип – не комментировать и не давать оценку коллегам по цеху. Зачем? Пусть это делает зритель. А мы, команда "Сегодня-Петербург", будем делать все возможное, чтобы помочь ему определиться в этом выборе. И у него не было сомнений, чьи новости в этом городе все равно лучшие!