Медиановости

14 мая 2005 13:15

Мат под кат

Сквернословие в любом языке занимает забавное положение: его существования вроде бы никто не отрицает, но и признавать не торопится. Ненормативная лексика похожа на падчерицу, на которую все старательно закрывают глаза. При этом с ее популярностью не может сравниться ни одно литературное произведение.

Русский мат давно существует на "полулегальном" положении: все знают и владеют, но открыто признавать это не принято. На самом деле, такое отношение к мату вполне справедливо. Если снять с него "табу", то он быстро утратит свою запретную прелесть.

Тем не менее, постепенное движение в сторону "легализации" мата в языке в последнее время становится все более заметным. Разумеется, и раньше мат без труда понимали все носители русского языка. А вот беззастенчиво крыть ближнего решались лишь немногие.

Матюгались водопроводчики и прорабы, прапорщики и торговцы на базаре — так или иначе, употребление мата было привязано к определенным социальным группам и уровню образования. Все остальные тоже, видимо, выражались, но — про себя (или в узком кругу).

Слова о том, что сейчас мат стал неотъемлемой составляющей языка СМИ, — это общее место. Можно рискнуть и сказать, что в последнее время человека, умеющего виртуозно ругаться, уже не записывают в армию ПТУшников. Скорее, наоборот, его "красноречие" у многих вызывает уважение.

Победоносное шествие мата особенно хорошо заметно в российском секторе Сети. Это и понятно, ведь именно в интернете отсутствуют строгие ограничения. Любой человек может вечерком оторваться в форуме, обозвав окружающих пидарами и ебланами. При этом никому нет дела до того, что этот человек — не озабоченный подросток, а солидный дяденька, который днем возглавляет важный отдел какой-нибудь респектабельной компании. Ее корпоративная политика, разумеется, вряд ли допускает подобные выходки. Некоторые недальновидные студенты уже пострадали от свободы слова, однако в целом сетевым матерщинникам нечего опасаться. Самое примечательное в этом отношении — то, что мат становится, по сути, стандартом де-факто для многих форумов, в ЖЖ и сетевой литературе.

Определимся с понятиями

В лингвистике для "крепкого выражения" есть красивый синоним — инвектива. Под этим словом понимается способ существования словесной агрессии, который воспринимается в данной социальной группе как резкий или табуированный. Почему же сразу словесная агрессия? Разве пользователи Сети матюгаются только с этой целью?

Нет, инвектива существует в двух разновидностях: агрессивной и эксплетивной. Последнюю еще называют междометной, то есть матерные словечки заменяют привычные "блин", "черт", "упс" и т.п. Стоит сразу же заметить, что именно эта разновидность инвектив в последнее время наиболее активно развивается. Когда страшное ругательство становится просто "неопределенным артиклем", оно утрачивает свою силу, быстро стирается и линяет.

Еще пара интересных замечаний, которые, возможно, прольют немного света на тайны сетевого сквернословия. Инвектива всегда обладает национально-культурной спецификой, то есть, нельзя, например, с уверенностью сказать, кто же матерится больше: русские или американцы. Богатство "запретного словаря", оказывается, зависит от религиозности народа: чем более богобоязненны люди, тем больше они сквернословят.

Катарсис и карнавал

Мат имеет непосредственное отношение к эмоциональной разрядке, или катарсису. В современном мире человеку необходимо время от времени выпускать пар. Желательно, чтобы результатом такой разрядки не становилась пара выбитых зубов или сломанных челюстей. В этом отношении сквернословие предоставляет безопасную и разумную альтернативу.

Мат порождает карнавальное мироощущение, то есть позволяет поставить привычные вещи с ног на голову. У современных карнавалов осталась только пестрая форма. Когда-то они обладали еще и глубоким содержанием — позволяли фамильярно обращаться с самыми священными нормами и правилами, действующими в коллективе. Для того, чтобы перевернуть привычный мир вверх дном, карнавалу необходим особый язык, в роли которого и выступает сквернословие.

О пользе сетевого сквернословия

Было бы слишком наивным свято верить в то, что распространение мата в Сети — чистая случайность. Разумеется, "крепкие выражения" выполняют в сетевом общении целый ряд функций. Чем пользователям Рунета так полюбился русский мат?

Прежде всего, нарушение табу дает ощущение невиданной свободы, которое в реальном мире удается почувствовать все реже. Если говорить на запретные темы, то использовать обычный язык — только портить удовольствие. Как правило, такой свободой упиваются люди, которым приходится мириться с жесткими ограничениями. Хорошим примером в этом смысле являются контркультурные ресурсы, где пользователи с упоением выражаются в креативах и комментариях.

Мат, как ни парадоксально, оказывается хорошим средством установления контакта. Ты говоришь на нашем языке, значит, ты — один из нас. Если использовать мат к месту и не к месту становится модно, то почему оставаться в стороне? Любому человеку приятно иметь дело с теми, кто разделяет его взгляды. Мат позволяет легко отфильтровать инакомыслящих, оставив на сайте только единомышленников.

В далекие времена ругань связывали с определенными социальными слоями и уровнем интеллекта. Сейчас с помощью мата можно продемонстрировать собственную широту мировоззрения. Мол, я вовсе не ханжа и могу абстрагироваться от любых социальных норм. Тысячи пользователей интернета, осознанно или бессознательно, бравируют такой установкой.

Наконец, некоторым удается возвести сквернословие в ранг искусства, а также активно использовать его как дуэльное средство во время сетевых перепалок.

Карать или наплевать?

Вообще, говоря о сквернословии, очень легко впасть в крайности. Тогда рождаются мысли о фантастических фильтрах всея Рунета или об армии дворников, очищающих Сеть от скверны. Разумеется, изгнать из языка любимые всем народом слова и выражения никому не удастся. К тому же, не будем забывать и о том, что сетевой мат, как бы мы к нему ни относились, — вещь полезная. Вообще, далеко не все народы негативно оценивают сквернословие. Например, у австралийских аборигенов есть специальные "крепкие выражения", призванные развеселить окружающих, поднять настроение.

С другой стороны, стоит снять с мата привычный налет запретного, самые популярные слова вскоре окажутся в полном забвении. Носители языка будут вынуждены выдумать еще более грубые выражения, чтобы заполнить вакансии.

В Рунете "матерные комментарии" продолжают набирать популярность, превращаясь в шаблонные выражения. Часть пользователей в диком восторге стучит по клавишам, другая часть с раскрытым ртом наблюдает за растущим интересом к мату. В борьбе со сквернословием не бывает победителей и проигравших, в конечном счете, время расставляет все по своим местам.