Мнения
/ Интервью

16 мая 2005 12:48

"Каждый день нужно доказывать то, что ты на что-то способен" – Ю.Макаров

"Детали" - главный проект телеканала СТС-Петербург. Программа преподносит новости в жанре инфотейтмент, а корреспонденты "акцентируют внимание на необычных событиях, о которых другие СМИ зачастую умалчивают", говорится на www.ctc-spb.ru. Юлиан Макаров - директор информвещания петербургского СТС руководит "Деталями" меньше года. По профессии отношения к журналистике не имеет - Юлиан окончил факультет драматического искусства Ленинградского театрального института, но до СТС работал корреспондентом международных новостей ТРК "Петербург-5-й канал", "Информ-ТВ" и ведущим программы "Дежурная часть - Питер". На "СТС-6-й канал" пришел ведущим. В своем рассказе о "Деталях" Юлиан Макаров выделил детали концепции телепродукта, выпускаемого под его руководством.

Lenizdat.ru: Какова концепция программы "Детали"?

Ю.Макаров: В 9 утра - это своеобразный будильник. Будильников в магазинах много, они отличаются и по точности хода и по качеству звонка: кто-то нервно будит, кто-то - убаюкивает и дает поспасть. Вот мы пытаемся найти свой голос, ищем свои составляющие. Естественно туда входят и какие-то зарядки, завтраки, то есть традиционные вещи, которые появились в нашей программе на петербургском телевидении первыми и потом они уже на других каналах благополучно родились. Это если в двух словах.

19.30 - это обязательно какой-то гость в студии. Это может быть актер, политик, музыкант, но почти всегда - с 99-процентной вероятностью это - лицо узнаваемое. И вот моя задача... потому что программа со мной выходит с августа месяца, что, наверное, тоже объективно - я ссылаюсь на рейтинги, которые позволяют судить о том, что это правильное было решение. Зритель привыкает к одному ведущему и реагирует на него нормально, нежели, когда калейдоскоп лиц, и он не понимает чего ждать от очередного ведущего. И вот моя задача... безусловно, опять же здесь нам название помогает – вытянуть из человека с большим или меньшим успехом какие-то детали, которые определяли бы его на данный момент жизни.

В 23.30 это - не скажу, что итог дня, потому что мы не гонимся за оперативной информацией. В этом смысле выпуск в 23.30 - он чем-то сродни городскому журналу, который так и называется "Город". То есть это достаточно легкая подача фактов, интересующих почти каждого горожанина, чем бы он ни занимался - токарь ли он, или глава. При этом еще с 2002 года почему-то прицепилось такое название - глянцевый. Но я рассматриваю глянец в том смысле, что можно как в зеркало посмотреться, а не в том смысле, что какое-то сплетническое, что ли, оформление - ни в коем случае. И развлекательное тоже.

Lenizdat.ru: Как в "Деталях" сочетаются субъективное и объективное - развлечение и новостное?

Ю.Макаров: Ну, прежде всего я всего всем корреспондентам сказал о том, что лично мои пристрастия связаны с тем, что человек передает как личность. Для меня чаще всего на первом плане бывает субъективное. Кроме каких-то трагических вещей, которые не могут освещаться ни с одной стороны, кроме как с абсолютно объективной, потому что любые отклонения будут циничны. Просто циничны. Все что связано с выставками, с презентациями новой автомашины, со спектаклями, с впечатлениями от просмотра нового кинофильма - для меня очень важно, чтобы эти мнения были субъективны. подбираются, понятно, что этот подбор находится в процессе: кто-то останется, кто-то не будет с нами работать. Но подбор осуществляется таким образом, чтобы мнение этих людей были интересны не только мне, но и зрителям. Потому что если человек попытается объективно оценить тот или иной художественный акт, у него все равно это не получится, это обречено на провал заранее, скорее всего потому, что это получится просто скучно. Вот и все. Если это субъективно, то человек кровью, плотью и своими мозгами заинтересован в том, чтобы поделиться своими впечатлениями. Вот таким образом. И как я уже говорил - мы не стараемся гнаться за новостийными сюжетами. Во-первых, потому что мы проиграем: у нас нет такого количества камер, у нас нет такого количества бригад, машин, операторов и корреспондентов, сколько на любом федеральном канале. Нам бессмысленно соревноваться с "Вестями" и "Сегодня" НТВ.

Lenizdat.ru: А каков штат сотрудников?

Ю.Макаров: У нас с учетом стажеров 28 человек на сегодня. То есть это и корреспонденты, и монтажеры, и операторы, и информ-редакторы, и выпускающие редакторы, и я, и мой заместитель.

Lenizdat.ru: А сколько корреспондентов?

Ю.Макаров: Пять человек, которые работают не каждый день - эти пять меняются, сегодня работают двое, завтра работают двое. То есть вот, по сути, у нас две, максимум три выездные бригады.

Lenizdat.ru: Важны ли внешние детали ведущих для "Деталей"? Условно говоря, блондинка-брюнетка...

Ю.Макаров: Безусловно, важны, и мы даже попробовали пригласить в прошлом году к нам сюда девочку, которая, как принято говорить в Америке, "блэк" - цветная. Девочка была совершенно очаровательная, но она пока была не в состоянии вкусно и сочно, и интригующе передавать информацию. Ведь ведущий, безусловно, - она или он, должны хорошо выглядеть, но самое главное - это манок для зрителя. Там должен быть какой-то сумасшедший сплав сексуальности, харизмы, обаяния, ума или его полного отсутствия, что может быть тоже привлечением определенного круга зрителей. В общем, это должен быть какой-то конгломерат, субстанция, которая, так или иначе ,может заинтересовать человека. Если это не присутствует, то программу просто не будут смотреть. И вот сегодня, мне кажется - опять же с переменным успехом, но какая-то серединка нащупана. Я не назову ее золотой, но она нащупана. Потому что у нас есть Александра Емельянова, которая до этого, кстати, трудилась на НТВ в программе "Сегодня", и она была там, по сути, ведущей новостийной 100-процентной. И она все время говорила, что ей тесно в этих рамках. Сейчас эти рамки настолько расширены, что мы не знаем, куда эти руки девать. Она очень любит пожонглировать у нас в кадре, подирижировать - я бы так сказал. И за это получает легкие шлепки. Мы попробовали - была такая идея и кажется, что она успешно была осуществлена - разбить ведущих по парам - не только как мальчик с девочкой, но и девочка с девочкой, и мальчик с мальчиком. Ну, вот девочка с девочкой пользовались сумасшедшим успехом. Но не будем особенно зрителя баловать, будем вот эти вот пары в не установленном порядке разбивать. Никакого цикла здесь не будет.

Lenizdat.ru: У журналистов программы есть специализация, темы которые они ведут, которые предпочитают?

Ю.Макаров: Да, здесь мы идем навстречу пожеланиям наших корреспондентов, наших журналистов. Хотя обстоятельства заставляют их работать во всех жанрах. И у нас есть суперуниверсалы - такие, как Дима Анисимов, такой зубр телевизионной журналистики, который даже из самого унылого сюжета сделает шедевр в рамках нашей программы. Новостийность - это маленькая такая ремарка, что ли, новостийный сюжет, на мой взгляд, сделать намного проще, чем сделать сюжет для информационно-развлекательной программы. Почему программа "Намедни" выходила раз в неделю. Потому что работать в таком режиме каждый день невозможно - вообще невозможно, это требует слишком больших энергозатрат - и душевных и умственных. Мы пробуем это делать каждый день и в этом смысле, конечно, возвращаясь к Диме Анисимову, это у нас универсальный человек, который может снимать и про мальчиков из токарного училища, и про барабанщиков из Нахимовского училища, и про дирижера Темирканова. И все у него будет достаточно ярко и интересно. Грубо говоря, мы стараемся придерживаться некой специализации и всегда идем навстречу пожеланиям журналистов. Но не всегда рабочие рамки позволяют это делать. По сути, все они должны быть универсальны. Самый главный принцип существования в эфирном времени - это разговор со зрителем как со своим хорошим, не скажу приятелем - скажу знакомым. Это не должна быть особенно загруженная речь, это не должно быть связано с большим употреблением специальных научных терминов. Это должен быть разговор двух добрых знакомых. Просто один из этих знакомых осведомлен больше о данной новости.

Lenizdat.ru: Что делается для повышения профессионального уровня журналистов, кроме самой работы? Вы как-то их учите? Отправляете на семинары или дополнительное образование какое-то?

Ю.Макаров: Вот здесь у нас опять существуют жесткие рамки рабочего графика. Я был бы рад отправить - у нас были такие возможности - и в Швейцарию, и в Швецию, и что далеко ходить - на какие-то семинары и мастер-классы. К сожалению, это бывает крайне редко. Не чаще, чем раз в полгода журналист может куда-нибудь съездить, потому что если журналист уедет, то его рабочее место просто некем заполнить. Но у нас существует обязательное условие: мы раз в неделю устраиваем редакционные "летучки", на которых разбор полетов происходит.

Lenizdat.ru: А каким образом происходит верстка? Есть какой-то принцип: c чего начать программу, чем закончить? Или это по ситуации?

Ю.Макаров: Это по ситуации, как Вы сказали, но при этом стараемся использовать принцип наживки что ли, когда самый интересный сюжет в начале и самый интересный сюжет в конце - безусловно.

Lenizdat.ru: Что Вы делаете с журналистами, когда они приносят новость, а это всего лишь рассказ о том, как старушка промочила ноги?

Ю.Макаров: Здесь есть варианты - либо это должен быть какой-то более агрессивный монтаж, либо пытаемся выправить текстом, в общем, это какие-то украшения. В лесу родилась елочка, и просто так она не украшенной не может стоять на Новый год - мы обязательно должны повесить на нее яркие какие-то шарики, звездочки и дождик. Хотя, конечно, всякое бывает, ведь сложность нашей профессии, как и - не знаю, и актерской профессии, и всех тех людей, которые в театре играют, как и журналистов, которые пишут в газете, - каждый день нужно доказывать то, что ты на что-то способен. Мы под фонограмму спеть не можем. Записав один раз CD, невозможно дальше почивать на лаврах. То есть бывает когда-то лучше, когда-то хуже. Но мы стараемся работать в направлении, которое интересно.

Lenizdat.ru: Редакция планирует новости на перспективу? Как часто приходится на ходу вносить коррективы в план работы?

Ю.Макаров: Каждый день, конечно. Редакция даже иногда провоцирует какие-то новости.

Lenizdat.ru: Какие темы в списке повседневных событий, прежде всего, выбирают редакторы программы?

Ю.Макаров: Тут не хватит, наверное, пальцев на двух руках, но это, так или иначе, новости, которые интересны всем. Условно говоря: это вопросы экологии - безусловно. Это то, чем мы дышим, что мы пьем, что мы едим. Это очень широкий спектр вопросов. Экология и в макро, и в микросмысле. Начиная от атомной электростанции и заканчивая соринкой в стакане воды. Это вопросы моды. Если это политика, то таким образом, что непосредственно касается каждого из нас. То есть нам нет смысла рассматривать подробно, что сегодня происходило в Законодательном Собрании Петербурга - мы скорее попробуем проанализировать и рассказать об этом доступно - человеческим языком постфактум. Если в среду собирается ЗакСобрание, то мы об этом расскажем в пятницу или в следующий вторник, когда будет проанализирована ситуация и будет понятно, что это будет интересно для зрителя.

Lenizdat.ru: А что с Вашей точки зрения считается достойным инфоповодом для сюжета о деятельности ЗакСа?

Ю.Макаров: Например, то, что одно из наших чиновничьих подразделений, связанных с начислением пенсии, несмотря на законодательные акты, задерживало выдачу пенсий в течение двух или трех месяцев. Насколько я знаю, мы связывались с депутатом Евтуховым. Его мама пенсионерка. Ну, казалось бы, у него были возможности и рычаги для того, чтобы эту ситуацию поправить. Но, так или иначе, в течение двух месяцев она пенсию не получала. И его мама не единственная пенсионерка, которая была в этом смысле неумелым руководством обижена. И, безусловно, мы об этом рассказывали. Другое дело, что наш тон не может быть повествовательным. Вот это я всегда подчеркиваю: у нас не может быть просто информационного рассказа. Это либо саркастический, либо снисходительно-ироничный, либо поджучивающий немного, либо провокационный, но обязательно должно быть какое-то отношение.

Lenizdat.ru: Какой позиции придерживается программа в освещении деятельности администрации Петербурга, Законодательного собрания?

Ю.Макаров: Так это все зависит от того, что происходит. Вот по поводу вантового моста мы высказывались, еще когда он только строился. И наш прогноз подтвердился.. Но любые позитивные вещи, они, конечно, будут всегда расхваливаться до небес. И наш опять же вот один из таких краеугольных что ли камней - это то, что в жизни мало позитива и мало вещей, которые заставляют нас, проснувшись утром, во весь рот улыбаться. И если что-то происходит хорошее, то мы лучше в сто раз радужнее и веселее об этом расскажем, чем это есть на самом деле - для того, чтобы у петербуржцев, помимо редких солнечных дней, была еще какая-то возможность почувствовать себя не совсем ущербными.

Lenizdat.ru: Можно ли назвать "Детали" легкими новостями - прежде всего развлечение, поднятие духа, а потом информация&

Ю.Макаров: Да, наверное, это так, это правильно. Но я еще раз подчеркиваю, что это облегченный взгляд на то, что происходит. Тем более, что это дорога - мы никуда не пришли. Мы периодически присаживаемся на обочину, пытаемся оглядеть по сторонам, посмотреть много ли мы прошли и так далее. Тем более, что я на этой должности - еще года нет. И очень немного успели что сделать.

Lenizdat.ru: Ваше мнение, отражают ли "Детали" "модуль" города? Или у них такой задачи в принципе не стоит?

Ю.Макаров: Мне кажется, что этот модуль - он многогранен и какую-то грань мы отражаем, безусловно.

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, можно ли какую-либо городскую информационную программу назвать конкурентом "Деталей"?

Ю.Макаров: Я сказал бы так: на сегодня конкурентов нет. В смысле - на информационном поле конкуренты были бы, если допустим, программа называлась бы "Новости 6 канала", "Вести", "Сегодня" или "Сейчас" на Пятерке и так далее. Но эти программы нельзя назвать конкурентами - мы, конечно, стоим в сторонушке от всего остального происходящего. Но по сравнению с тем, что есть в Москве или было раньше, то, наверное, это перекликается с форматом программ под названием "Сегоднячко", или как они назывались: "Завтречко". Вот здесь легкие ассоциации какие-то могут быть, безусловно. Самое главное то, к чему я призываю, прежде всего, себя, как ведущего и всех наших сотрудников - чтобы мы пропускали это через сердце, чтобы это не было равнодушным прочтением рассказа о том, что происходит в городе. Это обязательно должен быть какой-то заинтересованный и нервный в хорошем смысле - рассказ. И чтобы присутствовало творческое начало. Именно поэтому мы выдумываем такие прогнозы погоды. Легче всего рассказать, особенно с учетом нашего бюджета о том, что "завтра в Петербурге будет +5+8, смотрите "Детали", всего доброго". Но вот мы выдумали такую штуку, как мультипликационный прогноз погоды. Мы зубы до корней, наверное, уже стерли и все нервы измотали нашим художникам, нашим компьютерным дизайнерам, но мы стараемся, чтобы даже прогноз погоды был творчески осмыслен.