Медиановости

18 мая 2005 16:17

Свобода слова по-российски

"Государственной цензуры СМИ в России нет... Однако по причине зависимости многих изданий от различных групп влияния либо политических сил в них в той или иной форме существуют внутренние самоограничения цензурного свойства...". Такие выводы сделаны в докладе "Российский рынок периодической печати - состояние, тенденции и перспективы развития", который был представлен на прошлой неделе на встрече руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского с главными редакторами печатных СМИ и информационных агентств. Об особенностях цензуры в России - в Еженедельном бюллетене событий Центра экстремальной журналистики.

I. Главные события

1. Доклад "Российский рынок периодической печати - состояние, тенденции и перспективы развития" был представлен 12 мая на встрече руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского с главными редакторами печатных СМИ и информационных агентств. Как отмечено в документе, в России сейчас зарегистрированы почти 26 тысяч газет, более 16,5 тысяч журналов и 3,4 тысяч альманахов, сборников, бюллетеней, что на 21 тысячу больше, чем в начале 2000 года. Однако, как отмечается в докладе, реально издается лишь немногим более половины изданий от числа зарегистрированных.

"Количественный рост печатных СМИ в России давно не сопровождается адекватным ростом их тиражей, а число читателей сокращается даже у самых известных газет и журналов", - подчеркивается в документе. При этом "завышение выходных данных тиражей газет и журналов является достаточно распространенным". Общегодовой тираж российских газет в 2004 году превысил 8,5 миллиардов экземпляров, тираж журналов составил только 600 миллионов экземпляров.

Газеты распределены по регионам достаточно равномерно - на Москву и Петербург приходится не более 10% общего количества наименований. В то же время, подавляющее большинство журналов - свыше 91% наименований и 98% тиража - зарегистрированы и выходят в свет в Москве и Санкт-Петербурге, отмечается в докладе.

Авторы документа также с уверенностью констатируют, что "государственной цензуры СМИ в России нет". Однако по причине зависимости многих изданий от различных групп влияния, либо политических сил, в них, как правило, в той или иной форме существуют внутренние самоограничения цензурного свойства.

В Федеральном агентстве считают, что "в современной России СМИ могут эффективно развиваться только как бизнес". "Рынок СМИ - рынок сложный, он еще не сформировался как прозрачный, но это рынок успешный и динамично развивающийся", - заявил на встрече глава агентства Михаил Сеславинский. Он подчеркнул, что "практика опубликования подобных аналитических докладов станет традиционной". Глава агентства выразил надежду на то, что результаты исследования рынка СМИ вызовут интерес в медиа-сообществе.

2. Государственная Дума России приняла в редакции согласительной комиссии поправки в закон о СМИ, регулирующие порядок названия и регистрации средств массовой информации. Закон о введении поправок был принят Думой еще 5 апреля 2002г., однако в конце этого же месяца был отклонен Советом Федерации и направлен на доработку. Поправки устанавливают ограничения, связанные с наименованиями СМИ, а также вводят основания для отказа в их регистрации. В частности, согласно закону, в названии СМИ не допускается использование фирменных наименований, товарных знаков и других объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) без разрешения их правообладателей.

В названии СМИ запрещается также использовать наименование международных организаций, органов государственной власти, общественных и политических партий без их согласия. Использование в названии СМИ слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний допускается лишь в порядке, определяемом правительством РФ.

Поправки также вводят ряд оснований для отказа в регистрации СМИ. В частности, в регистрации может быть отказано, если в заявлении предоставлены недостоверные сведения, или название СМИ имитирует уже ранее зарегистрированные средства массовой информации, или по названию оно схоже с ним (до степени смешения). Заявление о регистрации СМИ может быть возвращено без рассмотрения, если в нем допущен ряд нарушений действующего закона, а также в случае, если не уплачена государственная пошлина.

Закон не распространяется на СМИ, которые были зарегистрированы до вступления в силу принятых поправок.

II. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу

1. В ночь на 11 мая в Москве заведующий редакцией журнала "Третий Рим" обнаружил под водительским сиденьем своего автомобиля коробку, в которой оказалась бомба. Сотрудники милиции прибыли по вызову журналиста на место и выяснили, что в машине заложено взрывное устройство. Оно состояло из гранаты, тротиловой шашки, электросхемы, элементов питания и проводов.

Жители близлежащих домов были эвакуированы. Специалисты из ФСБ извлекли взрывное устройство из автомобиля журналиста и вывезли опасную находку для дальнейшего исследования. Ведется расследование.

2. Департамент информации и печати МИД России распространил официальный комментарий в связи с инцидентом с группой латвийских журналистов в Псковской области. В документе сообщается, что 8 мая 2005 года из Латвии на территорию России через пункт пропуска Лудонка. Пыталовского района Псковской области въехали три латвийских журналиста: Пакалнс Эрикс, Юргенсонс Марис и Киршблатс Иво. Официально заявленная цель поездки журналистов - освещение празднования в Псковской области 60-летия Победы.

МИД РФ утверждает, что журналисты 9 мая в городе Пыталово вели несанкционированную видеосъемку железнодорожного узла, являющегося международным пунктом пропуска. При появлении сотрудников милиции латвийские журналисты предприняли попытку скрыться, отмечается в сообщении МИД РФ. Для дачи пояснений они были доставлены на пост иммиграционного контроля. В ходе выяснения обстоятельств инцидента было установлено, что журналисты въехали на территорию России по служебным журналистским визам. В то же время латвийские журналисты признали отсутствие необходимого разрешения, дающего право на съемку упомянутого объекта. Латвийским журналистам было указано на незаконность их действий, а также предложено в случае их дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации зарегистрироваться в установленном законом порядке. После проведенного разбирательства журналисты в тот же день добровольно выехали из Российской Федерации".

Как заявил представителю информационного агентства "Интерфакс" первый заместитель главы администрации Пыталовского района Юрий Русский, милиция действовала в соответствии с законом - в пятикилометровой приграничной зоне без разрешения соответствующих органов нельзя проводить какую-либо съемку. А такого разрешения у латвийских журналистов не было.

"Мы хотели снять сюжет о народных гуляньях 9 мая, сравнить, как люди живут в Пыталове и в приграничном районе в Латвии, - рассказал газете "Известия" корреспондент LTV Иво Киршблатс. - Сняли и старую железную дорогу, которая когда-то вела в Латвию, в Ригу. Сейчас она не используется. А потом к нам подошли два милиционера, попросили предъявить документы и предложили следовать за ними. Мы ни от кого не убегали - какой нормальный человек будет бегать от вооруженного милиционера". По словам журналиста, на посту иммиграционного контроля их ждали пограничники, таможенники, и представитель ФСБ. Латвийским журналистам объяснили, что у них нет разрешения на съемку, и дали понять, что их дальнейшее пребывание на территории России нежелательно. Отснятый съемочной группой материал был уничтожен.

По словам же директора службы информации LTV Гундерса Редерса, репортеры хотели сделать материал о том, что думают жители населенного пункта Пыталово о дискуссии вокруг так называемых "спорных земель" (территория района до Второй мировой войны принадлежала Латвии, которая давно уже настаивает на возвращении этих земель).

Между тем латвийская сторона утверждает, что все необходимые разрешения у журналистов LTV имелись, а срок их визы истекал только через три дня. На следующий день после инцидента МИД Латвии направил России ноту с требованием разъяснить причины выдворения аккредитованных латвийских журналистов. Происшедшее расценивается Ригой как преднамеренное препятствование работе представителей латвийских СМИ в России. "Подобные случаи не способствуют созданию представления о России как о стране, в которой соблюдается свобода прессы", - подчеркивается в заявлении.

Напомним, что аналогичный инцидент произошел в Псковской области и в начале мая. Тогда были задержаны и подвергнуты административному наказанию (штрафу) два журналиста латвийской газеты Diena. Однако в том случае они не располагали разрешением на работу в России.

3. 10 мая около 22 часов на месте взрыва в столице Дагестана милицией была задержана корреспондент еженедельника "МК" в Дагестане" Мария Алешечкина.

На месте происшествия к ней подошли работники милиции и предложили проследовать с ними в Советский РОВД. Поводом для задержания послужило предположение, что корреспондент делал недозволенные снимки.

Журналист утверждала, что снимок она успела сделать только один и то вдали от места происшествия. Тем не менее, цифровой фотоаппарат у нее милиционеры забрали, снимок удалили.

Главный редактор "МК в Дагестане" Айшат Абдуллаева опубликовала открытое письмо к главе Министерства внутренних дел Дагестана Адильгирею Магомедтагирову с просьбой прекратить произвол милиционеров в отношении журналистов.

III. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу

1. 11 мая в Барнауле состоялся судебный процесс, на котором была рассмотрена претензия депутата Городской думы и предприниматель Андрея Волкова к журналисту и председателю Союза журналистов Алтая Сергею Теплякову. Он 25 апреля активно выражал свое недовольство выставленными в городе плакатами, на которых депутат Государственной думы Владимир Рыжков изображен в компании с террористом Шамилем Басаевым и бизнесменом Борисом Березовским. Свой поступок журналист мотивировал так: "Единственное место, где я согласен смотреть на фото Басаева - стенд "Разыскиваются" возле отделения милиции".

Журналист уничтожил один из плакатов и был обвинен в мелком хулиганстве. Сам он свои действия таковыми не считает. "Мелкое хулиганство - это активные, безнравственные и циничные действия. Мои действия активные, но не безнравственные, и не циничные, поэтому их нельзя считать хулиганскими". Санкция статьи 20.1 Кодекса административных правонарушений - от пяти до 20 минимальных окладов до 15 суток административного ареста. Журналисту был назначен штраф в 500 рублей.

2. Прокурор Санкт-Петербурга Сергей Зайцев отменил как необоснованное постановление своего заместителя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту распространения в газетах "Русь православная" и "За русское дело" ксенофобских и экстремистских материалов.

Дополнительная проверка собранных ранее материалов дела назначена в связи с обращением члена Совета Федерации Сергея Васильева к городскому прокурору с требованием предоставить информацию по результатам рассмотрения заявлений правозащитников Руслана Линькова и Юрия Вдовина.

В рамках начатой 11 мая дополнительной проверки в городскую прокуратуру Петербурга был вновь вызван главный редактор газеты "За Русское Дело" Олег Гусев для дачи объяснений по поводу статей, опубликованных в газете. В течение двухчасового допроса редактору были заданы вопросы по поводу авторства и содержания текста Обращения в Генеральную прокуратуру РФ ("Письма пятисот"), опубликованного в №2 (122) "ЗРД". Работников прокуратуры также интересовало мнение редактора по поводу влияния Обращения на "разжигание межнациональной нетерпимости и розни".

3. Кассационная жалоба телекомпании НТВ на решение Пресненского районного суда Москвы, который удовлетворил иск программиста Дмитрия Склярова о защите чести, достоинства и деловой репутации, отклонена Московским городским судом. Суд обязал НТВ выступить с опровержением, а также выплатить программисту 50 тысяч рублей за моральный ущерб и покрыть судебные расходы.

Напомним, что Дмитрий Скляров, сотрудник российской компании "Элкомсофт", в июле 2001 года был арестован в Лас-Вегасе по иску американской компании Adobe. Программиста обвинили в нарушении закона об авторских правах. В материалах дела говорилось, что Дмитрий Скляров выступил с докладом на международной конференции по информационной безопасности, показав уязвимость защиты электронных книг, предлагаемой Adobe, и разработал программу их копирования.

Впоследствии с него сняли обвинение и освободили из-под ареста, а ответчиком по иску стала компания "Элкомсофт". В декабре 2002 года американский суд отклонил иск.

Вскоре после ареста Дмитрия Склярова телеканал НТВ показал сюжеты, в которых говорилось об обыске в московской квартире программиста. Журналисты утверждали, что у Дмитрия Склярова изъяли документы МВД с грифом "для служебного пользования". Программист подал иск к телекомпании и выиграл дело, однако НТВ подала апелляцию, после чего дело вернули на доследование. После повторного рассмотрения дела Пресненский суд оставил свое решение в силе. Теперь это решение подтвердил и Московский городской суд.

4. Городской суд Санкт-Петербурга оставил в силе решение Куйбышевского районного суда о компенсации газетой "Ваш тайный советник" морального вреда председателю Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимиру Бланку. Напомним, что 28 января 2005 года Куйбышевским судом Санкт-Петербурга были признаны несоответствующими действительности и порочащими Владимира Бланка сведения, опубликованные в статье "Горзаказуха. На фоне скандала в правительстве происходят криминальные разборки". Ответчики были обязаны опубликовать опровержение, кроме того, общество с ограниченной ответственностью "Тайный советник" должно выплатить Владимиру Бланку в качестве компенсации за причиненный моральный вред 10 тысяч рублей, двое авторов статьи - по 2,5 тысячи.

5. 12 мая Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассмотрела дело, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества (ЗАО) "Издательский дом "Комсомольская правда" по факту распространения рекламы гражданского оружия в газете "Комсомольская правда". Решением Комиссии реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней допущено нарушение третьего абзаца пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О рекламе". ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Напомним, что третий абзац части 3 статьи 16 Федерального закона "О рекламе" гласит, что распространение рекламы разрешённого гражданского оружия допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в тех периодических печатных изданиях, которые предназначены для пользователей разрешённого гражданского оружия.

6. Спикер Краснокамской городской думы (Пермский край) Игорь Малых подал иск в суд в связи с публикацией "Заплати налоги и иди в депутаты" в газете "Звезда". Претензии предъявляются к редакции и к автору статьи Сергею Иванову.

Напомним, в своем материале, опубликованном 16 апреля, Сергей Иванов обвинил главу законодательной власти г. Краснокамска в неуплате налогов в особо крупных размерах и называет конкретно в 2,5 миллиона рублей. Правда, автор тут же сослался на то, что результаты проверки пока не оглашены, но, по предварительным милицейским данным, сумма приблизительно такая.

Сам же Игорь Малых не отрицает, что в январе этого года имела место комплексная проверка его фирмы. Однако он считает, что газета часть фактов исказила, а некоторые -умышленно. Истец намерен защищать свою честь и достоинство в суде. Кроме того, авторам публикации предъявлено обвинение в клевете.

Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Бориса Пантелеева к главе II.3

Печальным парадоксом нашего времени является тот факт, что противоправные действия в отношении сотрудников российских СМИ уверенно входят в категорию так называемых латентных правонарушений. То есть, всевозможные акции устрашения в отношении журналистов остаются вне надлежащего правового реагирования, в том числе и потому, что сами потерпевшие, видимо, отчаялись искать правду и защиту у официальных государственных структур, предпочитают не подавать заявлений, а договариваться теневым образом, идут на различные сомнительные сделки. Это предположение тем более верно, когда речь идет о постоянно возникающих профессиональных конфликтах журналистов с самими правоохранительными органами и судебной системой. В данном случае официальная статистика не отражает реальное положение вещей.

Примером такого отчаянного бесправного положения отечественного журналиста может служить очередной инцидент с задержанием корреспондента еженедельника "МК" в Дагестане" Марии Алешечкиной.

Главный редактор "МК в Дагестане" Айшат Абдуллаева опубликовала открытое письмо к главе республиканского Министерства внутренних дел с настоятельной просьбой прекратить произвол подчиненных ему милиционеров в отношении журналистов.

Она печально констатирует, что у работников милиции не были никаких разумных оснований препровождать журналистку в РОВД, изымать орудие труда - фотоаппарат и удалять его содержимое. Затем, уже после установления личности и осмотра фотоаппарата, Алешечкину продержали в районном отделении милиции почти два часа, тем самым поставив под угрозу выпуск газеты.

Автор письма требует от министра прекратить беспредел, связанный с преследованием журналистов и созданием препятствий работе, регламентированной Законом о средствах массовой информации. Более того, она указывает, что это уже не первый случай неправомочных действий работников МВД. До этого два раза пытались необоснованно задержать фотокора "МК" в Дагестане" Салимат Алиомарову.

К сожалению, у нас мало оснований надеяться, что в данном случае реакция адресата письма, а также начальника Советского РОВД и прокурора республики Дагестан будет нетрадиционной. Например, что вдруг по изложенным фактам на основе тщательной служебной проверки будет возбуждено уголовное дело по ст.144 УК РФ.

Задержания и аресты журналистов

1 – Псковская обл.

Юридическое и судебное преследование журналистов

2 – Москва

1 - Алтайский край

2 – Санкт-Петербург.

1 – Пермская обл.

Иные формы давления на редакции и журналистов

1 – Республика Дагестан

Ограничение доступа к информации

1 – Республика Дагестан