Медиановости

19 мая 2005 14:10

Российским журналистам снова придется идти на ухищрения

Дословное воспроизведение в СМИ материалов, которые были распространены другим изданием, не освобождает это СМИ от ответственности в случае, если данные сведения были недостоверны, - таков смысл одной из ключевых поправок в закон о СМИ, внесенных в Госдуму президентом. Об этих поправках рассказал глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. Комментарий нашего обозревателя Егора Холмогорова.

Во многих западных СМИ, как и во многих российских действовал и действует принцип проверки информации по нескольким источникам. Если у какой-то информации источник только один, значит, она ставится под сомнение до проверки и подтверждения по другим каналам. Но еще много лет назад, из рассказов одного человека, некогда работавшего на иностранном вещании на нашу страну, я узнал о некоторых приемах легализации такой спорной информации. Если, допустим, крупная радиостанция или канал отсеивают какую-то информацию из одного источника, то организуется публикация на ту же тему, с тем же содержанием в какой-нибудь небольшой газете. В результате источников становится сразу два, причем саму информацию можно подать не прямо, а со ссылкой на газету.

Таких хитростей было изобретено за историю журналистики множество, и с наступлением свободы прессы, а особенно, с началом эпохи информационных войн между олигархами, эти приемы благополучно перекочевали в российские СМИ.

Сколько всевозможных выдумок попадало и попадает иногда сейчас в серьезные СМИ под видом ссылок на какие-то никому не известные газеты и сайты. Какую только клевету не пытаются "отмыть" представив ее не как собственное изобретение, а как цитату из вторых рук. Предлагаемые поправки в законодательство должны эти каналы отмывания недостоверной информации перекрыть.

Это не может не радовать, если бы не одно "но". Все прекрасно знают, что "непроходной", зачастую, оказывается не только недостоверная информация, но и, напротив, слишком правдивая. И чтобы довести ее до читателей, слушателей и зрителей журналистам тоже, иногда, приходится идти на самые серьезные ухищрения. И весьма сложно четко провести грань между недостоверной информацией и, если так можно выразиться, "нецензурной". Реально эту проблему можно было бы решить не только запретами, но совершенно иной информационной политикой.