Мнения
/ Блоги

17 июня 2005 13:43

Дача сокровищ

Изучив древние рукописи, корреспондент "Вечерки" отправился на поиски клада Фаберже...

Болезнь подкрадывалась медленно

Я сопротивлялся, как мог, но разве можно противостоять хвори, от которой человечество еще не изобрело лекарства? Чем ближе день "икс", тем тревожные симптомы ощущались все явственнее. Карта Ленобласти, испещренная красными крестиками, уже стала сниться по ночам. Днем со старанием рекрута царской армии я надраивал рашпилем саперную лопатку, которая и без того была острой, словно сабля казака, собравшегося в бой против турок. Перебирал мешок с нехитрым скарбом. В миллион первый раз просматривал ксерокопии документов. А еще жалел, что не хватает колес, ибо друг мой Пашка укатил на своей шустрой новенькой Хёндай Гете к морю. Наконец, я сломался. Коварный вирус золотой лихорадки прочно обосновался в моем слабом организме, и избавиться от него можно было, лишь ступив на опасную и такую заманчивую тропу...

С миноискателем лучше не связываться

Окольными путями, через леса и овраги, минуя садоводства, я пробирался на дачу Карла Фаберже. Именно там всемирно известный ювелир, судя по обрывочным сведениям домочадцев и челяди, спрятал несметные богатства, цена которым... Да о чем это я, нет им цены! Первый звонок прозвенел несколько лет назад, когда откопали фантастической красоты вилку с вензелем великого мастера на ручке. Но остальные сокровища пока ждут своего первооткрывателя. Точнее, ждали, потому как я выведал наверняка, где они лежат.

Вообще-то копать в месте, имеющем статус исторического памятника, охраняемого государством, по закону нельзя. Это, между прочим, статья из Уголовного кодекса - до пяти лет колонии светит. Но господин Фаберже, на радость питерским кладоискателям, зарыл богатства за пределами территории, чем обеспечил надежное алиби вольным археологам.

Обычно кладоискатели стараются в подобных культовых местах не работать. Покупают на развалах раритетные карты, книги, изучают, где раньше были зажиточные деревни, хутора, церкви. Сравнивают данные с тем, что есть сейчас. Дело в том, что многие древние поселения сгорели и на их месте ничего больше не строили - там чистое поле. Значит, никто не помешает копать и с точки зрения закона комар носа не подточит. Отыскалось такое место, выехали, а там... Самая большая удача - если из земли торчат заросшие мхом остатки фундаментов богатых домов.

Вот там-то и прятали сокровища, сначала - от опричников Ивана Грозного, потом - от гэпэушников Сталина. Территорию начинают обследовать с помощью металлоискателя. Армейский миноискатель для этих целей не подходит: он реагирует на любую железяку. Другое дело - фирменный штатовский металлодетектор Spectrum. Вот это машина, доложу вам! Но и она не без греха - реагирует на всякую неразличимую глазом мелочь. Поэтому если кому-то кажется, что все так просто: ткнул лопату в месте, на которое указал детектор, - и ты богач на всю оставшуюся жизнь, то он глубоко заблуждается.

Перелопатить приходится не один центнер землицы. Иногда металлодетектор вообще начинает вести себя странно: показывает, что есть ценный металл под землей. Раскопал, просеял все сквозь пальцы - ничего. Детектор тем временем показывает, что ценности - рядом с раскопом. Снова раскопал, просеял - ничего. А эта гадкая американская игрушка уже сигналит совсем в другом месте. Так можно долго ходить кругами. У "черных" археологов по этому поводу есть легенда, что таким образом неведомые человеческому разуму силы уводят в сторону от настоящего клада. И тут надежда уже не на технику - на интуицию, крепкие руки и надежную сталь лопаты.

Монета? Медаль?! Жетон?!!

Вот и она - дача Фаберже. На приоткрытой калитке угрожающая надпись "Осторожно, злая собака!". Лопату - на изготовку, чтобы в случае чего раскроить череп собаке Баскервилей, охраняющей сокровища ювелира, и медленно, как спецназовец при захвате объекта, начинаю обследовать местность по часовой стрелке. Лая своры голодных псов, почуявших чужака, не слышно. Похоже, кроме полчища комаров, дачу никто не охраняет. Всюду - следы страшной разрухи и запустения. Крыша каретной давно сгорела, а на. том месте, где в свое время стоял парадный экипаж Карла Фаберже, валяется вверх тормашками остов догнивающей свой век легковушки. Сама дача...

Господи, какой кошмар! В створках разбитых окон, затянутых колючей проволокой, гуляет ветер. Штукатурка осыпается, обнажая слой кирпича. Из подвалов тянет могильным холодом. Заглядываю через проломы внутрь. Разобранные полы (клад, что ли, искали?), покосившиеся, насквозь прогнившие лестницы, ошметки штукатурки, свисающей с потолка... Лишь вензели на стене напоминают, что когда-то здесь кипела жизнь, устраивались приемы, дружеские чаепития.

Я, конечно, даже во время самых сильных приступов золотой лихорадки осознавал, что закон суров, но это - закон, и он тысячу раз прав, защищая памятники старины от "черных" археологов и тому подобных варваров. Но где, скажите мне на милость, тот закон, который обяжет наше любимое государство защищать памятники от разрушения? Не на словах, а на деле. Если я сейчас пролезу внутрь и стану копать в подвале или ковырять стены в поисках спрятанных сокровищ - суши сухари. А тех чиновников, кто сгубил уникальную дачу Фаберже, хотя бы к административной ответственности призовут? Штраф в размере хотя бы одного МРОТ выпишут? Дудки!

Что ж, хватит размышлизмов, пора приниматься за настоящее дело.

Что там у нас в бумагах сказано? Прямо от парадного, в сторону леса... Ладно, сделаем пробный раскоп. Лопата мягко уходит в землю. То и дело раздается мерзкий скрежет - это лезвие врезается в битое стекло, которого здесь целые кучи. В основном идет фарфор советского производства. Когда-то на даче Фаберже был детский сад, кружки ломались часто... Стоп! Сердце начинает биться с пулеметной скоростью: в земле холодно блеснул металлический кружок. Монета? Медаль?! Жетон?!! Блин, крышка от водочной бутылки - той, что за 3,62 при коммунистическом режиме продавали.

- Вы что здесь делаете, уважаемый? - Голос, раздавшийся за спиной, заставил вздрогнуть и обернуться. Мужчина крепкого телосложения, возникший словно из-под земли, смотрел на меня отнюдь не ласково.

- Червей копаю! - бросил я в ответ.

- Не смешите, на помойку идите червей копать!

- Смешного, конечно, здесь мало. - Разминая затекшие ноги, я потихоньку поднялся и перехватил поудобнее рукоятку остро отточенной лопаты...

Чем закончилась встреча нашего корреспондента с незнакомцем и какую удивительную находку в результате упорных трудов все-таки удалось откопать на окраине дачи Фаберже - в одном из ближайших номеров газеты.

Что говорит закон?

Согласно Гражданскому кодексу РФ клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т. п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Снаряжение кладоискателя

- Карты, планы построек зданий из архива (цена - договорная)

- Складная саперная лопата (хорошая - от 500 руб.)

- Щуп (обычный остро отточенный металлический прут)

- Металлодетектор (стоит от 150 до тысячи баксов)

- Компас (лучше всего - военный)

- Фотоаппарат (подойдет обычная "мыльница")