Мнения
/ Интервью

20 июня 2005 16:12

"Спортивная журналистика стала более оперативной и более злободневной" – К.Легков

Что такое спорт? Для одних – это развлечение, для других образ жизни. Для тех, кто посвятил свою жизнь большому спорту, это еще и ежедневный кропотливый труд. Впрочем, то же самое можно сказать и о тех людях, кто работает на информационных полях специализированных спортивных изданий. О том, что происходит сегодня в спортивной журналистике и как взаимодействуют между собой спортсмены и спортивные журналисты, рассказывает главный редактор "Спорт-Экспресс – Петербург" Кирилл Легков.

Lenizdat.ru: Какое место, на Ваш взгляд, занимает специализированная журналистика среди петербургских СМИ?

К.Легков: Я не занимался изучением этого вопроса и даже не знаю, какой приблизительно процент она может занимать среди общего количества СМИ. Если же говорить о специализированной спортивной прессе, то хотя на Западе, насколько я знаю, это не самая распространенная продукция, в России, мне кажется, она очень востребована. Тот же пример "Спорт-Экспресса" показывает, насколько может быть популярна на сегодняшний день спортивная газета. Все-таки нечасто встретишь, чтобы у нас каждый день покупали газету ценой в 15-20 рублей, и на нее был такой стабильно высокий спрос.

Lenizdat.ru: Какие СМИ, на Ваш взгляд, более склонны к "долгожительству": общетематические или специализированные?

К.Легков: Мне ближе, честно говоря, СМИ более широкого профиля, рассчитанные на человека, который интересуется всем по-немножку. Я увлекаюсь, прежде всего, такими СМИ.

Lenizdat.ru: Надо полагать, как их читатель?

К.Легков: Да, а вот работаю я, в том числе, в специализированном издании. Но я думаю, что это определяется моей любовью к спорту. Полагаю, что человеку, который любит спорт, трудно сегодня прожить без "Спорт-Экспресса", потому что он дает очень много информации, служит средством глубокого проникновения в спорт, что как раз болельщику и требуется. В других изданиях, наверное, нельзя удовлетворить интерес к спортивной теме полностью.

Lenizdat.ru: Вы стали работать именно с такой тематикой только из-за любви к спорту или Вы имеете специальное образование, предыдущий опыт работы?

К.Легков: Я думаю, образование тут играет никак не первую роль, и даже не знаю, какую. Обычно в спортивную журналистику идут люди, которые просто любят спорт. Я, грубо говоря, пришел на эту работу с трибуны стадиона. Когда понял, что я могу писать, умею писать, не важно о чем, я решил, что могу совмещать свое хобби с профессией. Так уже я стал работать, а уже параллельно я учился в университете. Мне кажется, это совсем не обязательно – учиться на журфаке.

Очень немного выпускников университета работают по профессии. И в той же спортивной журналистике в Питере очень много людей, которые получили совершенно другое образование, никак не связанное со спортом. Просто их любовь сама толкнула в эту профессию после того, как они поняли, что умеют писать, после того, как у них там приняли пару материалов в редакции, они увидели свою фамилию, стали публиковаться и работать. И не жалеют, как я могу судить. Все-таки любовь к спорту – она первична, нежели наличие каких-то журналистских навыков и образования.

Lenizdat.ru: Каковы, на Ваш взгляд, основные задачи специализированного СМИ, главное преимущество по отношению к общетематическим?

К.Легков: Задача – снабжать читателя нужной и исчерпывающей информацией. Например, в Питере человеку, который очень любит спорт, не то чтобы особо некуда пойти, но соревнований очень уж высокого масштаба немного, если сравнивать с Москвой, где шесть футбольных команд, много хоккейных, баскетбольных. Телевизор мы тоже можем смотреть от случая к случаю. А газета – она как-то всегда с тобой, и ты всегда можешь окунуться в свою тему.

Lenizdat.ru: Способны ли специализированные СМИ влиять на общественное мнение, манипулировать общественным сознанием?

К.Легков: Если вспомнить случаи отставок тренеров футбольной сборной России, то практически все они вынуждены были уйти в отставку под давлением спортивных СМИ. Был очень большой прессинг, и именно на это тренеры кивали, объясняя свое решение. То есть, они чувствовали на себе не только давление газеты, а пресс общественного мнения, которое она создает. Никакое другое СМИ, наверное, не может поставить руководящего сборной России в такое положение, что он подает в отставку.

Lenizdat.ru: Являются ли специализированные СМИ средствами именно массовой информации или все-таки понятие "массовости" к ним неприменимо?

К.Легков: Мне кажется, что они все-таки больше именно специализированные, рассчитанные именно на ту аудиторию, которая интересуется каким-то конкретным предметом - будь то спорт, или искусство, или строительная тематика.

Lenizdat.ru: В чем, на Ваш взгляд, схожесть и в чем различие между пиар-специалистами той или иной фирмы и журналистами специализированного издания?

К.Легков: Мне кажется, прямой аналогии нельзя провести. Все-таки пиар направлен на создание какого-то целенаправленного имиджа, определенного промоушна, продвижения товара, на формирование какого-то интереса к нему, может быть, чисто потребительского. Работа спортивных СМИ и спортивных журналистов – это, так или иначе, желание объективно взглянуть на мир спорта, на те же команды. Мне кажется, тут речь не идет о формировании какого-то имиджа, который застынет в восприятии болельщика раз и навсегда. Любые спортивные структуры в газете когда-то могут критиковать, когда-то хвалить.

Lenizdat.ru: Общеизвестно, что в определенные профессии идут люди с определенным набором качеств, черт характера, и это во многом сказывается на их поведении в обществе, в частной жизни. Какие характерные отличия Вы могли бы назвать у спортсменов или людей смежных профессий?

К.Легков: Есть такое негласное правило в американской спортивной журналистике – делать спортсмена лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Наверное, это неспроста. Я не хочу обидеть спортсменов, но могу сказать, что к ним нужен подход. Они все, как правило, наделены амбициями, хорошие спортсмены – тем более. Иначе они бы просто не реализовали себя в спорте. А человек, в котором амбиции ярко выражены, естественно, подвержен настроению, более ранимый, более остро реагирует на что-то. В общении с ним всегда нужна дипломатия.

Спортсмены чаще и быстрее, чем, может быть, представители других профессий, обижаются и реагируют на все не всегда адекватно, болезненно. Может быть, это как-то связано с тем, что они знают, что на них обращено много внимания, но в то же время внутренне как бы не защищены от него и не закалены от этого внимания, потому что оно порой обрушивается на них неожиданно.

У спортсменов бывают периоды неудач, периоды взлетов. Да, спортсмен, который стабильно на протяжении многих лет показывает результат и превращается в рекламный персонаж, как Дэвид Бэкхем или Анна Курникова, к этому быстро привыкает. Им уже не обязательно побеждать в спорте, у них уже есть имидж, который просто нужно поддерживать. Или, допустим, у шахматиста Гарри Каспарова спортивный век был достаточно долог, чтобы он мог показывать выдающиеся результаты и так или иначе привыкнуть к вниманию, которое ему оказывали. А представители других видов спорта, где век более короткий, где вся спортивная карьера спрессована примерно в десятилетие, не всегда находятся на вершине и не всегда умеют пережить славу или, наоборот, падения.

Еще такой момент: чем человек культурнее, тем больше он уважает окружающих. Перефразируя заповедь, можно сказать: чем культурнее, тем больше любит ближнего своего (например, журналиста). А спортсмены, как правило, зациклены на себе. Они эгоисты.

Lenizdat.ru: Легко ли спортсмены идут на контакт с представителями СМИ или приходится ли преодолевать многочисленные преграды?

К.Легков: Я в последние годы больше работаю редактором, и у меня меньше практики общения. Лет 5-7 назад, когда у нас в городе было не так много СМИ, которые интересуются спортом, меньше спортивных команд и гораздо меньше СМИ, которые пишут о спорте, контакт со спортсменами было наладить довольно легко. В последнее время нашего полку резко прибыло. Отсюда и усталость спортсменов, и затрудненный с ними контакт, потому что не каждый спортсмен готов давать по десять интервью на дню. Приходится иногда пользоваться своими связями или задействовать журналистов, с которыми спортсмены дружат. Личные контакты здесь играют большую роль.

Lenizdat.ru: А в целом как спортсмены относятся к журналистам?

К.Легков: На раннем этапе, как к людям, которые в чем-то им могут помочь. Я думаю, что на первых порах любой спортсмен воспринимает журналиста как друга, как человека, который не только зарабатывает деньги на нем - ведь так или иначе любой журналист зарабатывает на спортсмене деньги, потому что это его работа. По крайней мере, спортсмен не видит в журналисте человека, который только занимается удовлетворением своих служебных потребностей и использует его чисто потребительски. Он считает, что журналист ему нужен, что он добавит ему популярности, а от популярности зависит, так или иначе, и успехи спортсмена, и его раскрутка, и его доходы.

Потом, я думаю, отношение к журналистам меняется. Во-первых, как я уже сказал, накапливается усталость. Чем старше спортсмен, тем реже и реже, мне кажется, он общается с журналистами и говорит меньше интересного. Ну и, во-вторых, он уже набирается какого-то опыта и может судить о том, как журналисты пишут о нем – хорошо или плохо, и в зависимости от этого он общается с ними, становится более избирательным.

Мне кажется, чем больше журналисты атакуют спортсменов, тем больше они в итоге надоедают, тем больше меняется отношение спортсменов к журналистам. Я не знаю, кто еще может больше докучать спортсмену, чем журналисты. В лучшем случае их воспринимают как какое-то неизбежное зло, а чаще журналистов вообще воспринимают как врагов.

Lenizdat.ru: Как часто вы публикуете материалы, подготовленные самими спортсменами или, скорее, людьми, связанных со спортом профессий, но не являющихся журналистами?

К.Легков: Да, время от времени обращаются такие люди в редакции, чтобы сказать какое-то "новое слово" и донести его до массовой аудитории, что они что-то придумали. Например, в области спортивной науки там или тренинга, или методики новых восстановлений. Это все, что угодно может быть - вплоть до омоложения с помощью спортивных процедур. Но, как правило, газеты и СМИ не интересуют эти материалы в силу того, что они очень громоздкие, занимают очень много места и не гарантируют большого доверия читателей к ним. Наверное, это можно сделать только на рекламных условиях.

Бывшие спортсмены, которые начинают какую-то деятельность – тренерскую или менеджерскую, какую-то связанную с созданием клубов, иногда тоже обращаются в газеты с просьбой отобразить их деятельность или рассказать о том, что они придумали. Тогда мы согласовываем, как об этом лучше написать, чтобы это было полезно этому человеку и интересно читателю. А действующие спортсмены – какие они материалы могут готовить? Они только могут прочитать про себя что-то. У нас такого опыта нет.

Lenizdat.ru: Какие изменения произошли в спортивной журналистике в последнее время?

К.Легков: Когда я стал работать в журналистике, было очень много таких жанров, как очерки, какие-то личные взгляды, умствования различные - то, что можно назвать публицистикой. Сейчас это отошло на второй план. Журналистика стала более мобильной, более живой и более оперативной. Это касается, прежде всего, спортивной журналистики, потому что вслед за ежедневными изданиями, пишущими о спорте, появилось еще и много разных интернет-изданий, которые задействовали профессиональных журналистов. Вот поэтому для спортивного журналиста такие качества, как мобильность и оперативность, приобрели первостепенный характер.

Еще могу заметить, что все-таки, хотя я говорил, что журналистов стало больше, это связано с тем, что стало больше СМИ. Я, например, в последние годы не вижу, чтобы в журналистику шли молодые спортивные кадры. Может быть, это как-то проходит мимо меня… Я работал во многих изданиях - в "Смене", в "Вечернем Петербурге", в ИД "Калейдоскоп", в "Спорт-Экспрессе", и везде, как правило, возглавлял какие-то отделы. Так вот лет пять назад приходило гораздо больше молодых людей. Конечно, там много отсеивалось, но кто-то оставался, и мои ученики, как я их называю, в довольно скором времени уже тоже работали руководителями отделов наших ежедневных газет. А сейчас я практически не вижу там молодых людей. Я объясняю это тем, что появился интернет, различные ресурсы, где можно удовлетворить свои потребности что-то написать и подписаться ником или фамилией.

А что касается тенденций в спортивной журналистике, она стала более оперативной и более злободневной. Раньше о событиях, которые произошли, допустим, в выходные, мы могли узнать только во вторник, когда выходили все газеты. Теперь, если в субботу сыграл "Зенит", то мы читаем об этом уже в тот же день вечером. Я думаю, спортивная журналистика будет и дальше развиваться в сторону быстрого реагирования. Тем более что спорт – это где все горячо, все очень актуально, и болельщики хотят получать информацию практически мгновенно.