Мнения
/ Интервью

27 июня 2005 12:28

Доводить понятие "свободы слова" до абсурда - это очень по-российски - А.Губанков

Никто не будет спорить с тем, что телевидение сегодня - главный источник информации. О телевизионной кухне лучше всего знает тот, кто не только делает новости, но и отвечает за информационное вещание. Известный журналист Антон Губанков именно такой человек. Работая руководителем службы информации дирекции ГТРК "Санкт-Петербург", он знает о телевидении, наверное, все.

Lenizdat.ru: Для начала, Антон, мы поздравляем Вас с Гран-при юбилейного X конкурса "Золотое перо". Год назад Вы были в числе номинантов, но гран-при получил Дмитрий Травин. Не было ли тогда обиды на жюри? Что заставило Вас попробовать еще раз подать свои работы? Была ли уверенность, что завоюете главный приз конкурса? Что скажете о конкурсе "Золотое перо" в целом и Десятом конкурсе в частности?

А.Губанков: Спасибо за поздравления. Скажу честно, что в прошлом году я с удовольствием проиграл Дмитрию Травину, которого глубоко уважаю. Кстати, он - один из постоянных экспертов петербургских "Вестей". Мне кажется даже номинирование на Гран-при само по себе почетно. Что касается "Золотого пера", то замысловатая политическая судьба этого конкурса известна. Но как бы то ни было, он остался самым массовым и популярным петербургским журналистским соревнованием. Хотя я бы с удовольствием поддержал и новые премии.

Lenizdat.ru: Антон, Вы когда-нибудь ощущали себя "бойцом идеологического фронта"?

А.Губанков: Боже упаси. Вы намекаете на то, что я работаю на государственном телевидении? Моя задача - знать и понимать разные идеологии и работать на пользу собственной стране, собственному народу. Моя задача - посредничество между людьми и властью, воспитание в журналистах чувства ответственности.

Lenizdat.ru: Насколько событие, снятое журналистами, отличается то того, что будет показано в эфире "Вестей"? Поясним. Возьмем событие - убийство Масхадова. Интерпретация №1 - "Ура! Убили террориста!". Интерпретация №2 - "Убили человека, который предлагал мирные переговоры". Что определяет интерпретацию? Должен ли журналист отстаивать свой взгляд на вещи? Или он должен понимать, на кого он работает, кто хозяин канала и пр.?

А.Губанков: А почему еще не добавить интерпретацию "погиб великий борец за свободу"? Сайт чеченских сепаратистов так это трактует. Доводить понятие "свободы слова" до абсурда - это очень по-российски. Что касается "взгляда на вещи", то мы ведь говорим о новостях. Какая же там может быть авторская интерпретация? Здесь нужно говорить о другом - об акцентах. Акценты в информации расставляются разными способами: самой структурой сюжета, порядком синхронов, особенностями верстки. Акценты зависят от стиля, формы собственности телекомпании, ее национально-территориальных характеристик. Журналист, естественно, должен принимать корпоративные правила той структуры, где он по доброй воле работает. Понимаете, с одной стороны - телеканал, это творчество, с другой сложный управленческий процесс. Управляемость - это залог успеха даже самого демократичного телевидения.

Lenizdat.ru: Какова концепция петербургских "Вестей"?

А.Губанков: А разве у новостей может быть какая-то концепция? Новости бывают качественные и некачественные. Когда Вы декларируете, что на вашем канале выходят только позитивная информация, либо программа под условным названием "5 новостей", то это, извините уже не новости. Новостийный жанр на телевидении четко определен. Это жизненное отражение, а жизнь не может быть однолинейной. Поэтому в новостях есть все и всякое. Другое дело, на кого мы ориентированы, какова наша бизнес-стратегия. Во-первых, мы государственное - читайте "ответственное" телевидение. Мы просто обязаны быть ответственными перед зрителем, серьезно подходить к любым конфликтам, перепроверять факты, мы обязаны избегать двусмысленных ситуаций, когда телевидение используют определенные группы влияния или коммерческие структуры. Мы работаем на так называемого "среднего петербуржца" и глядим на мир и события его глазами. Это непросто. Мы намеренно много даем эмоциональных душещипательных жизненных историй, сведений о погоде, быте и т.п.

Lenizdat.ru: Каким образом происходит верстка? С чего вы начинаете выпуски? Или никакого принципа нет?

А.Губанков: Меньше всего я хотел бы делиться особенностями нашего производственного процесса с широкой аудиторией. Понимаете, любой информационный выпуск - это ведь не видеодайджест городских событий. Если подходить к нему серьезно, то это довольно тонкая драматургия, это синтез повадок и стиля ведущего, стиля редактора, расстановки сюжетов и акцентов, анонсов пауз, отбивок. Иногда начать можно с криминала, иногда с премьеры в Мариинском, иногда с официоза, иногда с погоды. Все зависит от дня, от новостийного расклада. К тому же скучнейшую, невкусную вещь можно сделать конфетой. Знаете, что самое важное? Чтобы люди ни в коем случае по ходу новостей не переключились на другой канал. Важно держать зрителя, надо говорить о том, что ему важно, интересно.

Lenizdat.ru: Каков штат сотрудников, делающих "Вести"? Сколько корреспондентов работает над программой?

А.Губанков: Мы выдаем около трех часов чистого информационного вещания в день, это самый крупный объем в Петербурге. При этом реально у нас работает всего девять штатных журналистов. И семь человек - по договору.

Lenizdat.ru: Ваши критерии профессионализма журналистов в "Вестях"? Считаете ли Вы корреспондентов "Вестей" профессионалами в полном смысле этого слова? Отражается ли их опыт на заработной плате?

А.Губанков: Странный вопрос. Впрочем, он имеет определенный смысл. В Петербурге довольно много забавных персонажей, которые могут подойти и оценить телевидение с точки зрения профессионализма. У меня большой опыт работы и в журналистике, и непосредственно на ТВ, но я никогда не позволял себе давать подобных оценок. Просто я считаю, что есть люди более достойные для таких рассуждений, и я всегда чувствовал, что самому нужно еще много работать. У петербургских "Вестей" есть все возможные телевизионные премии и награды, но дело не в них. Пусть оценивают новостийный профессионализм зрители. Они голосуют безошибочно. Знаю, точно, что нас смотрит огромное количество людей, знаю точно, что наши новости влиятельны и у нас работает около десятка настоящих звезд.

Критерии профессионализма? Они для журналиста новостийщика везде одни и те же. А вот что к этому прибавляется, это уже наше собственное. Мне кажется, нам удалось вывести особую карповскую (адрес ГТРК - наб. реки Карповки - Lenizdat.ru) породу телевизионщиков, основанную на причудливом сочетании брутального журналистского драйва и интеллигентного уважения к людям. Где есть еще такие журналисты, как Алексей Олиферук, Зинаида Курбатова, Дмитрий Ясковский, Виктория Райская, Ася Емельянова, Салима Зариф? Где есть еще такие ведущие, как Игорь Страхов, Ирина Паукшто, Наталья Куликова, Анна Фрадкина, Ольга Ростова?

Вопрос зарплат обсуждать не хотел бы, скажу лишь, что чем больше человек работает, тем он больше получает.

Lenizdat.ru: Что делается для повышения профессионального уровня журналистов, кроме самой работы? Отправляете на семинары, как Вы их учите?

А.Губанков: Знаете, что лучше всего воздействует на журналиста, его воспитывает? Успех. Когда твой материал видят миллионы, и он пользуется успехом, то есть стимул работать дальше, делать лучше, учиться, узнавать. Если вы слышите от кого-то, что, мол, рейтинг не важен, я творю, и не важно смотрят меня или нет - не верьте, это лукавство. Это разговор до первого успеха.

Семинары - вещь полезная, но в отрыве от процесса они не имеют никакого смысла. И вообще разве семинары могут воспитать журналистское любопытство или любовь к профессии? Я, другие редакторы, учат людей собственным примером. Мы кое-что умеем.

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, Антон, почему в 5-милионном городе порой ощущается острый информационный голод? Как часто из заурядного события приходится делать новость? Для настоящего информационщика есть ли вообще такое понятие, как заурядное событие?

А.Губанков: Здесь нет информационного голода. Здесь мало нормальных СМИ. В Петербурге нет ни одной (!) общепопулярной городской газеты. Мало телевидения. Много пива, пельменей, а масс-медиа мало.

Вот Вы сказали "заурядное событие". Может с Вашей точки зрения оно и заурядное, а с нашей - ключевое. Это как посмотреть. Не секрет, что многие петербургские новости неформатны для федеральных выпусков, но это не означает их вторичности. Есть региональная информация, есть федеральная. Это не характеристика качества, это данность, к которой нужно относиться спокойно. Еще важная вещь: настоящий журналист даже из заведомо заурядной новости может сделать сенсацию, стоит только захотеть.

Lenizdat.ru: Редакция планирует новости? Как часто приходится на ходу вносить коррективы в план работы?

А.Губанков: Есть долгосрочное и краткосрочное планирование. Есть дежурный, оперативный режим. План - это костяк, схема. Все живое в новостях - от оператива. Мы большое внимание уделяем интеллектуальному планированию, то есть четкому определению проблем и жизненных тенденций, разработке эксклюзивных тем.

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, почему сегодня теленовости одного петербургского канала похожи на теленовости другого? Каналы теряют фирменный почерк подачи новостей. С чем это, на Ваш взгляд, связано?

А.Губанков: Вы знаете, похожесть новостей - это опасное заблуждение. Посмотрите петербургские теленовости внимательно - они очень разные. Это все равно, что сказать: телевидение стало какое-то одинаковое. Если минут пятнадцать пощелкать пультом, как говорят профессионалы, "позиппинговать", то картина складывается на редкость однообразная. А вы смотрите внимательнее и все встанет на свои места.

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, в должном ли объеме "Вести" освещают вопросы здравоохранения, образования, сельского хозяйства, проблемы военных, наркомании, многоконфессиональность Петербурга?

 А.Губанков: А кто как не "Вести" подняли проблему нехватки инсулина в городе, вопрос выплаты пособий детям инвалидам? Мы серьезно говорили и о структурных проблемах петербургского здравоохранения. Мы первые сказали о сложностях в процессе объединения школ, превратностях Единого госэкзамена и т.д. В Ленинградскую область из информационных служб никто больше нас не ездит. Что касается многоконфессиональности, то совсем недавно у нас был прекрасный сюжет о тайнах петербургской мечети. Мы уделяем довольно много внимания и православной культурной традиции, и иудейской. В этом отношении мы суперлиберальны.

Lenizdat.ru: Существуют какие-то рамки в освещении деятельности администрации Петербурга, Законодательного собрания? Что можно говорить и что нельзя?

А.Губанков: Петербургские "Вести", ГТРК "Санкт-Петербург" - это часть федерального холдинга под названием "ВГТРК". Никаких обязательств перед городской Администрацией и законодательным собранием у него нет.

Lenizdat.ru: Какую городскую информационную программу "Вести" считают своим конкурентом?

А.Губанков: Нам мешают популярные сериалы и времена года. Летом, например, смотрибельность новостей значительно ниже, чем в другие сезоны. Мне кажется, что с точки зрения современного маркетинга наши главные конкуренты не новости на телеканалах-соседях, а сериалы, фильмы, а шире - универмаги типа "Ленты", книги Дарьи Донцовой, в общем, то, что может всерьез отвлечь людей от просмотра новостей.