Медиановости

2 августа 2005 14:48

Новая тенденция - сереалити ТВ

До старта нового телесезона остается чуть больше месяца.

Прагматичным получился ушедший телесезон: с сентября по май каналы "большой шестерки" в целом предпочитали работать средствами привычными, обещающими высокий рейтинг. Отечественные сериалы, импортное кино, юмористические и концертные программы - рецепт приготовления успешного канала снова неизменен.

Игра в "царя горы"

Шестерка телеканалов-лидеров по доле аудитории по итогам сезона осталась неизменной: сначала Первый канал и "Россия", затем - НТВ и СТС и, наконец, ТНТ и Ren TV.

Особо заметной конкуренция оказалась среди первых двух федеральных каналов. Первый канал, в начале сезона являвшийся безусловным лидером отечественного телевидения, явно почувствовал дыхание догоняющего канала "Россия" в новогоднюю ночь.

Судя по рейтингам медиаметрической компании TNS Gallup Media, "России" тогда удалось не только конкурировать с фаворитом, но и на пару часов почувствовать себя лидером по объему российской аудитории. И хотя по итогам основных новогодних дней - 31 декабря, 1 и 2 января - Первый канал пальму первенства удержал, свою локальную победу "Россия" смогла подать как глобальную. Первый канал на инициативы конкурента отреагировал спокойно, выразив, правда, традиционно скептическое отношение к данным Gallup Media в целом.

"Новогодние праздники на ТВ - это особая спортивная дисциплина. Это марафон, составленный из нескольких коротких дистанций. И чтобы победить, надо выигрывать и целый марафон, и каждый из коротких отрезков", - заявил гендиректор Первого канала Константин Эрнст. Гендиректор "Первого" отметил, что "аудитория, судя по данным Gallup, на "Первом" и "России" была равная, а разница - в пределах статистической ошибки".

Как выяснилось, то был первый звоночек для Первого канала.

Второй прозвучал в апреле: по итогам месяца "Россия" впервые опередила главного конкурента - на один процент доли. В мае и июне, как показывают данные TNS Gallup Media (аудитория: россияне старше 4 лет), положение вещей сохранилось.

О смене лидера в российском телеэфире как о свершившемся факте говорить как минимум преждевременно, считают медиаэксперты. Данные трех месяцев - еще не показатель, они не могут отражать тенденции.

Не могут эксперты однозначно ответить и на вопрос о том, что является причиной выхода "России" на первое место в последнее время: качество предлагаемого продукта или так называемое привыкание зрителя к просмотру "России", преодоление инерции восприятия канала как второго.

Впрочем, вряд ли речь идет об ощутимом росте качества продукта "России" или его оригинальности. Первый канал и "Россия" часто предлагают товар сходный - временами до степени смешения. Юмористическая программа "Кривое зеркало" успешно собирает зрителя на обоих каналах: на "России" идут новые выпуски, на "Первом" - собранные из ранее показанных эстрадных номеров. На Первом канале появилось уик-энд-шоу "Большая премьера", на "России" сразу же - "Субботний вечер". Плюс - отечественные сериалы, главный поставщик рейтингов.

Краеугольный камень сетки

Российский сериал остается наиболее удобным продуктом для телевещателя. В пятерке наиболее рейтинговых сериалов сезона два представителя Первого канала и три - "России". Безусловным лидером списка стал "Диверсант" Первого канала. За ним с заметным отрывом следуют "Близнецы" (Первый канал), "Штрафбат", второй сезон "Всегда говори всегда" и "Я тебя люблю" (все - "Россия"). К слову, сериалов других каналов в ТОР-10 нет. Стоит отметить, что в той же десятке представлен только один иностранный сериал - показанный Первым каналом бразильский "Клон", продукт главной латиноамериканской "мыловарни" Globo. Прошедший на "России" украинский сериал "Исцеление любовью", снятый на русском языке, вряд ли стоит считать совсем уж иностранным.

Головную боль для конкурентов сегодня приносят идущие на канале "Россия" сериалы "Кармелита" и "Исцеление любовью", которые перетягивают аудиторию с других каналов перед прайм-таймом - основным временем зрительского телесмотрения.

Большую ставку делали каналы на сериалы военной тематики, подготовленные к шестидесятилетию победы в Великой Отечественной войне. Заметным явлением показ этих сериалов стал - взять хотя бы рейтинги упомянутых выше "Диверсанта" или "Штрафбата". Новинку зритель попробовал с удовольствием, но, судя по данным TNS Gallup Media, новая сериальная тенденция не родилась: рейтинги, собранные телеканалами на военных сериалах, на общем фоне не выглядят столь впечатляющими.

Сезон вновь показал: серьезная журналистика отходит на телевидении на второй план, а аналитика - на третий-четвертый, тематика расследований все больше смещается в сторону времен ушедших. Материалы про жизнь нынешнюю часто напоминают демонстрацию готовности в случае чего встретить во всеоружии врага народа: будь то внешний, как Саакашвили, или внутренний, как Ходорковский. И тот, и другой стали объектами для неоднозначных фильмов НТВ. Впрочем, руководство канала утверждает, что поставило эти фильмы в эфир, руководствуясь исключительно их потенциально высоким рейтингом.

Разошлись при своих

Борьбы между НТВ и СТС в этом сезоне за третье место не получилось. СТС успешно достиг цели закрепиться на четвертой позиции среди всех российских телеканалов в абсолютных показателях аудитории, а провозглашенная ранее сверхзадача - войти в тройку на общероссийском уровне, вытеснив оттуда НТВ - потеряла актуальность. Акционеры СТС - холдинг "СТС-Медиа" - инвестициям в программный ресурс СТС предпочли увеличение доли общей аудитории путем создания нового канала.

Это решение, по словам президента "СТС-Медиа" и гендиректора СТС Александра Роднянского, было принято акционерами исключительно из соображений бизнес-развития компании: канал СТС достиг того охвата зрительской аудитории, после которого затраты на его дальнейший рост становятся несоизмеримо больше отдачи.

В результате в марте 2005 года начал вещание канал "Домашний", в Москве - на частотах канала "М1", который был выкуплен у владельцев и перезапущен.

СТС, сосредоточивший внимание на своей целевой аудитории "6-54 лет", весь сезон в основном работал по обкатанной схеме: снятые по заказу канала отечественные сериалы-экранизации детективов Дарьи Донцовой и Татьяны Улицкой, а также качественные западные кинофильмы, в основном ранее показанные Первым каналом. Показателен успех снимаемого по лицензии Sony Pictures сериала "Моя прекрасная няня", фактически открывшего для российского зрителя популярный на Западе жанр ситкома. Зато попытка повторить прежний успех канала в жанре телевизионного романа, как это было с "Бедной Настей", провалилась. "С "Грехами отцов" мы не попали, сериал смотрела не наша аудитория. Поэтому пришлось его из эфира убрать, в чем мы перед зрителем публично повинились", - поясняет произошедшее глава "СТС-Медиа" Александр Роднянский, пообещав в новом телесезоне в числе новинок представить зрителю "Бедную Настю 2".

Финишировавший третьим НТВ проработал весь сезон с новым главным продюсером - вернувшимся на канал Александром Левиным, бывшим главным продюсером "старого" НТВ. Впрочем, на НТВ он задержался лишь до конца сезона. Поговаривают, причиной ухода Александра Левина стал рейтинговый провал новых развлекательных программ НТВ.

Серьезным ударом по самолюбию НТВ стал неудачный эксперимент с постановкой в новогодний эфир "Первой ночи с Олегом Меньшиковым" - тогда НТВ уступил по рейтингам свое традиционное третье место каналу СТС.

В новый сезон НТВ входит без главного продюсера - его не будет вообще. Эти функции возложены на бывшего программного директора НТВ Евгения Кучеренко, чей статус повышен до заместителя гендиректора телекомпании. "Под крылом" Кучеренко оказались также кинопоказ и документалистика - соответствующие дирекции возглавляли уволенные с НТВ Сергей Скворцов, крестный отец "Ментов", и Савик Шустер, который отправился на украинское ТВ возрождать свой проект "Свобода слова". С назначением Кучеренко - человека, занимавшегося формированием сетки вещания, анализом рейтингов и просчитыванием наиболее удачного времени для постановки той или иной программы в эфир, - НТВ будет творить в условиях прагматичного креатива, когда судьбу новых передач определят их потенциальная рейтинговость.

К новому сезону руководство НТВ вынашивает идею запуска новой аналитической программы - эта разновидность журналистики всегда была брендом НТВ. Шоу "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым", появившееся после скандального закрытия программы "Намедни" и увольнения с канала Леонида Парфенова, продолжателем традиции не стало, да и не ставило такой задачи. В кадр в новом аналитическом проекте руководство канала намерено посадить одного из маститых политологов, среди кандидатов на место упоминается, в частности, Глеб Павловский.

Такая разная реальность

Главным поставщиком рейтинга канала ТНТ продолжает оставаться реалити-шоу "Дом-2". Этот проект, стартовавший на канале более года назад, приносит ТНТ не только доход от размещаемой рекламы. Во-первых, на зрительских SMS-сообщениях, отправляемых с мобильных телефонов на адрес программы "Дом-2", по словам гендиректора ТНТ Романа Петренко, канал зарабатывает миллионы долларов.

Во-вторых, в июне ТНТ продал оригинальный формат этого реалити-шоу американской компании Sony Pictures Television International для создания аналогов в странах Латинской Америки и в испаноговорящих штатах США. Эта соглашение - третий в истории отечественного ТВ случай продажи форматов в страны дальнего зарубежья после реализации форматов "Перехват" и "Жди меня". Сумма сделки каналом не разглашается, эксперты оценивают ее в 5 млн. долларов. Но основные доходы ТНТ рассчитывает получить от процентов с последующей реализации формата.

Почувствовав золотую жилу, ТНТ продолжает эксперименты с реалити-шоу. В мае на канале появилась российская адаптация шоу "Большой брат", входящего в тройку самых популярных телепроектов мира и предлагающего победителю максимальный для отечественного ТВ приз - 10 млн. рублей. Идут съемки программы "Кандидат" - российской версии рейтингового американского реалити-шоу Apprentice, победитель которого получает высокооплачиваемую работу. В перспективе - второй сезон шоу "Голод", российской версии программы Wife Swap - "Обмен женами", участницы которого меняются на десять дней семьями, но не постелями.

Канал Ren TV также решил продолжить эксперименты в жанре реалити в новом сезоне и начал отбор влюбленных пар для участия в реалити-шоу для взрослых. Съемки проекта пройдут в августе-сентябре этого года на одном из экзотических островов мира.

Впрочем, более важной для Ren TV представляется та реальность, в которой каналу предстоит жить после его покупки холдингом "Северсталь-групп" и немецкой компанией RTL Group. Новые собственники резких движений не делают, обещая сохранить все и всех, в том числе телеаналитику Марианны Максимовской и Ольги Романовой, кажущуюся непредвзятой и потому зрителем смотримую.

Как и качественные западные кинофильмы и художественные сериалы собственного производства, с отличными рейтингами на канале прошел сериал "Солдаты", снимавшийся на студии "Ren Фильм". Впрочем, продюсер и автор идеи этого сериала Вячеслав Муругов уже трудоустроился на канале СТС, где займется развлекательными проектами. Придется ли кому-либо еще покинуть канал в следующем сезоне, будет понятно до конца года, когда новые акционеры официально войдут в свои права.