Мнения
/ Интервью

5 августа 2005 17:44

Джордж Эдгар: "Пресса - неотъемлемая часть демократического процесса"

В России после теракта в Концертном зале на Дубровке ("Норд-ост") депутаты Государственной думы приняли поправки в Закон о СМИ, которые накладывают существенные ограничения на освещение в прессе проблемы терроризма и антитеррористических операций. Теперь, например, запрещено публиковать интервью с террористами и лицами, подозреваемыми в террористической деятельности, доносить до общественности требования террористов. Как действует этот закон, российская  общественность узнала во время трагедии в Беслане. Мы не знали, чего требуют террористы, сколько заложников находится в школе, а потом - истинное число жертв. Отсутствие достоверной информации порождало слухи и домыслы.  

В июле 2005 года Великобритания не впервые столкнулась с терроризмом. Как известно, большое беспокойство мирным гражданам королевства доставляют боевики Ирландской республиканской армии (правда, недавно ИРА заявила о разоружении). И наш разговор с Генеральным консулом Великобритании в Санкт-Петербурге Джорджем Эдгаром начался с вопросов, связанных с лондонской трагедией.

Lenizdat.ru: Господин Генеральный консул, скажите, пожалуйста, существуют ли в Англии ограничения в освещении журналистами терактов и деятельности  террористического, экстремистского подполья? Если да, то в чем конкретно они заключаются? Можно ли себе представить, что в одной из серьезных английских газет появится интервью с командиром ИРА или другой экстремистской группировки? Публикует ли английская пресса требования террористов? Как складывается процесс взаимодействия государства, спецслужб и журналистов, когда происходят теракты?

Дж.Эдгар: В Великобритании, как и во многих других странах, есть ограничения, связанные с публикациями сведений определенного характера в прессе и демонстрации репортажей по телевидению. Кроме того, существуют законодательно утвержденные акты об ответственности за публикацию лжи и клеветы, а также за раскрытие секретной информации в прессе. Наиболее уместным в данном случае было бы упомянуть положения об ответственности за публикацию материалов, разжигающих ненависть или насилие против каких-либо групп людей, а также положения, которые предполагают ответственность за публикацию или выпуск в эфир материалов, подстрекающих к терроризму - они в настоящее время находятся на стадии рассмотрения. Существуют ограничения на публикацию информации о делах, переданных в суд, а также, что очевидно, о делах, раскрытие информации о которых может помешать ходу полицейского расследования. Тем не менее, общим подходом всех британских правительств, когда-либо находившихся у власти, было стимулирование и поощрение свободных обсуждений политических вопросов, включая деятельность террористических группировок. Общественное обсуждение и обмен мнениями с представителями различных групп населения через СМИ являются неотъемлемой частью демократического процесса, и в особенности, в тех случаях, когда обсуждаемые события глубоко затрагивают людей.

Lenizdat.ru: Как ведущие английские газеты откликнулись на последнее террористическое нападение на Лондон? Звучит ли в прессе критика позиция правительства Тони Блэра в отношении иракской проблемы?

Дж.Эдгар: В британской прессе нашли отражение большое количество различных взглядов на вовлечение страны в ситуацию в Ираке задолго до введения в этот регион войск - от крайне негативных мнений до полного одобрения действий правительства. Различие во взглядах и мнениях в прессе наблюдается и сейчас, после терактов в Лондоне 7 июля. Но средства массовой информации единодушно осуждают неразборчивые методы, используемые террористами, в результате применения которых страдают невинные люди.

Lenizdat.ru: Может ли мусульманская умма (община) Великобритании бесплатно опубликовать в одной из уважаемых английских газет свое обращение к гражданам Королевства с призывом не возлагать ответственность за теракты на мусульман в целом и Ислам?

Дж.Эдгар: Воззвания и заявления британских мусульманских лидеров всегда находят отражение в прессе и на телевидении как важный элемент реакции на насилие. Также пресса публикует заявления, сделанные немусульманами, включая священников и служителей христианской церкви, которые убеждены во мнении, что ответственность за теракты лежит исключительно на самих террористах, а не на мусульманах или тех, кто исповедует Ислам. Телевизионные компании и печатные издания сами принимают решение о том, публиковать или выпускать ли в эфир такие заявления полностью или ограничиться только выдержками.

Lenizdat.ru: После взрывов в Лондоне прошла информация, что Великобритания якобы призвала Евросоюз принять новые, срочные меры по борьбе с терроризмом. Речь идет о введении обязательного правила фиксировать все телефонные и интернет-контакты. Выступая в Европарламенте, британский министр внутренних дел Чарльз Кларк якобы отметил, что можно пожертвовать одними свободами во имя гарантии других - в частности, во имя "права человека пользоваться подземным транспортом без страха быть взорванным". Соответствует ли эта информация действительности? Как британцы, граждане старейшей демократии мира, относятся к ограничению гражданских прав, которое осуществляется  во имя безопасности?

Дж.Эдгар: Министры внутренних дел стран ЕС заключили соглашение о необходимости принятия дальнейших мер по укреплению взаимодействия стран - членов ЕС в борьбе с терроризмом. Эти меры, в частности, включают сохранение записей различных телекоммуникационных (телефонных) контактов. По большей части, это вопрос уравновешивания мер, практикуемых членами ЕС, нежели вопрос введения новых практик или мер, направленных на более глубокое вторжение в частную жизнь. Существуют различные мнения относительно того, где должна проходить граница между личной свободой и требованиями общественной безопасности: в Великобритании большой резонанс вызвало введение обязательных документов идентификации личности. Британское правительство, как и правительства многих других стран мира, столкнулось с трудной задачей

найти эффективные пути борьбы с терроризмом, соблюдая и сохраняя при этом свободы и ценности, являющиеся неотъемлемой частью нашего образа жизни.

Lenizdat.ru: Из вашего кабинета открывается отличный вид на Смольный. Наверное, Англия имеет какие-то особые интересы в Петербурге, если ваш МИД решил открыть консульство на берегах Невы?

Дж.Эдгар: Наши интересы в Санкт-Петербурге, в общем-то, такие же как наши интересы в России вообще. Работа же генерального консульства, включает в себя четыре главных направления.

Первое - это визовый отдел. Мы стараемся как можно лучше и быстрее, обеспечить визами людей, желающих выехать в Великобританию. И это является главной частью нашей работы - способствовать контакту, обмену визитами между Англией и Россией.

Второе направление - консульский отдел. Его главная функция отвечать за интересы британских граждан, находящихся в Петербурге, особенно, если у них возникают проблемы.

Довольно активную деятельность ведет коммерческий отдел, являющийся нашим третьим направлением. Мы стремимся поддерживать, увеличивать торговлю и инвестиции между нашими странами.

И, наконец, четвертое направление - политическое. Так называемая общественная дипломатия, культурно-информационная сфера.

В Москве находится посольство нашей страны, и в его структуре есть те же отделы, что и здесь, а консульство - это филиал. Петербург - второй по населению и очень важный с точки зрения экономики, торговли и культуры город. И для нас очень важно иметь здесь свое представительство.

Lenizdat.ru: Вы работали в Москве в посольстве два года. Чем, на Ваш взгляд, Петербург отличается от Москвы?

Дж.Эдгар: Здесь другая атмосфера. Наверное, это из-за особых традиций или в связи с тем, что более двухсот лет город был столицей России, и до сих пор его считают культурной столицей страны. Создается особенное ощущение из-за архитектуры, атмосферы и даже плана города! Ведь Санкт-Петербург не такой, как, скажем, Москва, которая развивалась более-менее случайно. В Петербурге все спланированно. И атмосфера здесь более спокойная, чем в Москве.

В различных видах культуры, как-то в музыке, живописи и т.д. здесь есть люди самого высокого ранга. Мы с женой и нашей семьей, с удовольствием ходим на концерты, в театры и музеи, на всевозможные выставки. В Петербурге сосредоточенно серьезное богатство культурных событий, постоянно происходит что-то новое. Для человека, приезжающего из другой страны, это по-настоящему бесценно. Так же ясно и то, что здесь особая культурная история и традиции. Огромное впечатление на меня произвела книга писателя Волкова о культуре и истории Санкт-Петербурга, в ней я почерпнул массу полезнейшей и интересной информации об этом уникальном городе.

Lenizdat.ru: Существует мнение, что Петербург чем-то похож на Лондон...

Дж.Эдгар: Если в плане климата, то, наверное, да. Но, тем не менее, зима в Лондоне не такая холодная, как здесь! У нас вообще очень редко лежит снег. Оба города исторические, с исторической архитектурой, богатой культурной жизнью. И Лондон, и Санкт-Петербург в свое время были королевскими городами, и это очень заметно. Также это крупные города с точки зрения бизнеса, плюс они оба очень многоэтничны и многокультурны.

Lenizdat.ru: Какие проекты Ваше консульство планирует развивать в Санкт-Петербурге?

Дж.Эдгар: В первую очередь, это всевозможные культурные мероприятия и экономические проекты. Совместно с Британским Советом, мы собираемся организовывать события и мероприятия, которые отражают главные темы нашего председательства в Большой Восьмерке. В этом году председательство в Большой Восьмерке принадлежит Великобритании, а в следующем оно перейдет к России. И я слышал, что главная встреча под русским председательством пройдет именно в Санкт-Петербурге.

Главные же темы для нас - это сотрудничество между нашими странами в поддержке экономического развития в Африке. Другая очень важная тема - это изменение климата. Теперь совершенно очевидно, что это реально и перед нами стоит очень тяжелая задача. А вопрос, что мы должны делать, стал главным вопросом, на который можно дать только глобальный ответ.

Что же касается бизнес-проектов, то это большие инвестиции и заключение контрактов в области нефти и газа.

Lenizdat.ru: А как развиваются отношения между Санкт-Петербургом и его городом побратимом в Англии, Манчестером?

Дж.Эдгар: Происходит очень много контактов - это и выставки, и концерты,  бизнес и школьное образование. Мы надеемся, что в этом году контакты будут и на самом высоком уровне - между администрациями Санкт-Петербурга и Манчестера. Мы активно работаем над этим вопросом с сотрудниками Смольного.

Lenizdat.ru:- А как Вы относитесь к тому, что российский миллиардер купил английский футбольный клуб?

Дж.Эдгар: Это интересно, очень интересно. Крайне любопытно посмотреть, как клуб развивается. Кажется, очень успешно. Но не стоит забывать, что футбол это международный бизнес.

Lenizdat.ru: Вы считаете, что такие вещи способствуют укреплению дружеских отношений между Россией и Англией?

Дж.Эдгар: Я считаю, что да. Чем больше контактов между нашими народами, тем лучше.

Lenizdat.ru: Как Вы думаете, почему многие богатые российские люди оседают в Лондоне?

Дж.Эдгар: Лондон замечательный город, там есть все, что можно искать! Может быть, это связано с тем, что там финансовый центр, а это важно для бизнеса. Лондон - очень удобное место для международного бизнеса, здесь есть инфраструктура, финансы и т.д.