Медиановости

20 сентября 2005 13:26

Юрий Заполь

Юрий Заполь

С уходом Юрия Заполя в нашем медийном бизнесе завершилась эпоха, хранителем которой он был. Но для всех, кто работал с ним и придет после, Заполь навсегда останется Номером Один.

Александр Роднянский, генеральный директор телеканала СТС, президент "СТС Медиа":

- Я познакомился с Юрием Заполем более одиннадцати лет назад, он сидел еще в маленьком кабинете на Зубовском, но уже со своим попугаем. Тогда "Видео Интернешнл" еще не было тем, чем стало, и лидером в рекламном бизнесе была компания "Премьер СВ". Я пришел просто с улицы с предложением поучаствовать в готовящемся украинском проекте, частном телеканале "1+1". Заполь сначала отнесся скептически к моим планам, но потом внимательно на меня посмотрел, параллельно, как всегда, играя в компьютерные игры, и оставил мне свои телефоны. После чего мы все эти годы вместе работали.

Заполь был последователем свободной рыночной логики развития телевизионного рынка. В условиях политических ангажементов, информационных войн и множества конфликтов он всегда действовал исходя из приоритетов рыночных, экономических. Но за этим не было механистического желания просто больше зарабатывать. Его достижение в том, что сегодня, как бы там ни было, наличествует стабильное индустриальное согласие -прежде всего в зоне экономических интересов. Выработаны единые правила игры. Можно было соглашаться или не соглашаться с деталями, с системами измерения, с чем-то еще, но нельзя было не согласиться, что система была им выстроена, и она работала. И российское телевидение так бурно развивалось во многом благодаря выработанным возглавляемой Заполем компанией правилам игры.

Он был уникальным человеком. В нем удивительно сочетались абсолютная прагматичность и детская вовлеченность во все мыслимые виды соревнований. Теннис, шахматы, компьютерные игрушки, рулетка... Единственным каналом, который он смотрел с удовольствием, был спортивный канал. Это был удивительно азартный и очень остроумный человек, не боявшийся при своем великолепном образовании выходца из интеллигентной семьи рассказывать острые анекдоты. Он ужасно любил эпатировать публику. А потом мог сесть за фортепиано и часа два играть джаз или классику. Все это в нем замечательно сочеталось. В теннис он играл потрясающе, в шахматы - исключительно, на фортепиано - отлично, считал - быстрее всех. Рассказывал смешные истории и читал серьезные книжки.

Во время жесточайшего и конфликтного совещания он мог неожиданно отойти в сторону и начать играть на карманной рулетке. И все были совершенно этим озадачены. Мог неожиданно прилететь ко мне на день рождения вместе со своей чудесной женой, чтобы просто поздравить. Он весь был полон неожиданных идей и умел их реализовывать.

Его будет не хватать друзьям. Его уход - катастрофа для семьи. Даже думать о них сейчас безумно больно. Но кроме этой, человеческой беды, случилось то, что очень опасно для всех нас, для телевизионного бизнеса. С уходом Заполя кончилась эпоха, хранителем которой он был. Никто не знает, какие перипетии ждут нас в будущем.

Антон Златопольский, генеральный директор канала "Россия":

- Кажется, что мы были знакомы всегда, хотя случилось это всего 10 лет назад. Главное, что успел сделать Юрий, - создать российскую индустрию телерадио-рекламы, без которой было бы невозможно существование современного телевидения России, одного из лучших в Европе.

Он был исключительным, редким человеком. Уверен, что повторюсь, но только он был способен сглаживать те острые углы, которые зачастую возникают в нашей профессии. В нем одновременно сочетались абсолютная надежность, твердость и способность всегда находить компромиссы.

Олег Попцов, президент телекомпании "ТВ Центр":

- Сообщение о смерти Юры Заполя потрясло меня. Мы все, кто его знал и любил, пережили в этот момент шок. Он плохо себя чувствовал, но я был уверен, что он поднимется. При внешней мягкости Юра был очень сильным человеком.

Он сделал то, что не смогли сделать многие. Он создал наш отечественный рекламный рынок. От и до. Более того, он сумел сделать его кратно продуктивным. Значит ли это, что создана идеальная структура рекламного пространства? Нет, не значит. Тут есть вопросы. Но он как президент "Видео Интернешнл" не дал возможности западным компаниям разорвать пространство этого рынка. Чтобы добиться такого результата, нужно было очень верить в свою идею, в свое дело. Заполь верил. Сначала его компания выстояла в колоссальной конкуренции. Потом, разрастаясь, она попала в пул сверхмонополий. Именно Заполь доказывал, что если монополия хочет развиваться, она должна сама создавать конкурентов. Это абсолютно цивилизованный, умный и профессиональный подход.

Я познакомился с Юрием в 1990 году. Можно сказать, принимал некоторое участие в создании "Видео Интернешнл". Когда компания только появилась, ВГТРК, которой я руководил, подставила ей свое плечо. Заполь вместе с Михаилом Лесиным создал отличную команду менеджеров, организаторов. У них был новый, более глубокий подход к мониторингу. Я был рад, что мы начали делать общее дело. Была собрана и яркая команда творцов, производящих собственную рекламу. Это тоже заслуга Заполя.

У него была очень хорошая голова. Он сторонился политики, никогда не участвовал в шумных акциях. С застенчивой улыбкой, чуть заикающийся, он просил слова: "Д-дай мне три минутки... Я сейчас скажу". И эти две-три минуты всегда были абсолютно профессиональны и точны. Я могу сказать, что именно Заполь научил меня понимать рекламный рынок и работать с рекламой. Хотя делать рекламу я, конечно, умел сам. Тем не менее понимать механизм рынка я в громадной степени научился именно у Юры Заполя.

Он умел держать удар. В 1992 или 1993 году его компания оказалась в тяжелой ситуации: рухнул банк, они понесли урон в 15 или 1 б миллионов долларов. Взяли кредит у Гусинского. Я немножко знал Владимира Александровича и сказал: "Ребята, немедленно отдайте кредит. Немедленно". И они сделали немыслимое: нашли деньги и отдали. Прошло время, Гусинский позвонил Заполю: "Вы серьезные люд и. Мы хотим, чтобы вы делали рекламу на НТВ".

Среди лучших минут, проведенных с ним, - минуты на теннисном корте. Он хорошо играл в теннис. У него были очень сильная подача и хороший прием. В теннисе он тоже отлично держал удар.

Александр Пономарев, генеральный директор филиала ВГТРК ГТРК "Культура":

- С Юрой Заполем я знаком со времен молодежной редакции ЦТ, а ближе узнал в начале 90-х годов. Это была предрассветная пора отечественного рекламного бизнеса. Я как один из руководителей "Останкино" собирал у себя руководство рекламных агентств, "промышлявших", кто как мог, на эфирных просторах Центрального телевидения. Делались первые попытки выработать общие нормы, правила, принципы. В той часто нервной, агрессивной атмосфере все весомее звучал тихий, доброжелательный, с неизменной улыбкой голос Заполя, представлявшего небольшое молодое агентство: он предлагал разумные выходы из переговорных тупиков.

Его "Видео Интернешнл" стало лидером потому, что Юра строил и развивал бизнес азартно и мудро одновременно. Он занимался не только собственно рекламой, но и активно участвовал в формировании телевизионного пространства в целом. Многие большие и заметные проекты, не только телевизионные, ему обязаны либо возникновением, либо успешным развитием. Немало телевизионных (и не только) людей благодарны ему - за сложившиеся карьеры, деятельное, часто совсем не ожидаемое участие. Я в их числе.

"Умел жить и радоваться жизни" -точно про Юру. Когда уходят от нас такие красивые люди, особенно веришь, что впереди у них - новая жизнь.

Дмитрий Лесневский, генеральный директор телеканала REN TV:

- С Юрой мы знакомы с 1993 года. Много лет были соседями на Зубовском бульваре. С уходом Юры для меня помимо невосполнимой человеческой утраты связаны и ощущения завершения целой эпохи - безумной, противоречивой, но все-таки бесконечно прекрасной, романтической. Эпохи личностей, творцов и победителей. Он мог творить Время, он сам и был наиболее знаковой, яркой его фигурой. Не только в одной отдельно взятой индустрии. А по сути

Заполь всегда был чуть-чуть легендой... Его долгие неприличные "Жигули", попугай, компьютер, полное пренебрежение к общепринятому стилю, всегда ирония, философское отношение к жизни... Вокруг все ожесточались, черствели, а Юра оставался очень светлым.

Однажды мы с Иреной пришли к Юре. Это был 97-й год, мы только открывали канал REN TV и предложили ему стать партнером, вложить деньги в канал. Он очень деликатно стал объяснять, почему этого сделать не может, что это противоречие интересов: как с "Видео Интернешнл" смогут работать другие каналы, если у их компании появится свой канал? И как бы убедителен он ни был, мы все больше надувались: как же так? Мы к тебе с открытым сердцем, предлагаем партнерство, а ты отказываешься? Ирена не выдержала и говорит: "Ладно, Юр, скажи честно, наверно, просто ты считаешь, что 5 миллионов за 25 процентов акций это очень дорого?" Юра улыбнулся и сказал: "Кто знает? Дорого-дешево, вы всегда шли сами -идите и дальше, вы сможете. Мы тоже еще несколько лет назад готовы были продать долю в "Видео Интернешнл" за бетакамовскую линейку, слава богу, нам тогда отказали..."

Тогда мы не стали партнерами, но спустя четыре года, когда REN TV состоялся, мы нашли друг друга, чтобы очень эффективно работать, а главное - дружить.

Александрин Линье, бывший исполнительный директор НП "РусБренд":

- Я познакомилась с Юрием Заполем пять лет назад во время переговоров по запуску рекламной кампании на российском телевидении. Тогда я возглавляла "Буржуа" (Bourjois) в России. Будучи настоящим строителем и выдающимся стратегом, Юрий внес огромный вклад не только в создание рекламного бизнеса в России и собственной империи, но также стимул провал развитие всей индустрии, привлекая как местную, так и мировую экспертизу, предвидя необходимые изменения и усовершенствования.

Ему многое удалось сделать в короткий срок, потому что он четко представлял суть своего бизнеса, был высокопрофессиональным дипломатом. Эти качества помогали ему сглаживать острые углы, возникавшие в стремительно изменяющейся деловой среде, представляющей самые разные интересы.

Я общалась с ним как по рабочим вопросам, так и в неформальной обстановке. Меня всегда поражала его способность слушать и слышать собеседника, быть сдержанным и одновременно четко мыслить и действовать. И это несмотря на его невероятный успех и влиятельность. Он правда был и акулой, и шахматистом в бизнесе, но его ум и эта его особенность -с улыбкой вести с тобой серьезные переговоры - делали его достойным партнером. Помимо всего прочего мне он запомнился как яркая личность, связанная для меня, иностранного наблюдателя, с захватывающим и полным энтузиазма периодом построения рынка в России.

Леонид Якубович:

- Я познакомился с Юрием Заполем лет 25 назад. Это было третье поколение КВН МИСИ. Нас, стариков, пригласили помочь в подготовке команды.

Заполь абсолютно соответствует выражению self-made man - человек, сделавший себя сам. Так сложилось, что я был сторонним свидетелем становления рекламного бизнеса, сначала на РТР и ОРТ, а потом уже во всем пространстве СМИ. Уверенно могу свидетельствовать, что Заполь с партнерами этот путь прошел от начала и до конца сам, с нуля, практически без посторонней помощи. На всем рекламном рынке, а это непростое поле деятельности, вряд ли найдется человек, который скажет о Юре дурное слово! Поверьте мне - это дорогого стоит!

Один штрих, показывающий, каким он был человеком. Мы не виделись много лет и крайне редко перезванивались. Но вот однажды я обратился к нему с просьбой. Правда, необычной и связанной с не очень хорошей ситуацией -проблемы со здоровьем очень близкого мне человека. Все, что мог, он сделал сразу, немедленно, буквально за два часа. Я этого не забыл и не забуду никогда.

Давид Якобашвили, председатель совета директоров НП "РусБренд", председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания":

- С Юрием Заполем мы познакомились более десяти лет назад, когда начинали работу над нашим проектом по размещению рекламы на телевидении. Юрий был настоящим лидером, которому удалось решить трудную задачу - свести воедино интересы самых разных медийных компаний. Он начинал с нуля и добился потрясающих результатов в своем деле, это было огромное достижение, прорыв в рекламном бизнесе, создание основ отечественной рекламы на телевидении.

Чем больше всего он мне запомнился? Своим умением вести переговоры и улаживать конфликты между людьми, которых и свести-то вместе, казалось, невозможно. И своим выдающимся талантом заводить друзей и поддерживать эту дружбу в течение многих, многих лет.

Ужасно и несправедливо, что он ушел из жизни таким молодым, что так мало времени ему было отведено. Я прекрасно понимаю, как много было планов и как много хотелось успеть. Столько нужно было еще сделать для осуществления его идей и проектов, для семьи, которую он так любил и о которой так заботился.Я с огромным уважением отношусь к этому человеку и восхищаюсь мужеством, с которым он, преодолевая болезнь, принимал участие в делах созданной им компании практически до последних дней.

Я уверен в том, что его близкие, его друзья и коллеги будут всегда чувствовать его незримую помощь и поддержку.

Александр Масляков:

- Я познакомился с Юрой Заполем в конце 1986 года. Тогда нам с коллегами удалось вернуть на телеэкран игру КВН, и мы пригласили работать над передачей кавээнщиков из МИСИ: Юру Заполя, Мишу Лесина, Сашу Акопова, Сашу Гуревича и других ребят.

Заполь был кавээнщиком, на мой взгляд, по сути своего характера. Давно уже сказано, что КВН - это не игра, это образ жизни. Кавээнщики, во-первых, люди талантливые, творческие. Во-вторых, они обладают хорошей реакцией. В-третьих, это люди с азартом. Я уж не говорю о таком качестве, как умение работать в команде. КВН по определению командная игра.

Характерно, что Юра всегда, если он был в Москве, приходил на все наши игры КВН. И у них с женой в первом ряду были свои места. Он сидел, улыбался, точно реагировал. Он получал удовольствие от игры.

Мне трудно говорить о каких-то подробностях рекламного бизнеса. По бизнесу я с Юрой не сталкивался. Наша совместная работа для меня была продолжением, для него - началом знакомства с телевиден нем. Но приятно вспомнить, что первая телевизионная реклама большой телепередачи появилась у нас на КВН. И появилась она не без помощи кавээнщиков из МИСИ, в том числе, конечно, и Юры Заполя.

Вспоминая Юру, должен сказать, что человечности и какой-то доброй мудрости в нем было больше, чем во многих его коллегах по бизнесу. Будучи старше его, я хуже разбирался, да и разбираюсь в поворотах современного бизнеса. Я несколько раз обращался к нему за советом. Он всегда помогал. Мне кажется, что он не очень жаловал публичность своего положения. А поскольку я тоже не большой любитель массовой толкотни в каких-то пафосных местах, то мы нечасто, но встречались семьями. Обедали вместе. У нас дачи неподалеку. Большей частью мы вспоминали наше общее телевизионное прошлое.

Роман Петренко, генеральный директор ТНТ:

- С Юрием Заполем я познакомился 8 лет назад, когда только пришел в телевидение. В то время было два больших сейлс-хауза - "Видео Интернешнл" и "Премьер СВ". И Заполь был одной из ключевых фигур на этом рынке. Я представлял его мегамагнатом, акулой бизнеса. Впервые мы встретились в его кабинете. Прямо за ним в клетке сидел огромный попугай. Я знаю, попугай много лет так и сидел в клетке, лузгал орешки. Заполь говорил очень тихо и вообще производил впечатление скромного человека. Он одновременно играл в компьютерную игру, разговаривал с нами и "листал" каналы на своем телевизоре.

На протяжении многих лет для меня Юра Заполь - тихий человек, который сидит в немодной рубашке у себя в кабинете, играет в компьютер и тем временем вершит большие дела. При непосредственном участии Заполя создавался рекламный рынок России: продвинутый, продающийся по рейтингам, изобилующий техническими инновациями.

Несмотря на то что мы находились в последнее время по разные стороны баррикад ("ВИ" продает конкурентные нам каналы), Юра Заполь - самый уважаемый мною человек на рекламном рынке.

Леонид Юргелас, генеральный директор MTV Россия:

- С Юрием Михайловичем мы познакомились в 2000 году, когда я уже работал на MTV. Первое, что приходит на ум, когда вспоминаю о встречах с ним, - это огромная таблица с рейтингами, неподражаемый клетчатый пиджак и удивительно теплая улыбка. Считаю главнейшим его достижением создание цивилизованного рынка продаж рекламного времени в России. Говоря о нем, можно приводить бесчисленное множество самых достойных эпитетов. Я просто скажу, что он был настоящим человеком.