Медиановости

23 сентября 2005 13:53

"Телесети сегодня убивают региональное телевидение"

Игорь Мишин, генеральный директор "Национального телевизионного синдиката".

- Каковы первые итоги работы синдиката?

- Итоги в полном смысле этого слова подводить преждевременно, хотя промежуточные цели уже реализованы. Главное, что проект начал работать. В течение лета 11 станций в 11 городах получали программы, которые предоставлял им синдикат, вставляли их в свои сетки, пошла организация всей схемы продаж - того рекламного ресурса, которым эти станции рассчитываются с синдикацией, поступили первые деньги в синдикат. Проработана схема - юридическая и документальная и за лето апробирована.

С 15 августа мы начали раздавать большой объем продукта, 8 часов в будние дни и 10 часов в выходные. С 5-12 сентября эти пакеты программ телестанции начинают транслировать в своем эфире. Станции прибавляются: "Волга" (Нижний Новгород), "Афоитово" (Красноярск) и ряд других, на сегодняшний день их уже шестнадцать. Думаю, что в течение сентября и первой половины октября их количество увеличится до двадцати.

Есть несколько причин, почему темпы развития нашего проекта невысоки. Во-первых, проекту всего несколько месяцев. Во-вторых, нам не удалось летом закончить переговоры с мейджорами - Warner, Fox, Disney. Мы надеемся завершить их в сентябре-октябре, и наше предложение на первое полугодие 2006 года будет еще более конкурентоспособным. В-третьих, мы запустились в середине года, и некоторые станции ждут завершения своих контрактов с сетями, которые истекают 31 декабря. И они либо будут продлены, либо станция присоединится к синдикации. В-четвертых, мы начали свой проект после двух неудачных стартов разных синдикации - "АМЕДИА", "Регионального телевизионного синдиката". Этот шлейф неудачных попыток заставляет некоторых руководителей осторожничать.

Нам нужен разгонный период - полсезона, чтобы люди к январю-февралю 2006 года убедились, что мы пришли надолго. Наш старт абсолютно традиционен для любой русской затеи: медленно запрягаем, но зато потом быстро поедем. Но запуск "Национального Телевизионного Синдиката" - это, пожалуй, на сегодняшний день единственный механизм, который поможет в полном смысле этого слова сохраниться региональным телекомпаниям.

- Есть мнение, что свобода, которую предлагает синдикат, весьма спорная. Как и позиционирование синдиката в качестве альтернативы сетям...

- Это ошибочная точка зрения, основанная на том, что люди невнимательно знакомятся с материалами, которые предлагает синдикат. Либо пользуются какими-то непроверенными источниками, комментариями таких директоров национальных сетей, как Александр Роднянский или Март Луйк (экс-глава "ДТВ-Viasat"), которые заинтересованы давать негативные интервью по поводу синдикации.

Синдикат - не другая сеть, это альтернатива той модели телевизионного бизнеса, которая предлагается сетями. Сети сегодня реально убивают региональное телевидение. Тот же самый Роднянский не стесняется давать интервью, которые еще некоторое время назад ни один гендиректор национальной сети не мог бы себе позволить. Он спокойно говорит о том, что они, видите ли, с трудом терпят региональные местные новости в своем великолепном эстээсовском эфире. Это говорит об идущей совершенно публичной и неприкрытой экспансии сетей, нацеленной прежде всего на сворачивание в нашей стране регионального телевидения как модели. Вопрос стоит более остро, чем можно это представить на сегодняшний день.

Прошедшая конференция "Цифровая Россия завтра" в Ханты-Мансийске тоже показала существующее беспокойство о будущем регионального телевидения в России. Большинство сетей не заинтересовано в местных станциях как телевизионных редакциях, где есть какое-то творчество и желание развивать свой местный региональный бренд, желание предлагать своему зрителю уникальное программное предложение. Большинство сетей приходили к этим региональным станциям, потому, что не было иной возможности появиться в местном эфире. Для сетей эти станции интересны как каналы трансляции их московских программ.

НТС - это предложение для тех, кто умеет и хочет делать телевидение в регионах, а не заниматься бизнесом в области связи, ретранслируя чужой сигнал или ограничиваясь продажей рекламы в чужом эфире в рамках региональных окон. Принципиальное отличие сетей от синдикации в том, что сети беспокоятся о своем бренде, ведут агрессивную маркетинговую политику, призывая его любить. Синдикат - не бренд для зрителя, его любить не надо, надо любить местные станции. Синдикат предоставляет программный продукт, который станция формирует в предложение для своего зрителя от своего имени, мы не претендуем на присутствие в эфире как проект. НТС - это бренд внутри отрасли.

Станция может брать наш продукт как полуфабрикат и с учетом своего объема местного эфира, информационного вещания, развлекательных программ, утреннего вещания готовить свое программное предложение.

Есть отличия и экономические; так как синдикат менее затратный проект по своей сути, чем любая телесеть, мы сегодня предлагаем станциям рассчитываться с нами рекламным временем. Наше предложение в разы скромнее, чем требования сетей,

- НТС, как и сети, начал совместно с региональными телекомпаниями участвовать в конкурсах на получение лицензии...

- Первый раз мы вышли как партнеры местной станции в апреле по Туле, неудачно, тогда ФКК приняла решение не в нашу пользу. 31 августа мы боролись за второй метровый канал в Саратове, выступив партнером местной компании "Волжская волна", помогли ей подготовить концепцию местного регионального вещания с использованием продукта НТС, А в сентябре мы будем представлять частоту в Курске, где областное телевидение тоже разработало предложение на основе НТС, Думаю, что это только начало -практически на каждом конкурсе будут компании, с которыми мы будем выступать как стратегические партнеры. Это еще один из вариантов нашего развития. Но, подчеркиваю, это не НТС выигрывает конкурс, НТС - это не средство массовой информации, не телевизионная сеть.

- На этих каналах будет только продукт НТС?

- У любой компании, которая работает с НТС, нет обязательств работать только с нами. Партнер может заниматься собственным производством, покупать на свободном рынке недостающие ему жанры.

Совершенно очевидно, что огромное количество станций, подписавших сетевые контракты с '"Домашним", мечтают о выходе из этих отношений. Сегодня не может региональная телестанция базироваться на нишевом канапе, потому что любой нишевый канал - это доля 2%. Лидер местного эфира - это приблизительно то же самое, что "Первый канал" или "Россия" в рамках всей страны. Эта широкополосная станция, которая работает в своем регионе для всех слоев населения. А как можно достичь успеха в регионе, если ты показываешь на 90% нишевое телевидение?

Еще одно наше отличие заключается в том, что мы не претендуем на жесткую сетевую дисциплину. Наше восьмичасовое предложение разбито на два пакета. Есть города, где наш партнер-станция берет все восемь часов в сутки, и тогда мы работаем с одним партнером. Но есть и города, где станции берут всего лишь один пакет - 4 часа, есть города, где мы работаем с двумя станциями - разными пакетами, не пересекающимися между собой по наименованию и даже по жанрам.

- Могут станции не согласиться с вашими рекомендациями по размещению программ в эфире?

- У станций есть право не соглашаться. Однако у тех станций, которые прислушиваются к нашим рекомендациям, доля выросла по сравнению с периодом, когда они только начали работать с синдикативным продуктом. Конкретные примеры есть в Хабаровске, Екатеринбурге, Иркутске.

Наличие более или менее качественного собственного программного продукта плюс программное предложение синдикации, позволит местной станции бороться за долю около 6-8%. При сегодняшней конкуренции это очень хорошая цифра, с которой можно рассчитывать на хорошие доходы.

- Некоторые участники телерынка высказывают мнение, что предложение синдикации неконкурентоспособно, потому что она предоставляет вторичный продукт, в котором нет российских новинок. Планируете ли вы включать в пакеты премьеры?

- Совершенно очевидно, что повтор не является минусом для любого программирования. Сколько мы имеем примеров, когда премьерные показы не приносили той доли и денег с рекламного рынка, на которую рассчитывали их создатели. И сколько есть примеров, когда повторные показы дают большую долю и приносят больше денег. Рекламодатель в регионах в 60-70% случаев размещает рекламу по принципу: "Я люблю это телевидение или этот сериал", а не в соответствии с пунктами GRP, как это происходит в национальном эфире.

Критикуют НТС за отсутствие премьерного материала либо представители сетей, либо люди, которые не очень хорошо понимают телевидение как бизнес, относясь к нему как к творческому процессу. На сегодняшний день для нас премьеры - это не первоочередная задача. Синдикация может начать производить оригинальные премьерные программные предложения, но это вопрос второго сезона.

- Кто может принимать участие в создании этих проектов?

- В синдикации принимают участие региональные партнеры, которые ранее поставляли программы для национальных сетей. Например, "СургутинформТВ", "Югра", екатеринбургский "Четвертый канал". Мы рассчитываем, что наиболее интересные, яркие в творческом отношении региональные станции будут делать что-нибудь в рамках и интересах синдикации. Это тоже дополнительный стимул для развития регионального телевидения в России.

Во-вторых, мы обсуждаем с Константином Эрнстом и "Первым каналом" возможность при достаточном количестве участников проекта начать производить специальные программы для синдикации. Кстати, кроме "Первого канала" программными партнерами НТС выступают "Централ Партнершип" и "Русский репортаж".

Мировые примеры подтверждают, что в США работает более 10-12 синдикативных проектов, которые занимаются размещением покупных и собственных программ в эфире групп независимых станций, которые не входят s национальные сети. Это и наша перспектива.

- Какова, на ваш взгляд, будет расстановка сил на региональном телерынке через несколько лет?

- Сегодня национальные проекты и сети приходят в регион, заигрывают с региональными станциями, потому что нет иной возможности оказаться в эфире того или иного города. С развитием цифры, каналов будет более чем достаточно. Сети со своими любимыми брендами и без нелюбимых региональных новостей совершенно спокойно будут присутствовать в эфире. Но через 3-5 лет в полном смысле региональных телекомпаний в России будет максимум 50-70. Владельцы и топ-менеджеры станций, которые на 100% завязли в сетях, должны думать об этом, если они хотят делать телевидение. Национальный телевизионный синдикат - механизм, который будет работать для сохранения регионального телевидения в России.

Я уверен, что через некоторое время появятся еще синдикативные проекты, потому что через три года спрос со стороны сохранивших свой бренд региональных телекомпаний на несетевой продукт будет превышать возможности одной такой компании, как наша.

Справка

"Национальный Телевизионный Синдикат" (НТС) начал создаваться в феврале 2005 года. Генеральный директор - Игорь Мишин. Основная идея проекта - предложить региональным вещателям телепродукт, который каналы смогут использовать для собственного программирования по своему усмотрению, расплачиваясь за него деньгами или рекламным временем. Генеральными партнерами НТС стали "Первый канал" и "Группа компаний "Видео Интернешнл". Участниками синдиката являются региональные телекомпании, согласившиеся работать с программным продуктом НТС.