Медиановости

27 октября 2005 15:17

Размер имеет значение

Kто определяет величину ведущего в кадре?

Ведущим информационных программ, пожалуй, повезло меньше их коллег. У тех, кто ведет ток-шоу или берет интервью, свободы в кадре гораздо больше, и видно их, прямо скажем, со всех сторон: и в полный рост, и в профиль, и сидящими нога на ногу. Информационщики появляются на экране в трех видах: на общем плане, среднем и крупном. Но и в этих узких рамках каждый из них пытается показать себя с самой лучшей стороны и быть непохожим на других. Правда, и здесь есть ограничения: за процессом самовыражения строго следит режиссер.

Путем логических размышлений мы решили, что строже всего с дисциплиной ведущих должно быть на самом государственном из государственных каналов, то есть на "России". Предположения оказались верными лишь отчасти: с дисциплиной в информации на самом деле строго везде, а на втором канале так еще и в легкой форме дозволены некоторые вольности. Секреты раскрыл главный режиссер программы "Вести" Илья Лазарев.

- Илья, все-таки каждого ведущего на канале показывают по-разному: кого-то по пояс, кого-то крупнее - по грудь. Как вы определяете, кто какого размера будет в кадре?

- Определяю не я - это скорее совместное творчество. Ведущий - это прежде всего человек. Все зависит и от его настроения в конкретный день, и от его личного желания, и от его внешнего вида. Иногда нашим молодым людям кажется, что длина рукава пиджака или рубашки, которые им подобрал стилист, чуть больше или чуть меньше нужного. Они чувствуют себя некомфортно и просят показывать их только на поясном или общем плане. В большинстве случаев мы стараемся учитывать желание и ощущение человека. Но в основном это все решается просто. За пять минут до эфира, когда ведущий садится в кадр, мы можем достаточно быстро и гибко определить, какой его план будет сегодня более удачным и приятным как для него самого, так и для зрителя.

- Более придирчивы к внешнему виду, наверное, девушки?

- Да, они в этом вопросе более щепетильны. Им важно, как они выглядят в эфире, какие нюансы сегодня можно подчеркнуть. Мы стараемся быть гибкими. Поэтому у нас нет понятия "прибитый план" - когда ведущего показывают только в одном стандартном ракурсе. И камера в студии может не только "отъехать" или "наехать", а может сместиться и влево, и вправо. Например, Сергей Брилев в "Вестях недели" в некоторых случаях вообще сидит вполоборота. И это здорово, это его манера.

- У некоторых есть манера делать в кадре какие-то жесты или держать в руках ручку. Что говорит режиссер?

- Конечно, движения, которые делает руками ведущий во время эфира, контролировать трудно. У нас есть ведущие, которые просят брать их план по локоть или грудной план, когда не видно рук. Потому что могут непроизвольно сделать какие-то жесты или просто движение ручкой или карандашом, что в принципе отвлекает зрителя от того, что ему говорят. С другой стороны, ручка является неким успокаивающим моментом в работе. Ведущий ею, конечно, сейчас уже ничего не пишет - у него есть компьютер. Но когда в руках ручка, она и дополняет образ, и успокаивает ведущего.

- Что скажете про жесты?

- Корректные движения руками или головой только приветствуются. Тут есть и еще один момент - фирменные телевизионные жесты. У нас, например, Миша Зеленский в конце своего выпуска на словах "всего доброго и до свидания" обычно делает щелчок кнопкой ручки. Этот жест - его собственная придумка, и мне она нравится. Миша Антонов часто старается поправить очки. Но не оттого, что ему нужно их поправить, а потому что это тоже его фирменное движение в кадре.

- За кадром остается такая интересная вещь, как настройка резкости. Такими ведущих на экране зрители никогда не видят.

- Да, настройка резкости делается перед началом каждой программы - это уже ритуал. Ведущий садится в кресло, оператор берет на камеру очень крупно его лицо. Так, что на мониторе виден, например, только рот. Иногда ведущие в зависимости от настроения могут при этом улыбнуться. Или в шутку показать язык. Но, конечно, это не происходит ежедневно. Все зависит от ситуации и от новостей, которые мы через минуту выдадим в эфир.

- Есть ведущие, которые категорически не хотят, чтобы их показывали, допустим, на каком-то определенном плане?

- Не знаю таких случаев. Ни на нашем канале, ни на других. Просто существуют ведь еще разные так называемые "входные" данные. Например, ведущий в очках - это всегда проблема. Если стекла очков бликуют под студийным светом, глаза сразу теряются. Тогда мы поднимаем выше световые приборы в студии, чтобы блики не попадали на очки, и спокойно можем работать на крупном плане. Но главное здесь опять же зависит от личного пожелания ведущего, как он ощущает себя комфортнее. Перед программой у него могут быть какие-то эмоции, но те 15 минут или полчаса, которые он будет находиться в кадре, он должен быть абсолютно спокоен и внутренне, и внешне. Быть уверенным, что выглядит хорошо и ни в коем случае не думать о том, что у него какая-то проблема.

- Как вы работаете во время прямых включений с региональными студиями?

- Каждый день утром и вечером мы включаемся с нашими региональными студиями. Это тоже можно назвать нашим фирменным знаком. Но процесс довольно сложный. Мы понимаем, что у наших коллег свои условия работы. К сожалению, далеко не всегда удобные. Они стараются в любом случае выбрать наиболее выигрышный план, чтобы показать себя с наилучшей стороны и для своего региона, и для всей страны. И мы не просим их подстраиваться под нас - наоборот, наша центральная студия всегда подстраивается под них: чтобы оба ведущих сидели в кадре с одинаковой крупностью, симметрично по отношению друг к другу. Чтобы не было крупной головы ведущего в Нижнем Новгороде и нашего Леши Фролова или Миши Антонова, сидящего на поясном или общем плане. Это будет выглядеть странно.

- Не проводились ли исследования, как информация воспринимается лучше для зрителя - когда ведущий показан крупно или по пояс?

- Мне все-таки кажется, что воспринимаемость информации не зависит от крупности плана.

- Одно время в утреннем эфире на Первом канале у ведущих были чуть ли не макрокрупные планы, когда их показывали по плечи.

- Я согласен, что чем крупнее показывать ведущего, тем его речь воспринимается более напористо. Но мне кажется, что это неправильно. Потом, крупный план - это всегда детализация. Это тоже не лучший вариант для новостей. Все начинают разглядывать лицо ведущего, что называется, "все его трещинки". К тому же студии сейчас тоже часто выступают в роли информационных носителей - в них могут висеть плазменные экраны, на которых дополнительно изображена какая-то картинка. Хотя этим тоже нельзя увлекаться, чтобы не отвлекать зрителя от общей информации. Я думаю, ведущий должен выглядеть убедительно в кадре на любом плане - и на общем, на крупном, и на среднем. Для зрителя самое главное - слушать новости от человека, который его убеждает и которому он хочет доверять.

А для ведущего в этом случае гораздо важнее голос, интонация и уверенность.