Мнения
/ Интервью

1 ноября 2005 15:45

Э.Баярунас: "Вмешательство правительства, министерств, президента в работу СМИ недопустимо"

После распада СССР многие республики бывшего Союза стали усиленно внимать западному опыту. Некоторые перенятые традиции успешно прижились. В частности, благодаря новому законодательству странам Балтии удалось сделать свои СМИ одними из самых свободных в мире. Сегодня наши собеседники - Генеральный консул Литовской Республики в Петербурге Эйтвидас Баярунас и его помощник Андрюс Калугинас.

Lenizdat.ru: Какая роль отведена СМИ в Литве? Какую функцию они выполняют в обществе?

Эйтвидас Баярунас: Если начинать с советского периода, то, конечно, ситуация в тогдашних России и Литве была очень похожая. Литва, как и другие балтийские республики Эстония и Латвия, по тем временам имела очень сильные национальные СМИ. У нас были газеты и на русском языке, и на польском, но они в то время не влияли на жизнь так, как сейчас.

Начиная с первых лет перестройки, может, потому что люди уже ждали каких-то перемен, СМИ начали играть очень большую роль и в нашем национальном возрождении, которое шло параллельно с демократическими преобразованиями. С тех пор СМИ имеют очень большое влияние, и у них всегда очень хороший рейтинг.

Lenizdat.ru: Влияют ли литовские СМИ на власть?

Э.Баярунас: Очень влияют. Осенью 2003 года начался процесс импичмента президента, который был заподозрен в связях с организованной преступностью. Уголовного дела не было, но в деле участвовал Конституционный суд, и парламент отстранил президента от должности. СМИ были самым сильным катализатором этой всей истории. За те четыре месяца, что продолжался этот процесс, он мог бы загаснуть, но, тем не менее, все время шел.

Конечно, порой и СМИ ошибаются. Информация бывает неправильная, и выводы бывают не те, много скандалов, которые быстро гаснут.

Если говорить, есть ли у нас как коррупция во власти, то мы еще далеко от наших финских и датских коллег. Ситуация далеко не идеальная, и один из методов воздействия на нее - это через прессу. Так что роль прессы очень велика.

Lenizdat.ru: Литовские СМИ считаются одними из самых свободных в мире. Как вам удалось этого добиться?

Э.Баярунас: Я не считаю, что мы уже достигли совершенства, хотя 15 лет нашей независимости и продолжающихся реформ показали, что процесс развивается в правильном, цивилизованном русле. Вмешательство правительства, министерств, президента в работу СМИ недопустимо.Конечно, бывает, что официальные лица выражают свое мнение, что какая-то газета неправильно пишет, но есть другие СМИ, через которые это несогласие можно выразить. Или, наконец, та же самая газета предложит им провести пресс-конференцию или интервью и изложить свое мнение.

В Литве изначально был принят закон о СМИ, который считается одним из самых либеральных. Он передал все лучшие традиции западных стран. В основе этого закона лежит механизм саморегуляции, то есть не правительство и какие-то институции, созданные правительством, говорят отдельным газетам, что они могут писать, а созданы и еще продолжают создаваться органы саморегуляции. Скажем, в общественной комиссии по этике есть представители разных СМИ, которые обсуждают сами отдельные спорные вопросы. Например, если отдельные СМИ распространили какую-то информацию, и это негативно повлияло на жизнь людей, тогда эта комиссия собирается. В комиссии есть инспектор по этике, его назначает сейм (т.е. парламент), но инспектор имеет связь с сеймом только в том, что предоставляет туда ежегодный отчет. Функция инспектора - разбираться со всеми жалобами, поданными организациями или отдельными гражданами, если они еще не довели дело до судебного разбирательства. Так работает саморегуляция.

Мне кажется, в Литве поступили правильно, что не изобретали ничего нового, какую-то литовскую модель журналистики и СМИ, а присоединились к международным стандартам, в особенности Совету Европы, создают отдельные институции.

Lenizdat.ru: Собственник СМИ сейчас оказывает большое влияние?

Э.Баярунас: Да, собственники СМИ и их влияние - это сейчас, пожалуй, очень больной вопрос. Единственная возможность для расширения свободы отдельных журналистов - это им как-то помочь. Есть даже Фонд помощи печати, радио и телевидению, функция которого в том и заключается, чтобы финансово помогать журналистам продвигать их проекты и таким образом избегать зависимости от собственников.

Lenizdat.ru: Легко ли в Литве создать свое СМИ?

Э.Баярунас: Для создания СМИ в нашей стране нет никаких ограничений, кроме одного. Эфир - это национальное достояние, и существует общественная комиссия по радио и телевидению, которая занимается вопросами распределения частот. Это единственное специальное разрешение, которое надо получить. А в остальном все так же, как для коммерческой и хозяйственной деятельности.

Если же ты создаешь газету, ты ее регистрируешь как предприятие - конечно, специфическое - и начинаешь деятельность. И пусть она продолжается столько, сколько хотят читатели и рекламодатели, за счет которых это СМИ и держится. Нет таких законов, которые могли бы закрыть СМИ, кроме экономического - в случае банкротства.

Андрюс Калугинас: Никаких идеологических моделей не применяется.

Э.Баярунас: Но хочу подчеркнуть, что процесс развития правовой базы у нас продолжается. Основной закон о СМИ принимался, впитывая все лучшие традиции. Но продвигаясь вперед, живя в демократическом государстве надо, конечно, продолжать усовершенствовать законы. Например, была волна возмущений по поводу вмешательства в права человека. Больной возмутился, почему о его болезни начали писать без его разрешения. После этого начали усовершенствовать закон о правах человека, который издателю дает информацию.

Опять же больной вопрос: в СМИ стала публиковаться масса брутального материала об убийствах и т.п. Это, конечно, вызвало возмущение общественных организаций, и был принят закон об ограждении СМИ, устанавливающий отдельные правила просмотра фильмов для детей и т.д. У нас все фильмы маркируют с учетом возраста детей и содержания фильма.

А.Калугинас: Но в то же время это не является ограничением прав детей. У ребенка есть право смотреть любой фильм, но для родителей всегда есть значок, до какого возраста просмотр не рекомендован.

Lenizdat.ru: Коль скоро мы заговорили об ограничениях, есть какие-то ограничения на рекламу, и прежде всего, телевизионную, поскольку телевидение, конечно, имеет больший охват аудитории?

Э.Баярунас: Есть, но это ограничение не столько по закону о СМИ, сколько по закону о рекламе. Так как Литва присоединилась к Евросоюзу, она должна была принять все его стандарты. С прошлого года у нас запрещена реклама сигарет, и, конечно, литовские СМИ будут строго караться, если они не будут выполнять это предписание.

Lenizdat.ru: А алкоголь?

А.Калугинас: На рекламу крепкого алкоголя налагаются очень большие ограничения.

Э.Баярунас: Но это, опять же, не из идеологических соображений, а по социальным причинам - чтобы попытаться как-то ограничить распространение некоторых тяжелых болезней, например, рака. На телевидении есть еще ограничения на продолжительность рекламы в эфире. За этим следят сотрудники комиссии по этике.

Lenizdat.ru: Политическая партия или коммерческая структура, корпорация далеко не всегда обладает какими-то политическими рычагами влияния на власть и общество, даже если она крупная, но тем не менее, принадлежащее таким структурам СМИ имеет влияние как минимум на группу вовлеченных людей. Существуют ли в Литве партийные и корпоративные СМИ?

Э.Баярунас: Я жил в Лондоне, и там очень четко заметна партийная принадлежность газет: "Гарден" - лейбористы, партия Тони Блэра, "Таймс" - консерваторы, "Индепенденс" - либералы. В Литве такого нет. Есть, конечно, газеты, которые симпатизируют отдельным партиям, но они не являются партийными СМИ, это просто по идеологическим соображениям.

Есть газеты, которые отстаивают какие-то корпоративные интересы, и иногда это даже становится проблемой - появляются заказные публикации. Как с этим бороться? Конечно, не имея правительственных рычагов запрета, это сложно. Единственная возможность влияния - это, исходя из понимания того, что отдельное СМИ является нормальным коммерческим хозяйством, предприятием, требовать прозрачности капитала. Для СМИ требования к прозрачности капитала еще более высокие, чем для обыкновенных коммерческих предприятий. Если видно, что идут какие-то неясные денежные потоки, налоговая инспекция может повлиять на это СМИ. Но хотя ситуация у нас и хорошая, это не значит, что она идеальная. Заказная журналистика была, есть и, наверное, останется. Время от времени выявляются имена таких журналистов, но если они пишут в одном СМИ, другие СМИ и, безусловно, читатели, стараются выявлять их.

Конечно, скрытая реклама появляется и во время выборных кампаний. Эта проблема опять же отдается на суд читателя. Здесь еще надо думать, как усовершенствовать механизмы борьбы с этими проблемами. Так что, ситуация не идеальная, но есть тенденция к улучшению. Власть на СМИ не влияет, а влияет читатель и сами журналисты через комиссию по этике.

А.Калугинас: Хочу добавить, что влияет еще всегда актуальность. Безусловно, для одних актуально одно, для других другое: для одного очень важно, как строят дорогу, для другого важно, какая дискуссия происходит в сейме. Это очень хорошо, нет тематического однообразия.

Э.Баярунас: Выбираются те темы, которые, по мнению руководителей СМИ, более читаемы. Убийство видного политика или какая-то криминальная история, конечно, более интересны для людей, чем какое-то "нудное" заседание парламента, который обсуждает новый закон. Но здесь, на мой взгляд, еще требуется время. Возьмем те же западные газеты. Открыв "Таймс", ты прочтешь хорошую политическую, общественную, экономическую статью. Если хочешь страшного, криминала, сенсаций - открывай "Сан". Внутри будут отдельные маленькие серьезные статейки, но в основном там будут скандалы. Однако такая расстановка все равно обозначилась не за один год.

Тенденции последних двух лет - появление массовых бульварных газет. Появляются люди, которые интересуются такой прессой. Тоже по образцу больших западных стран сейчас в Литве появились бесплатные газеты типа петербургской "Метро".

У нас есть единственный национальный телеканал, остальные коммерческие. Что же касается интернет-СМИ, то они становятся новой проблемой, новой головной болью для нашего инспектора по этике: что делать, какие механизмы влияния здесь есть?

Lenizdat.ru: А есть необходимость введения этих механизмов?

Э.Баярунас: Да, конечно. Известные, крупные электронные, виртуальные газеты дорожат своим именем, но читателям можно комментировать публикации. Число комментариев может составлять 5 тысяч в час, и в них всякое бывает.

Помню, была статья о еврейской проблеме, и в комментариях к ней чего только не писали, некоторые сообщения было просто противно читать. Еврейские организации начали поднимать шум, и комиссия по этике пришла к выводу, что надо принимать специальный закон. И сейчас в правительстве, парламенте и комиссии по этике идет дискуссия, какие механизмы контроля применять в Интернете, потому что если что-то скандальное, скажем, напечатала газета, разбираются с владельцами и издателями. А Интернет-порталы тем и интересны, но тем и сложны, что они виртуальные и интерактивные.

Можно, например, ввести фильтры, как на портале BBC, которые убирают какие-то слова и даже сообщения. Мы надеемся, что через несколько лет молодые люди не будут так прямолинейно грубо писать, но пока тенденция не изменяется.

Lenizdat.ru: Введение таких ограничений на Интернет не повлияет на имидж Литвы как демократического государства?

Э.Баярунас: Именно поэтому и идет дискуссия. С одной стороны, ограничения вводить надо, а с другой - все-таки ущемляется свобода слова. Конечно, тут должен быть баланс, и пройдет время, пока появится поколение, которое будет вести себя иначе.

А.Калугинас: Фильтры не надо воспринимать так буквально, как какие-то ограничения выражения своих мыслей. Это запрет лишь на некоторые слова и выражения, потому что человек может выражать свои мысли, но если они уже в эфире или в виртуальном пространстве, они должны иметь цивилизованную форму. Если ты комментируешь публикацию, надо выбирать нормальные формы. Даже другим читателям бывает неудобно, если человек, не стесняясь в выражениях, выдает тирады наполовину из мата. Речь идет об ограничении не выражениЯ мыслей, а выраженИЙ.

Э.Баярунас: У литовских СМИ есть проблемы, но, как мы уже говорили, ситуация очень хорошая и позитивная. Главное - это смотреть на положение дел в государстве и СМИ, как на процесс, в котором эти структуры продолжают развиваться и усовершенствоваться.

Lenizdat.ru: Чего, на Ваш взгляд, не хватает российским и петербургским СМИ для того, чтобы быть более успешными?

Э.Баярунас: Я еще не успел вникнуть в ситуацию - работаю в Петербурге недавно. Конечно, надо еще время. Я буду смотреть и сравнивать с Литвой и с западными мерками.

Lenizdat.ru: Андрюс, у меня вопрос, может быть, даже больше к Вам в связи с тем, что Вы присутствовали на пресс-конференции Петербургского гражданского сопротивления (ПГС), созванной по фактам задержаний активистов этого Движения в День города. Чем был вызван интерес к тому событию: консульство интересуется оппозиционными процессами, происходящими в городе или по другим причинам?

А.Калугинас: Безусловно, я участвовал в пресс-конференции после обсуждения проблемы с генеральным консулом. Интересоваться оппозицией или интересоваться властью, официальной прессой или оппозиционной прессой - так вопрос вообще не ставится. Мы интересуемся любыми процессами.