Мнения
/ Интервью

18 ноября 2005 11:36

Светлана Малахова: "Последняя любовь - самая крепкая"

Пятнадцатилетний юбилей отмечает этой осенью "Российская газета". У представительства федерального правительственного издания в Петербурге возраст значительно скромнее - всего четыре года. Что удалось за это время сделать и каковы ближайшие планы? Эти вопросы Лениздат.Ру адресовал директору представительства "Российской газеты" Светлане Сергеевне Малаховой.

С.Малахова: Для начала хочу внести ясность: представительство "Российской газеты" в Петербурге именуется Северо-Западным. Это означает, что наша деятельность распространяется не только на Петербург, но и на другие регионы Северо-Западного федерального округа - Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Архангельскую, Мурманскую области, Республику Карелию и Ненецкий автономный округ. До 2001 года "Российская газета" в Петербурге располагала только собственным корреспондентом. Но руководство издания не могло не оценить значимости Северо-Запада в целом и нашего города в частности. И в рамках общей политики регионального развития в Петербурге было создано представительство.

Что удалось сделать за это время? Про все четыре года говорить не могу, поскольку работаю здесь меньше двух лет. Руководство "Российской газеты" пригласило меня сюда из "Известий", где я была в то время генеральным директором "Известий - Петербург". Надо сказать, решение далось мне нелегко. Газета "Известия" - это, если так можно выразиться, моя зрелая любовь (первая - "Час пик"). Кроме того, я прекрасно понимала, что "Российская газета" - непростой продукт для продвижения его на рынке СМИ. В первую очередь из-за ее статуса федерального правительственного издания. Такое положение зачастую обязывает ставить во главу угла не рыночные соображения. Многие приемы, к которым прибегают другие издания для привлечения внимания читателей и рекламодателей, для "Российской газеты" неприемлемы.

К тому же, будучи на момент переговоров о моем переходе членом координационного совета руководителей СМИ при губернаторе, я участвовала в обсуждении вопроса, какие издания считать социально-значимыми и кому, соответственно, предоставлять льготы. И на этом заседании председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Юрьевна Манилова сказала: "Город будет поддерживать только те федеральные газеты, которые имеют в Петербурге свои редакции. К таковым не относятся "Российская газета" и "Труд"". Хотя к тому времени в "Российской газете" уже два года выходила сменная полоса "Северо-Запад" и работало представительство. Но руководство города так и не смогло ощутить, что газета работает не только на страну, но и на город. Можно сказать, на местном уровне бренд "РГ" был не раскручен.

И все же я решила принять предложение. О чем не жалею. Могу сказать, что в первую очередь на мое решение оказал влияние разговор с генеральным директором "Российской газеты", Александром Николаевичем Горбенко. Его убежденность и четкое видение перспектив развития издания. Теперь я могу с уверенностью сказать: "Российская газета" - это моя последняя любовь. А она, как известно - самая крепкая.

Lenizdat.ru: Светлана Сергеевна, при смене менеджера зачастую возникают проблемы со старым коллективом...

С.Малахова: Как я потом узнала, людей, действительно, пугали тем, что я всех заменю. На деле, кроме директора и редактора, все прежние сотрудники остались на месте. И работают до сих пор. Я привела с собой лишь команду менеджеров по тем направлениям, по которым до нас работа в представительстве практически не велась: реклама (Евгений Судаков), распространение (Юрий Дмитриев), продвижение (Юрий Волков).

Люди, пришедшие вместе со мной, уже были командой единомышленников. Но это не означает, что они отгородились от тех, кто работал в представительстве до нас. И тех, кто появился за эти два года. Не скажу, что у нас все гладко (особенно, в той части, которая касается журналистов). Но подавляющее большинство работающих в представительстве ощутили: все мы - одна команда.

Lenizdat.ru: Два года назад "Российскую газету" в Петербурге можно было получить практически только по подписке. Горожане даже жаловались, что нарушается их право на получение информации, поскольку газету, печатающую федеральные законы, не купить в киосках города.

С.Малахова: Действительно, тогда газета не продавалась у таких, к примеру, распространителей, как "Метро-пресс". И вообще, розница была небольшой.

Пришлось обратиться к моим личным связям. Кроме того, большую помощь оказал нам комитет по печати. И теперь нет ни одного контрагента в городе, который бы не продавал "Российскую газету". При этом тиражи "Российской газеты" в регионе постепенно растут. Главное - за счет того, что ее начали приобретать в розницу.

Второй вопрос, который нам пришлось решать в срочном порядке - реклама. Понятно, что рекламный рынок в Санкт-Петербурге давно уже поделен между действующими изданиями. Рекламодателя нужно было отвоевывать.

Для начала, нужно было сделать так, чтобы нас узнали. Мы использовали различные приемы. Но самым удачным, на мой взгляд, было решение создать пресс-центр представительства. Руководить им стал Юрий Звягин, первый штатный журналист представительства, работающий в нем с момента его создания. То есть, можно было бы сказать, человек из "старой" команды. Тем не менее, он много делает для того, чтобы претворилась в жизнь политика развития газеты. Так что, дело не в том, как давно человек сотрудничает с изданием, а в том, готов ли он работать на общее дело, или думает только о себе.

Пресс-центр у нас действует немногим больше года. Тем не менее, гостями представительства уже успели побывать губернаторы Ленинградской и Новгородской областей, глава Республики Карелия, руководители целого ряда региональных управлений федеральных министерств и ведомств, председатели большинства комитетов городской администрации, ведущие деятели культуры Петербурга (и не только Петербурга). Недавно мы начали знакомить жителей региона с руководителями консульств, расположенных в нашем городе. Бывает, что "деловые завтраки" (принятая в газете форма прямых линий с читателями) и "советы экспертов" (круглые столы) по самым актуальным вопросам жизни города и страны в пресс-центре следуют один за другим.

Газета обретает известность, выступая информационным спонсором или организатором крупных культурных или спортивных мероприятий. Так, в апреле будущего года планируем провести в Таврическом дворце финальный турнир по русскому бильярду, посвященный столетию со дня учреждения первой государственной думы России, на приз "Российской газеты".

Трудно было выстроить рекламный отдел, которого раньше просто не было. На первых порах нам помогли, опять-таки, личные контакты. Удалось выпустить несколько цветных вкладок. Самым большим успехом стали страницы, подготовленные нами по договоренности с оргкомитетом Петербургского экономического форума. Сотрудничество с "Питерским Давосом" стало в дальнейшем постоянным. И к форуму нынешнего года мы выпустили уже большую цветную вкладку "Бизнес Северо-Запада".

Lenizdat.ru: И что, удалось завоевать рекламный рынок?

С.Малахова: Я бы сказала, что удалось занять на нем достойное место. Объемы рекламы за первый год удвоились. То же самое должно произойти, судя по всему, в этом году.

Мы стали выпускать цветную вкладку "Бизнес Северо-Запада", о которой я упомянула, на постоянной основе, раз в месяц. Думаю, у этого проекта хорошее будущее. В каждом выпуске - интервью с федеральными и региональными руководителями по вопросам экономического развития региона, материалы круглых столов, аналитика, статьи о ведущих компаниях и важнейших бизнес-проектах Северо-Запада. По первым отзывам проект представляет интерес, как для представителей региональной власти, так и для бизнеса.

Главное - нам удалось выстроить структуру рекламного отдела. Теперь наши менеджеры отвечают не только за отдельные отрасли экономики в Петербурге, но и за отдельные субъекты СЗФО.

Lenizdat.ru: Вы в начале подчеркнули, что представительство отвечает не только за Петербург. Удалось ли наладить работу в регионах?

С.Малахова: За это время мы смогли организовать кор.сеть, и теперь на постоянной оперативной основе получаем информацию из Архангельска, Карелии, Новгорода, Пскова, Мурманска. Это было не так-то просто. Мы много времени и сил потратили на работу с регионами. Приходилось выезжать на места. Недавно мы провели встречу с руководителями представительств регионов Северо-Запада в Санкт-Петербурге, на которой наметили пути развития сотрудничества.

Особенно хорошие отношения у нас сложились, кроме Петербурга, с администрациями Ленинградской области и Карелии. Надеемся, что и с другими регионами нам удастся добиться такого же взаимопонимания. В наших планах, в частности, стоит задача продвигать издание в тех субъектах Северо-Запада, где пока не печатается наша сменная региональная полоса. Речь идет, прежде всего, о Республике Коми. Мы уже начали налаживать контакты с этими регионами, рассылая в них вкладку "Бизнес Северо-Запада".

Lenizdat.ru: Почему юбилей "Российской газеты" так скромно отмечался в Петербурге?

С.Малахова: Он и в Москве праздновался без помпезности. Все-таки, мы - государственная газета и устраивать из собственного юбилея шоу нам не очень к лицу.

А в Петербурге мы решили отметить пятнадцатилетие так, чтобы от этого была польза нашему любимому городу. И пригласили одного из корифеев отечественной журналистики, обозревателя "Российской газеты" Всеволода Овчинникова. Всеволод Владимирович встретился с ведущими журналистами петербургских газет, стал гостем "5 канала", телеканала "СТО" и "Радио России" провел мастер-класс для студентов. В организации встречи нашего московского коллеги большую помощь оказала администрация города - в Смольном он встретился с председателем комитета по печати Аллой Юрьевной Маниловой.

Интерес к одному из лучших представителей отечественной журналистской школы был огромным. Надо было видеть, с каким чувством он после окончания встречи подписывал журналистам экземпляры своих книг. Причем, среди них было и первое издание путевых заметок тогда самого молодого правдиста-международника. Он сам не ожидал, что эта книга где-то сохранилась. С другой стороны, я знаю по отзывам, что многие студенты после этой встречи серьезно задумались о будущей работе. И решили, последовав совету мастера, серьезно заняться иностранными языками.

А вообще-то, нас с праздником поздравили многие. В том числе, все губернаторы нашего федерального округа. Очень приятно было получить поздравление от Валентины Ивановны, которая нашла теплые слова не только для газеты в целом, но и для коллектива нашего представительства. Точно то же можно сказать о Валерии Павловиче Сердюкове.

Lenizdat.ru: Светлана Сергеевна, ходят слухи, что Вы собираетесь уходить куда-то в другое место. Чуть ли не в Москву...

С.Малахова: У меня такие возможности были и до того, как я пришла в "Российскую газету". Отвечу: вот уж нет. Я - человек петербургский и из любимого города никуда не поеду. И газету менять тоже не собираюсь. Во-первых, я поняла: мне нравится работать не "на дядю с большим кошельком", который сегодня есть, а завтра его нет, а на российское государство. Знаете, я до сих пор никогда не ощущала себя настолько независимой, пока не пришла на эту работу и не почувствовала, что защищена от произвола, понимаю, для чего я работаю, и кто стоит за мной.

Впрочем, поскольку работаешь на государство, необходимо осознавать и "государственную необходимость". Если уж ни один, даже самого высокого ранга чиновник не застрахован от перевода на другую работу, то же в полной мере может относиться и к менеджерам правительственного издания.

Что же касается моих личных соображений, я уже сказала: Северо-Западное представительство "Российской газеты" для меня - самый, пожалуй, трудный ребенок, но, наверное, потому и самый любимый. Как же можно его оставить?