Мнения
/ Интервью

22 ноября 2005 15:24

В.Жук: "Базовые журналистские знания необходимы, а специфические радийные приобретаются в процессе"

Валерий Жук в кругу ведущих и журналистов FM-радио лицо известное. Начальник программного отдела "НАШЕго радио" в Петербурге и сам ведет эфиры. Человек с большим опытом и чувством юмора. По словам Валерия, худший вопрос, который когда-либо ему задавали - "А Жук - это фамилия или псевдоним? Хочется ответить: Стиль жизни". Лениздат.Ру задал программному директору "НАШЕГО радио Санкт-Петербург" совсем другие вопросы.

Lenizdat.ru: Валерий, как давно Вы связаны с FM-вещанием?

Валерий Жук: Как слушатель - лет с 10-ти, с "Пионерской Зорьки", как участник процесса - с 1 августа 1993 года.

Lenizdat.ru: Расскажите, каким образом можно стать программным директором FM-станции?

В.Жук: "Учиться, учиться и еще раз...". Мне лично всегда предлагало начальство. Да и вообще, я по образованию управленец.

Lenizdat.ru: "Наше радио" в СПб - не самостоятельная студия, а филиал московского "НР". Вы делаете петербургские новости? Как Вы считаете, насколько необходимы FM-станции собственные новости?

В.Жук: В начале надо определиться с термином "не самостоятельная студия". Мы единое целое, находящееся в двух столицах. У нас в Питере 11 часов своего вещания, но одинаковый плэйлист, составленный в Москве, т.к. это целесообразно и удобно.

Новости, разумеется, у нас свои. Они, разумеется, нужны. Петербург, как-никак, не последний город в стране. Событий, интересных для наших слушателей, происходит достаточное количество.

Lenizdat.ru: Сколько человек работает в службе информации на "Наше Радио" в СПб?

В.Жук: Три человека. Начальник и ведущий - Алексей Петровский, информационный ведущий - Юлия Глебова и корреспондент - Алина Катран.

Lenizdat.ru: Как Вы считаете - на FM-станции должны работать люди с журналистским образованием или это не имеет значения? Все же здесь нет классических журналистских жанров.

В.Жук: В информационном отделе, как правило, без журналистского образования сложновато. Базовые журналистские знания необходимы, а специфические радийные приобретаются в процессе.

Lenizdat.ru: Какие авторские программы есть на "Наше Радио" СПб? Какие из них можно назвать эксклюзивными? Насколько важно радиостанции придумывать свои программы, не копируя идеи или какие-то ходы у других?

В.Жук: Программ масса: автомобильная, компьютерная, туристическая, спортивная.

У нас есть свое "фирменное" звучание и подход, в этом смысле у нас все программы эксклюзивны. Программы появляются в эфире по нескольким причинам. Если какую-то тему надо раскрыть более подробно, например, 300-летие Петербурга. Сотрудники радиостанции предлагают те или иные идеи. На Западе есть продакшн-студии, делающие разноплановые программы на продажу для любых радиостанций. У нас в стране эта технология не приживается. Сторонний продукт остается сторонним, не своим, не родным. А копирование или заимствование, видимо, происходит естественным путем. Пример: концерт по заявкам есть почти на каждом радио. Но у всех в разных вариациях. Кто-то признается в любви, кто-то шлет факсы, у нас - поет песню, которую хочет услышать.

Lenizdat.ru: Считаете ли Вы FM-станцию средством массовой информации? Почему?

В.Жук: Вопрос поставил в тупик. А чем еще можно радио считать? Исходя из 2-ой статьи "Закона о средствах массовой информации":

"под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год".

По-моему, исчерпывающий ответ.

Lenizdat.ru: Каких людей Вы берете к себе на работу? "Нулевых", опытных? Ваше мнение, имеет ли смысл переманивать сотрудников с других станций, или лучше "воспитать" своих?

В.Жук: Талантливых и имеющих непреодолимое желание работать на "Нашем Радио".

В основном с опытом работы. На моей памяти мы никого не переманивали. Хлопотно и неконструктивно.

Lenizdat.ru: Распространенная практика - ди-джеи, ведущие FM-станций - актеры, журналисты, филологи, но ни тех, ни других специально не обучают вести радиопрограммы. По-вашему, какое образование и опыт работы должен быть у ведущего FM-радио? И вообще, имеет ли здесь значение образование?

В.Жук: Я, например, ни то, ни другое, ни, тем паче, третье. По-моему глубокому убеждению радиоведущий - это призвание. Знание музыки, любовь к слову, не отталкивающий тембр голоса, отсутствие дефектов речи - вот неполный набор. Нельзя научить писать талантливые песни, стихи, прозу. Работу ди-джея смею сравнивать с нашим легким, разговорным жанром. А образование - хорошо, но необязательно. Наш креативный директор без законченного высшего, но талантливее человека в этой области я не встречал. У ведущего должен быть некий жизненный опыт, богатый литературный багаж и, повторюсь, - талант.

Lenizdat.ru: Как Вы считаете: может быть стоит создать на факультете журналистики специализацию "журналист FM-вещания"? Обучать правильно говорить, эфирным программам и т.п.

В.Жук: Обучать правильно говорить надо в детском саду и школе. А специализация такая, по-моему, уже есть, но выпускников пока я не встречал. Да и радиостанций у нас не так много, чтобы всех трудоустроить.

Lenizdat.ru: Вы согласны с мнением, что с исчезновением дикторов из радиоэфира из него исчез и литературный русский язык? Как Вы думаете, насколько важно обладать правильным русским языком современному ведущему FM-станции?

В.Жук: О судьбе русского языка дискуссии идут с того момента, когда русская аристократия лучше говорила по-французски, чем на родном. Тот же Александр Сергеевич имел в лицее прозвище "француз". А чем дело кончилось? "Солнце русской поэзии". Профессиональный диктор со стажем у нас Раиса Ивановна, ведущая хит-парада Чартова Дюжина, но она там говорит на слэнге, многим нравится. Всему свое место и мера. Музыкальный ведущий сухо, без эмоций, говорящий о песнях будет, как минимум, нелеп.

А информационный ведущий с ударениями должен не только дружить, но и использовать их.

Lenizdat.ru: Могут ли информационные службы FM-станций конкурировать между собой? Или все же это придаток? Без новостей на радио обойтись, конечно, сложно, но это не самая важная его составляющая.

В.Жук: Информационные станции, безусловно. Они и так конкурируют. Сравните "Эхо Москвы" и "Маяк". Две разные позиции, почти разные мировоззрения. Подобрать новости, грамотно их подать, не навязывать, а информировать - это же целая наука

Люди слушают не только музыку. А что в городе происходит? А что в стране? А в мире и окрестностях? Непраздные вопросы. Понятно, что подробности всегда на ТВ, но обычно это вечером, а днем мы позволяем быть в курсе последних событий, даже не переключаясь с любимой волны.

Lenizdat.ru: Есть версия, что скоро FM-радио станет не востребованным и будет постепенно вытеснено новейшими технологиями - исчезнет из эфира. Какова Ваша точка зрения?

В.Жук: Когда появился "синематограф" стали говорить о скорой смерти театра, после появления телевидения - о неминуемой гибели кино. Но все живы и процветают.

Правда, "угрожают" подкастингами и мегаплеерами, но человеку все-таки хочется услышать живой голос и элемент неожиданности.

Так что в обозримом будущем радио ничего не грозит, мы не берем форс-мажорные обстоятельства. Радиовещание, конечно, будет меняться. Нет ничего вечного под луной в человеческой деятельности. Но мы пока еще повещаем!