Мнения
/ Интервью

1 декабря 2005 13:16

Петр Поспихал: "Средства массовой информации служат рекламному бизнесу"

Журналистика стран Евросоюза во многом зависит от единых законодательных норм, существующих для стран-участников ЕС, а посему у этих государств много общего в регулировании деятельности СМИ и рекламной политике. Говоря о журналистике европейских стран, мы не можем не упомянуть о Чехии, где, помимо частных коммерческих телеканалов, существует также общественное телевидение и радио. Об этих структурах и СМИ страны в целом Лениздат.Ру рассказал председатель совета по радио- и телевизионному эфиру Петр Поспихал.

Lenizdat.ru: Какую роль средства массовой информации играют в Чешской Республике?

Петр Поспихал: СМИ можно рассматривать с разных точек зрения: за исключением Общественного чешского телевидения (Ceska televize) и Общественного чешского радио (Cesky rozhlas), телеканалы и радиостанции служат их владельцам для зарабатывания средств. Для определенной части общества СМИ - это источник получения информации, для другой категории граждан - это способ развлечься, единственный, который им приходит в голову. Есть еще одна часть общества, весьма немногочисленная, для которой СМИ - возможность сделать себе, своему имени рекламу, повысить свою популярность. Но если и есть что-то, чему средства массовой информации действительно служат, так это рекламный бизнес.

Lenizdat.ru: Можно ли о чешских СМИ сказать, что это - четвертая власть?

П.Поспихал: Я не люблю подобные клише. Что такое "четвертая власть"? Разумеется, СМИ обладают мощью, если они умеют ориентироваться. А то ведь стадо испуганных слонов тоже может быть сильным.

Lenizdat.ru: Есть ли у чешских СМИ возможность влиять на политику и деятельность ведущих представителей власти?

П.Поспихал: Возможность, без сомнения, есть. И им это удается. Важно то, на каком вопросе сосредоточиться. Например, благодаря многолетним целенаправленным усилиям чешских СМИ удалось добиться небольшого повышения цен в парламентском ресторане, а результатом другой широкомасштабной кампании даже стал запрет на продажу в стенах парламента алкоголя. Все это, к сожалению, связано с тем, какие ориентиры СМИ для себя выбирают. Иной раз в СМИ поднимется шумиха вокруг какой-нибудь истории, попишут-поговорят, но как только возникнет новая горячая тема, обо всем забудут. Впрочем, если говорить серьезно, ни у кого не вызывает сомнений, что средства массовой информации действительно стараются влиять на власть имущих. Не так давно, например, СМИ добились ухода в отставку премьера правительства Станислава Гросса, после того как тот не смог четко объяснить, откуда, из какого источника были получены средства на приобретение им квартиры.

Lenizdat.ru: Что лично для вас означает "свобода слова"?

П.Поспихал: Для меня это - весьма важное напоминание о том, что первоначально средства массовой информации возникали именно как инструмент свободы, как результат просвещенного взгляда на мир, одним из факторов которого было осознание того, что всем нам - независимо от положения и социального статуса - принадлежит и мир, и информация о нем. И сегодня элемент свободы слова по-прежнему важен, но иногда этот фактор с трудом находит себе место в бурном потоке рекламных роликов и таких бессмысленных зачастую сообщений о жизни неких людей, с которыми у зрителя и общего-то ничего нет, и никогда он с ними в этой жизни и не встретится...

Lenizdat.ru: Как по-вашему, есть ли свобода слова в Чехии?

П.Поспихал: Естественно.

Lenizdat.ru: Как в вашей стране обеспечиваются права журналистов (законы, общества и т. д.)?

П.Поспихал: Я думаю, что условия работы журналистов в Чешской Республике с

правовой точки зрения - идеальны. Я считаю, что эта тема не является предметом спора между государственной властью и средствами массовой информации.

Lenizdat.ru: Существует ли в Чешской Республике контроль за информационной и рекламной политикой частных СМИ? Например, есть ли законом установленные ограничения на распространение каких-либо сведений или рекламу - речь, естественно, не идет о распространении секретов государственного или торгового характера.

П.Поспихал: Эфирная политика ведется примерно так же, как это принято и в других странах - членах ЕС. Реклама должна быть отделена от телевизионных программ как таковых и должна соответствовать определенным параметрам. О тонкостях этих параметров можно говорить весьма долго, но речь прежде всего идет о защите прав потребителя и соблюдении права на рыночную конкуренцию. Запрещена скрытая реклама, а также завуалированное рекламирование качеств какого-либо товара вне рекламных роликов или в передачах, не попадающих в категорию так называемых "телемагазинов". Объем рекламы и "телемагазинов" в эфире регламентируется, причем на общественном телевидении доля рекламы значительно меньше, нежели в эфире частных телекомпаний.

Контроль за эфиром осуществляется постфактум, что полностью исключает какую-либо предварительную цензуру. Телеэфир должен быть объективным и многосторонним, т. е. ни одна из точек зрения не должна быть обойдена, в теледиспутах должны быть представлены обе дебатирующие стороны, а при необходимости их может быть и больше: право высказаться должно быть дано каждому, кого прозвучавшая в телевизионном эфире информация могла бы задеть или оскорбить. Кроме того, например, должно соблюдаться то, что в промежутке с шести утра до десяти вечера в эфире запрещена демонстрация программ, кадров и т. д., которые могут оказать негативное влияние на детей и молодежь. Абсолютно исключен показ порнографии и сцен грубого насилия, запрещена демонстрация натуральных кадров умирающего человека, а также кадров, унижающих человеческое достоинство. Это те основные принципы, которые ставятся во главу угла при регулировании государством эфирной политики как общественного телевидения, так и частных телеканалов.

Lenizdat.ru: Как осуществляется деятельность общественного чешского телевидения? Кто влияет на информационную политику общественного телевидения?

П.Поспихал: В Чешской Республике действуют три канала общественного телевидения. Один из них - информационно-новостной, его трансляция осуществляется через спутник. Два других - обычные, их работу обеспечивает телевизионная башня. Общественное телевидение существует на деньги налогоплательщиков - каждая семья, смотрящая телевизор, каждый месяц платит общественному чешскому телевидению определенный взнос. Частично финансирование ведется за счет рекламных денег. Что касается финансовой политики, то никто со стороны в нее не вмешивается, эти вопросы решаются руководством телевидения, конечно в соответствии с существующими законами. Директор общественного телевидения избирается специальным советом, членов которого, в свою очередь, избирает нижняя палата парламента. Этот совет общественного чешского телевидения является, по существу, неким наблюдательным органом за деятельностью телевидения, но при этом он не имеет права вмешиваться в его эфирную политику. В соответствии с законом об эфире регулирование эфирной политики радиостанций и телевизионных каналов, в том числе и общественного чешского телевидения, осуществляет совет по радио- и телевизионному эфиру, состоящий из тринадцати человек, которые назначаются председателем правительства. Кандидатуры на утверждение премьеру вносит парламент, а тому - парламентские фракции.

Lenizdat.ru: Когда в 2001 году на общественном чешском телевидении возник скандал, генеральный директор телевидения Иржи Годач был обвинен в определенных политических симпатиях и введении на вверенном ему канале цензуры, и его противники требовали ухода Годача в отставку. Насколько эти обвинения, по-вашему, были оправданы? Что было их причиной?

П.Поспихал: Сейчас, по истечении стольких лет, мне бы не хотелось пускаться в размышления по поводу того, что же тогда происходило на чешском телевидении. Объяснения получились бы весьма пространными, так как история эта очень сложная, и она до сих пор, бывает, становится предметом всевозможных споров и конфликтов.

Lenizdat.ru: Какие проблемы можно назвать главными для чешских СМИ?

П.Поспихал: Думаю, я смог вам дать представление о чешских СМИ. Но, может быть, было бы лучше, если бы вы спросили кого-нибудь из представителей средств массовой информации, поскольку я, как председатель государственного регулирующего органа, на целый ряд вещей могу иметь совсем иную точку зрения.

Lenizdat.ru: Какую оценку вы могли бы дать русским и петербургским СМИ? Что можно было бы предпринять, чтобы их работа была более успешной?

П.Поспихал: Сейчас у меня нет доступа практически ни к одному из русских СМИ. Но я стараюсь по крайней мере два раза в неделю заходить на один из русских интернет-сайтов, чтобы не только в определенной мере быть в курсе того, что происходит в России, но и поддерживать таким образом свои знания русского языка. К сожалению, это единственное, что я могу ответить на ваш вопрос. Но я, конечно же, хотел бы обладать более широкой информацией о российских и петербургских СМИ, эта тема мне интересна.