Мнения
/ Интервью

9 декабря 2005 12:10

Сергей Шибаев: "Слово "экстрим" затерли"

Российский журнал экстремальных приключений "ЭКС" издается в Петербурге с мая 1998 года. Сегодня он распространяется в 42 городах России и СНГ. Как удалось прожить, не имея спонсоров, восемь лет со дня выхода первого номера и оставаться самоокупаемым изданием, Лениздат.Ру поинтересовался у Сергея Шибаева, основателя, издателя и редактора журнала.

Lenizdat.ru: Как возникла идея издавать такой журнал? И как Вы думаете, почему это получилось?

Сергей Шибаев: В 1994-95 годах я увлекся идеей выпуска журнала для поклонников горных видов спорта. К тому времени я уже больше 15 лет занимался альпинизмом. Правда, больших успехов как спортсмен не достиг - выполнил норматив кандидата в мастера спорта, был дважды чемпионом Ленинграда, потом сосредоточился на деятельности тренера-инструктора. Альпинизм в те годы был просто в разваленном состоянии, и мне, как члену президиума Городской федерации альпинизма, казалось, что журнал поможет выходу из кризиса.

Было много разговоров с руководителями производственных и торгующих фирм, связанных с этой темой; все говорили, что идея классная, они - "за", но денег нет...

Так я промыкался года три. Параллельно активно печатался в самых разных изданиях - от "Аномалии" до "Комсомольской правды", организовывал всякие мероприятия типа фестиваля фильмов об экстремальных видах спорта или конкурса "Лучшее путешествие года в Санкт-Петербурге". Тогда слово "экстрим" было внове и казалось очень свежим, бодрящим, динамичным. Сейчас многие из тех, кто активно занимается этим самым экстримом, чуть ли не отплевываются с этого слова - так его затерли и снивелировали...

Весной 1998-го я подумал, что так можно долго ходить, обсуждать перспективы, жить мечтами, короче - ждать у моря погоды, а можно все-таки что-то попробовать сделать. Достал из кармана 200 рублей и отпечатал на ризографе первый тираж "EХtrem" - 700 экземпляров. Тираж был в основном продан на водно-туристском фестивале "Вуокса", много лет проходящем под Питером в Лосеве.

Потом в течение года вышло еще три ризографичных номера. В общем, самиздат в питерских традициях.

В 1999 году одна из фирм-продавцов турснаряжения решила поддержать мои потуги. Дали на "пеленки и подгузники" около $500. Я немного добавил своих, и этого хватило, чтобы в мае 1999 году тиражом 1000 экземпляров из типографии вышел первый номер ЭКСа. Название трансформировалось таким образом: я подал заявку на регистрацию издания в Северо-Западном регионе, но при приеме документов мне сказали, что в Москве уже есть издание с тождественным названием и заявку могут не пропустить. Я понял, что потеряю еще кучу времени, и прямо в кабинете спросил, пройдет ли вариант из трех букв - ЭКС. "Попробуем..." - ответили мне. Ну и вот, уже восьмой год проходит... Поначалу приходилось объяснять, что экс - в понятии "бывший" может трактоваться, если является приставкой, а у нас сокращение от слова "экстремальный". Потом бросил - народ попривык, а сейчас, когда экстрим суют куда ни попадя, многие даже сами догадываются.

Через два года мы перерегистрировались в Москве и стали федеральным изданием. С того времени много чего изменилось. Начинали распространяться в семи, а сейчас нас читают в сорока двух городах России и СНГ - в том числе на Украине, в Белоруссии, Казахстане. Подписку оформляют из Германии, Израиля, США, Словакии.

В 1999-м журнал вышел в черно-белом исполнении, на 28 страницах. Потом перешли на цветную обложку, добавили цветные вкладки, объем вырос до 58-70 полос, а тираж стабилизировался на уровне 3000 экз.

С 2001-го мы регулярно участвуем в крупнейшей европейской выставке периодических изданий горной и приключенческой тематики в итальянском городе Тренто. В 2002-м нас пригласили в финал российского конкурса "Хрустальный глобус" в номинации "Лучшее освещение путешествий в СМИ". В 2003-м открыли свой вэб-ресурс в зоне RU - www.ex-magazine.ru.

Lenizdat.ru: С кем вы конкурировали все эти годы? Кто еще издается в этой же теме? Какова география таких изданий?

С.Шибаев: Первый журнал этой тематики - "Вертикальный мир" - появился в Москве в 1996 году. Потом в эту нишу пытались войти еще десятка два с лишним журналов. Однако ни одно из них так и не удержалось на плаву в потоке времени. Кого-то погубила надежда на постоянные спонсорские вливания, кто не знал темы, кто не смог устоять в условиях рынка, кто-то думал, что это будет легко в силу незаполненности темы. И несмотря на приличные бюджеты, средний срок жизни таких изданий - от двух номеров до двух лет. Последним нас покинул весной этого года журнал "Экспедиция", владельцы которого поначалу заявляли, что создают ни больше ни меньше русский National Geographiс. И хотя в номер вкладывалось порядка 30-35 тысяч долларов, это не помогло.

99 процентов таких изданий выходило и выходит в одном городе России. Во втором городе России, кроме ЭКСа, была только одна попытка подобного рода: в 2000 году начал выходить журнал "На грани", прекративший свое существование в конце 2002 году.

В 1999 году на нашей обложке появилась триада "Путешествия. Приключения. Экстрем". В то же время на Западе есть очень емкое понятие outdoor, которое включает все элементы этой триады в применении к тому, что происходит вне урбанистического пространства, в дикой природе. И когда в 2001 году состоялся первый российский фестиваль журналистов, пишущих в этой теме, встал вопрос о том, как назвать наш раздел журналистики. Экстремальной уже называли журналистику военную, из горячих точек, с мест катастроф и стихийных бедствий. Я предложил термин "аутдор", и со временем он прижился в профессиональных кругах.

Так вот, сейчас в сфере аутдор, кроме ЭКСа, выходят упомянутый "Вертикальный мир" и газета "Вольный ветер". И есть еще ряд изданий, специализирующихся на узкой тематике: "Риск онсайт" - альпинизм и скалолазание, Оnboard и "Доски" - сноуборд и виндсерфинг, "Октопус" и "Нептун" - дайвинг, Mountainbike - как следует из названия, маунтинбайк.

Особняком стоят журналы "Вокруг света", GEO "National Geographiс Russia". На первый взгляд, тематически они находятся в той же нише, но по сути это современные коммерческие симбиозы "Науки и жизни", "Техники молодежи" и старого "Вокруг света". Они делаются мощными профессионалами и большими деньгами. Да не сочтут меня мелким завистником, но, на мой взгляд, люди, делающие эти журналы, относятся к ним как к машине для зарабатывания денег, как к сборщику рекламных поступлений. И с этих позиций у них все ОК. Мне доводилось работать с некоторыми из этих изданий, и я бы не сказал, что редакторы боролись за качество материала. Скорее они боролись за то, чтобы текст не мешал картинке... Мне кажется, там ребятам все равно, делать журнал о путешествиях или о строительных материалах.

Я же делаю то, что мне интересно. Идеология издания - найти такие материалы, которые независимо от того, в какой среде происходит действие - в горах, в тайге, в океане, за полярным кругом, - захватывали бы любого читателя, независимо от его аутдор-пристрастий. Читатель должен эмоционально откликнуться на материалы: ахнуть, удивиться, задуматься, вспомнить о своих перипетиях, рассмеяться, ругнуться в конце концов. Думаю, это все и позволяет журналу в течение многих лет иметь устойчивую целевую группу читателей и подписчиков, куда входят, например, практически все звезды российского альпинизма, независимо от географии проживания. Еще одна наша особенность - аудитория журнала не имеет четких очертаний и возрастных границ. Из года в год подписываются и те, кому 25-30, и те, кому 55-60. Читателями являются и студенты, и директора крупных фирм.

Lenizdat.ru: Каким образом живет ЭКС? За счет чего?

С.Шибаев: У нас нет спонсоров, поэтому живем и издаемся только на то, что зарабатываем. И можно большими буквами написать - мы реально независимое и самоокупаемое издание.

Доходная часть нашего оборота складывается от поступлений с продаж и рекламы. Основная экономическая философия - оптимизация затрат и расходов. Гибкая политика. В условиях кризиса чисто по ленинским заветам можно сделать два шага назад, чтоб потом хоть один шаг сделать вперед.

Что касается редакционной жизни, то это очень насыщенный процесс. Мы освещаем порядка 15 видов аутдора - это альпинизм, водный, вело-, горный, лыжный, пешеходный и спелеотуризм, скалолазание, парашютный спорт, парапланеризм, ледолазание, приключенческие гонки, маунтинбайк, каякинг, рафтинг, горнолыжные дисциплины, сноубординг. В среднем журнал принимает участие и освещает 30-40 мероприятий в год (выставки, соревнования, фестивали, семинары). Особое отношение к тому, что происходит именно в Питере.

Стараемся стать лучшим и наиболее информированным изданием в освещении творческих направлений. Нас постоянно приглашают в жюри кинофестивалей, фотоконкурсов, конкурсов книг. Наши обзоры - самые полные в этой тематике.

Организуем и свои мероприятия, среди которых наиболее известными стали фестивали аутдор-журналистов "Пресс-приключение (2001-2004), фотоконкурсы "Мисс ЭКСтрим" (2003-2004). В 2004-м провели альпинистскую экспедицию "Коштан-тау ЮГ" в Центральном Кавказе, в ходе которой было совершено первовосхождение на одну из вершин, и по традиции всех первопроходцев мы дали ей имя - "Журнал ЭКС". Это по всем географическим понятиям самостоятельная вершина высотой 3680 метров.

В прошлом году при редакции был создан Клуб путешествий и приключений "ЭКС". Его члены составили основу еще одной, поисковой экспедиции "Ушба-2005".

Lenizdat.ru: Ваш журнал не виден на прилавках киосков...

С.Шибаев: Да вы же знаете, чего стоит сейчас присутствие в розничных сетях. Поэтому с начала выхода мы распространяемся в сети магазинов соответствующего профиля, через клубы и федерации, на выставках и по редакционной подписке. Аудитория номера порядка 7000-8000 человек: нас, как правило, читают всей семьей, всей конторой. В порядке вещей, когда на турклуб в 30-40 человек выписывается 5 экземпляров.

Lenizdat.ru: Каков у вас штат сотрудников?

С.Шибаев: В штате 5 сотрудников. Остальные внештатные. Порядка 30-40 процентов материалов редакция готовит собственными силами. Остальные - наши внештатные корреспонденты и читатели. За год с нами сотрудничает от 50 до 100 авторов.

Почему я считаю, что затея удалась?

Процитирую: "Незаштампованность стиля, актуальность, раскованный язык, наличие собственного мнения и неподражаемый юмор делают ЭКС не похожим ни на какие другие издания. Читая журнал, наконец-то воспринимаешь экстремальную деятельность как процесс: есть прошлое, есть перспективы, есть будни - суровые и не очень, есть люди, этот процесс создающие, и люди, его фиксирующие..." Это про нас написал в 1999 году популярный тогда в аутдор-среде сайт "Диагональный мир". С тех пор мы многому научились, на что-то пришлось пересмотреть взгляды, скорректировать позиции. Но главное, я не столько думаю о том, что удалось, сколько о том, что еще удастся, что все еще впереди.

Lenizdat.ru: А что впереди?

С.Шибаев: Надеюсь, что рано или поздно найду партнеров, которые наши идеи и потенциал подкрепят реальными инвестициями, и тогда издание, набрав штат, объем и вес, сможет реализовать накопившуюся массу интересных задумок, и мы реально сможем конкурировать хоть и с NG. В моем представлении все-таки главное - не обойти лидеров любой ценой в тиражах, а стать журналом, с мнением которого считаются, уважают его точку зрения и солидаризируются с ней, о материалах которого спорят. Стать журналом, каждый номер которого ждут. Это и сейчас реализуется, но на небольшую аудиторию. Потенциал же позволяет ее значительно расширить.

Цивилизация засасывает человека, как болото. Хомо сапиенс жиреет и телом, и душой. Цепочка "лифт-диван-телевизор" превращается в кандалы. Романтик Грин, наверное, застрелился бы, если б узнал, что путешественник Конюхов назвал свою яхту "Торговая сеть "Алые паруса".

Мы же плывем по бурным волнам современности просто под алыми парусами :)

Справка Лениздат.Ру:

ЭКС - российский журнал экстремальных приключений, пропагандирует путешествия в дикой природе, достижения в среде классических и новых экстремальных видов спорта и человеческой деятельности; их ауру, историю, философию, героев.

Издается в Санкт-Петербурге с мая 1998 году, выходит тиражом в 3000 экз. и распространяется в 42 городах России и СНГ.