Мнения
/ Интервью

22 декабря 2005 16:22

Николай Харлампиев: Сейчас самый популярный журнал среди детей - это "Дом-2"...

В 2006 году журналу "Костер" исполнится 70 лет. За свою историю этот долгожитель помнит как моменты бешеной популярности, так и время, когда он был под запретом (1947 год). О том, как обстоят дела сейчас и что сегодня представляет собой рынок детской периодики, мы спросили у Николая Борисовича Харлампиева, главного редактора одного из старейших детских журналов.

Lenizdat.ru: Журнал "Костер" - издание с богатой историей. Ранее оно воспринималось в качестве некоего учебника, в котором говорилось, как воспитать настоящего пионера. Прошло достаточно времени. Какое, на ваш взгляд, существует сейчас отношение к детской прессе?

Николай Харлампиев: Журнал "Костер" и ряд других детских изданий не поменяли своего направления за последние годы. Несколько изменилась подача материалов. Они стали более динамичными: чуть меньше текста, больше иллюстраций. Это нормальная тенденция. Как вы сказали, в прошлом сверхзадачей "Костра" было воспитание порядочных, ответственных, духовно развитых людей. Часть изданий, ориентированных на детей, подростков, сейчас все-таки пожелтели. Рынок, тиражи, материальные выгоды изменили их. Есть сегмент детской прессы, который стал воспитывать уже с самого нежного возраста в своем читателе потребителя, человека, который хочет окружать себя самыми хорошими вещами. Думаю, что сейчас самый популярный журнал среди детей - это "Дом-2"...

Сегодня происходит подмена ценностей. К примеру, литературные герои, которые раньше считались отрицательными, стали положительными персонажами. "Костер" и издания, входящие в Ассоциацию детской прессы, принципиально остаются на позициях, направленность которым задали в свое время Маршак, Чуковский, Хармс, Зощенко. Несмотря ни на что, мы себе не изменяли. Это главное. Другой вопрос, как нам удается адаптироваться в этой жизни. Скажем, что относительно удается. Мы пока не можем проводить какие-нибудь широкомасштабные акции и тем самым продвигать журнал к нашему читателю. Журналы "Рыжий Ап", "Открой мир с Волли", "COOL" и другие (ничего не хочу сказать о них плохого) заполнили киоски. Как правило, это московские издания, входящие в издательские дома, которые могут себе позволить ряд крупных рекламных акций. Это повышает тираж, продаваемость. У нас возможности такой нет, в силу того, что мы живем на подписку и изредка получаем гранты, выигрываем конкурсы. Нашему журналу не удается найти спонсора. Все понимают, все сочувствуют, говорят, что "Костер" - это бренд, но на этом все и заканчивается. Видно, нет у нас этой промысловой жилки. Сегодняшние родители вообще незнакомы с институтом подписки. Это явление сейчас переживает кризис, который длится не первый год. Но это не мешает нам, нашей редакции, библиотекарям, дедушкам и бабушкам, которые выписывают "Костер" своим внукам, относиться к журналу с уважением и симпатией.

"Костер" - это издание не развлекательного характера. Он все-таки требует от читателя каких-то усилий: нужно прочитать материал, задуматься, разгадать содержательную часть, выполнить какие-либо задания. Так же, как и в предыдущие десятилетия, для нас важна задача развития в ребенке творческих задатков, приобщение к хорошему чтению.

Lenizdat.ru: Николай Борисович, согласитесь, что все-таки многие школьники с большим интересом читают те же глянцевые журналы, ориентированные на взрослых. Не вытеснят ли подобные издания детские?

Н. Харлампиев: Безусловно, это угроза. Процесс вытеснения активно происходит все эти годы. Сейчас, объединившись в ассоциацию, мы стараемся противостоять этому явлению. Одна из главнейших наших задач - защитить ребенка от потребительского отношения ко всему, что его окружает, в том числе и к близким ему людям, защитить от душевной черствости, невежества, равнодушия, насилия и жестокости. Но мы не какие-то консерваторы. Просто детская психика так восприимчива. Прививаются ложные ориентиры, ценности, уверенность в том, что главное не что-то сделать, а выиграть, получить просто так. Популярно представление о том, что счастливым можно быть, только купаясь в мире этого блеска. Мы  говорим ребятам, что есть и другие ценности - к примеру, здоровая романтика путешествий. Подбирая прозаические произведения, обращаем внимание не только на то, чтобы это было хорошо написано, но и чтобы в нем было какое-то нравственное начало. Но тиражи изданий, ориентированных на воспитательный, просветительский моменты, невелики. Сейчас они несколько стабилизировались, но был до этого период активного падения. Сегодня на рынке детской прессы есть довольно успешные проекты, но их содержательная часть страдает из-за большого количества рекламы.

Возрастной потолок нашей аудитории - 13 лет. Юные барышни в этом возрасте, естественно, с большим интересом читают "Yes", "Cosmo", "Glamur". Мы это понимаем и стараемся учитывать, но не идти на поводу, не заигрывать и не потакать этому. Все-таки важнее обращение к душе ребенка, пробуждение в нем сочувствия, стремления понять себя, мир не только через какие-либо тесты. Выходом из кризисной ситуации могут послужить активные действия редакции настоящих детских газет. Нужно идти в школу, устраивать встречи, просто общаться. К сожалению, порой просто нет подобной возможности.

Lenizdat.ru: Возраст вашей аудитории - от 9 до 13 лет. При этом читательский контингент быстро меняется. На смену приходят новые ребята с новыми интересами. Успевает ли "Костер" перестраиваться за такими изменениями? Если да, то как, благодаря каким способам?

Н. Харлампиев: Мы считаем себя изданием консервативным. С хорошей точки зрения. Это не значит, что мы рассказываем о пионервожатых и октябрятах. То, о чем мы говорили десять, двадцать лет назад, может быть интересно ребенку и сегодня. Путешествия, изобретения, чтение, конкурс юных детективов - все это неуходящие ценности. Другой вопрос в том, что появляются вещи, доселе неизвестные. Журнал рассказывает о них. Есть материалы и о скейте, и о роликовых коньках. Просто у нас несколько другой ракурс подачи. Мы рассказываем, к примеру, что ролики были изобретены в 1760 году и о том, что в 1906-м к ним придумали бензиновые двигатели. Говоря о сегодняшнем, мы обращаемся в прошлое. Это пробуждает пытливость. Отсюда подзаголовок "Костра" - журнал веселых и любознательных. У нас есть рубрики о кино- и видеоновинках. Нашими гостями бывают и музыкальные звезды. Но мы не ставим перед собой задачу угнаться за очередным выпускником "Фабрики звезд". Это не самоцель. "Костер" - не модный журнал. Это наша проблема, из которой существует два выхода: либо мы что-то меняем коренным образом в дизайне, либо несколько "желтеем". Пока мы выбрали для себя свой путь, пытаемся делать содержательный журнал, с которым "не страшно оставить ребенка", как сказала одна мама. Положительные отзывы от тех, кто его читает, говорят о том, что у нас что-то получается. Время расставляет правильные акценты. Выплеснув в мир не одно поколение детей, мы стараемся и собирать камни. Глянец ведет в никуда. Тенденция упрощения, оглупления, дебилизации довольна страшна. Мы стараемся относиться к ребенку бережно и ответственно.

Lenizdat.ru: Вы сказали, что детская пресса переживает некий кризис. Какой видите выход из него?

Н. Харлампиев: Думаю, что нужно объединить усилия и властных структур, и администрации города, и депутатов муниципального уровня, и, конечно, общественных организаций. Не самое главное, чтобы росли тиражи. Главное, чтобы маленький человек формировался как полноценная личность, чтобы у него не было переразвитого хватательного инстинкта. Когда-то наш автор, поэт Олег Григорьев написал книгу "Витамин роста". Книге почти тридцать лет, ничего? А фраза звучит, будто сейчас. На мой взгляд, тупо. Хорошие книги, журналы, все, что формирует душу, - это есть витамины, которыми надо питать ребенка. Выход из кризиса, длящегося уже многие годы, заключается в том, чтобы пропагандировать содержательные издания. Они-то и будут засевать в душах детей добрые семена, из которых потом не вырастут какие-нибудь сорняки. Для этого нужна корпоративная реклама. Детские издания, объединившиеся в ассоциацию, признаны социально значимыми. Это дало нам возможность появиться в киосках. Многие годы до Матвиенко мы обращались в администрацию города с просьбой помочь, но получали отказ. Сейчас картина изменилась. Хорошо, что в розничной продаже есть газеты, такие как "Пять углов". Они воспитывают будущего читателя взрослой прессы.

Я считаю, что такие издания, как "Костер", должны быть в детских библиотеках. Конечно, говорить об этом смешно, так как порой не хватает денег даже на школьные учебники. Мне представляется, что депутаты могли бы предусмотреть подобную строчку расходов. Если издание признано социально значимым, то почему бы на него не выделить бюджетные деньги? Итак, выходом из кризиса может послужить, во-первых, активная реклама и совместные действия с органами власти. Во-вторых, подписка в школах и проведение детских массовых мероприятий. Сейчас, к сожалению, город занимается этим в гораздо меньшей степени, чем раньше. Радио, телевидение, взрослая пресса, как мне кажется, могли бы делать обзор детской прессы.

Lenizdat.ru: Каким Вам видится будущее детской прессы?

Н. Харлампиев: Скорее всего развитие детской прессы будет идти, как и во всем мире, по пути специализации. Например, появятся газета или журнал для юных археологов, для велосипедистов, биологов, литераторов и т. д. Мы общались с литературными критиками, специалистами по детской литературе из разных стран. Недавно встречались с издательством "Самокат". Издатель живет в Париже. Он рассказал нам много своих интересных наблюдений за детской периодикой за границей. К примеру, издания там хоть и имеют небольшие тиражи, зато охватывают всю сферу подростковых интересов. Все это держится на энтузиазме детей и их родителей, но при наличии бюджетной поддержки. Это, на мой взгляд, перспективное направление. В изданиях такого полифонического звучания, как "Костер", "Пять углов" и другие, все-таки должны быть какие-либо вкладыши. Это могут быть и какие-нибудь стереоочки, и всевозможные тематические страницы. Все это вопрос финансовой состоятельности.

Существует еще одна проблема, которая ставит под угрозу будущее детской прессы. Сейчас очень сложная демографическая ситуация. Да и подростки все меньше увлекаются чтением. Правда, сегодня пытаются возродить интерес к книгам. Но думаю, что детская пресса обязана жить.