Мнения
/ Интервью

29 декабря 2005 17:40

А.Клок: "У нас в штате всего, как говорится, полтора землекопа"

"Радио Спутник" - первая международная сеть радиостанций, вещающая на территории от Петербурга до Хельсинки. Трансляция ведется по интересной системе, которая позволяет слушать "Спутник" всю дорогу от одной северной столицы до другой. Любое СМИ, вещающее за рубеж, должно представлять свою страну, давать объективную информацию, но в то же время формировать положительный образ. О том, что собой представляет "Радио Спутник", Lenizdat.ru рассказала его программный директор Александра Клок.

Lenizdat.ru:  Александра, как Вы считаете, в современных условиях приоритета оперативности нужны ли для FM-радио собственные новости?

Александра Клок: Если станция может себе это позволить, то, конечно, нужны.

Lenizdat.ru:  Насколько это востребовано? Ведь выпуски маленькие, а чтобы сделать новость, надо побегать. Кроме того, классические журналистские жанры не используются. Не проще ли копировать новости информагентств?

А.Клок: Проще, в основном все именно так и делают, за исключением нескольких радиостанций. Но это вопрос формата.

Lenizdat.ru:  Сколько корреспондентов работает над созданием выпуска новостей? Какое образование у этих людей? Для Вас важно, чтобы новости делали дипломированные журналисты?

А.Клок: Штатной единицы корреспондента как таковой у нас нет, но любой редактор по мере необходимости может исполнять его обязанности. Правда, такие ситуации возникают не часто. У нас в штате всего, как говорится, полтора землекопа - четыре информредактора. Двое в Питере и двое в Хельсинки. Это люди с разным образованием, частично "дипломированные журналисты". Но диплом, в моем понимании, вещь абстрактная и, как это ни печально, не всегда влияет на качество результата. Для журналиста гораздо важнее острый ум, эрудированность, собственная точка зрения на происходящие события, опыт, как профессиональный, так и личный, и главное - умение эти качества сочетать.

Lenizdat.ru:  Александра, что Вы можете сказать о текучке кадров на FM-станциях? Как обстоит с этим дело у вас? Что, по-вашему, может замедлить данный процесс?

А.Клок: Реальная текучка интереснее любой фантастики на данную тему. Другой вопрос, что общее число специалистов в нашей области в целом не так уж и велико. Если собрать всех вместе и проанализировать послужной список любого, то выяснится, что (утрирую) 30 человек поработали на десяти станциях и еще в десяти структурах других СМИ. Вот вам и текучка. Замедлить этот процесс могут, на мой взгляд, только два фактора. Или улучшение условий работы и стабилизация медиарынка - или полное исчезновение как класса талантливых людей со здоровыми амбициями, ищущих достойного применения собственных возможностей на радио. Думаю, в обозримом будущем ни первое, ни второе нам не грозит. Приходится относиться к этому процессу философски. Надо сказать, "Радио Спутник", тоже участвовало в перманентном движении радиокадров, но на данный момент этот процесс слегка замедлился. Хочется надеяться, что команда, которая собралась сейчас на "Спутнике", не потеряет ни одного "бойца".

Lenizdat.ru:  Могут ли информационные службы FM-станций конкурировать между собой? Или все же это своеобразный придаток эфира?

А.Клок: Не только могут, но и откровенно конкурируют, правда эта борьба мало заметна окружающим, даже приближенным к радиобизнесу. Информационная служба любой уважающей себя радиостанции (предполагающей в своей сетке информационные программы) - это такая же важная составляющая, как и все остальные.

Lenizdat.ru:  А что "Радио Спутник" может противопоставить другим станциям? Что позволяет вам конкурировать с ними? Или это для "Спутника" не важно?

А.Клок: "Радио Спутник" противопоставляет другим станциям себя как полностью, так и в частностях. Отличаться - это очень важно для нас и нашей аудитории. Причем важен не только результат, но и процесс поиска возможностей отличаться, а главное - сделать это тонко и стильно. Не стоит снисходить до пошлости и грубости в надежде выделиться.

Lenizdat.ru:  На Вашем радио есть авторские программы? Какие? Их можно назвать эксклюзивными?

А.Клок: Конечно. Это, безусловно, эксклюзивные программы, даже если это стандартные радиоформы, мы стараемся привнести в них свое "я", свой стиль и свое видение. Из постоянных информационных программ мы уделяем особое внимание, конечно же, блокам оперативных новостей. 12 выпусков в день, каждый из которых при единстве формы обладает своими особенностями и тематической направленностью в зависимости от времени выхода. С сентября запустили "фишку" - "новость на заказ". Теперь любой слушатель может добавить несколько акцентов в общую информационную картину дня, для чего достаточно просто позвонить и задать интересующий вопрос, а мы - наша информационная служба - дадим ответ в ближайшем выпуске новостей, со всеми подробностями и нюансами. Отдельным блоком на "Радио Спутник" выходят новости спорта. Блок совсем небольшой по объему, всего два выпуска в день по три минуты, поэтому наши редакторы очень серьезно подходят к подбору новостей и форме подачи информации. А на территории Финляндии есть еще новости кино, шоу-бизнеса и программа Константина Ранкса "День в истории". В программе "Твори добро!" рассказывается о православии в Финляндии, в "Благовесте" ведущие программы предлагают тематические беседы об основах православной церкви. Без лишней скромности могу отметить программу "Здравствуйте, водитель!", которую готовлю уже три года совместно с сотрудником ГИБДД. Подробности о безопасном передвижении по нашему городу и тонкостях общения с гаишниками помогли уже многим, что приятно осознавать. Не могу не сказать и о наших разовых проектах. Например, цикл программ "Границы" о людях с ограниченными возможностями. Журналисты Николай Ковальков и Елена Кузьмина проделали огромную работу и показали интереснейшую публицистическую программу, что очень сложно сделать, учитывая формат "Радио Спутник". А наши "Живые строки Победы", цикл радиозарисовок на основе писем с фронта! "Строки" получились действительно живыми. Очень душевными, тонкими, пронзительными и, главное, честными. Здесь стоит сказать отдельное спасибо Андрею Майорову - звукорежиссеру, который работал над этим проектом. Звуковая картинка программ получилась визуальной и чуть ли не ощутимой на ощупь.

Я могу много говорить об особенностях нашего информационного вещания. Мы долго пробовали и искали, прежде чем нашли рациональную форму, которая при малой доле в эфире и ограниченности штата позволяет делать качественный продукт, который удовлетворяет потребности аудитории.

Lenizdat.ru:  Какого человека Вы бы взяли к себе на работу? Какими качествами он должен обладать?

А.Клок: Очень сложный вопрос. Точно знаю, какого бы человека не взяла. Ограниченного и пустого. Не умеющего работать в команде, как бы избито это ни звучало. Преследующего только свои корыстные интересы. Для меня главное, чтобы человек умел воспринимать информацию, анализировать, видеть ее суть с разных сторон, обладал своего рода чутьем, имел собственное мнение, а не сформированное общественными штампами, и понимал нашу политику - информационную, музыкальную, корпоративную. Остальному можно научить и научиться.

Lenizdat.ru:  Бытует такое мнение: с уходом дикторов из радиоэфира исчезло и умение ведущих правильно говорить на русском литературном языке. Вы с этим согласны?

А.Клок: Умение, может, и не исчезло, другой вопрос, что далеко не все творцы эфира ставят перед собой задачу хотя бы ознакомиться с ним - "русским литературным". И это проблема не только радио, а в целом средств массовой информации и всего современного общества.

Lenizdat.ru:  Какой выход Вы видите из этой ситуации, и стоит ли его вообще искать?

А.Клок: Не стоит рассматривать данную проблему однобоко. Каков спрос - таково и предложение. Потребители информации виноваты равно в той же степени, что и производители, причем на всех уровнях. С одной стороны, умение говорить по-русски и стремление делать это правильно - на совести каждого отдельно взятого журналиста. Если внутри не свербит что-то, этого не исправить. С другой - если слушатель жаждет среднесортного юмора, его не заставишь читать классику. Ситуация сложная.

Lenizdat.ru:  Распространенная практика: диджеи, ведущие FM-станций - актеры, журналисты, филологи, но ни тех ни других специально не обучают вести радиопрограммы. По-вашему, какое образование и опыт работы должен быть у ведущего FM-радио? И вообще, имеет ли значение образование?

А.Клок: Образование должно быть. Как минимум четыре класса церковно-приходской школы. Шутка. Кстати, актеров, журналистов и филологов на радио не так уж и много, куда больше врачей, физиков-ядерщиков, экономистов и педагогов. По образованию. Большинство из них пришли на радио подработать. Затянуло. Я считаю, что суть не в профильном образовании, а в голове претендента в звезды эфира. Опыт важнее. Личный. Беда в том, что опытный, состоявшийся, интересный человек вряд ли пойдет на радио потешить свои амбиции. А молодежь, которая рвется, во что бы то ни стало, к микрофону, как правило, еще не помоталась по жизни, чтобы уметь воспринимать, анализировать, видеть, думать, - все то, о чем я говорила раньше. Можно научить человека внятно излагать свои мысли, но если мыслей нет - это уже проблема. И объяснить это молодым (в плане опыта) людям очень сложно.

Lenizdat.ru:  Редакторы периодических изданий все чаще стали говорить о том, что в нашем городе ощущается нехватка квалифицированных журналистских кадров. Можно ли говорить о такой нехватке кадров на радио?

А.Клок: Безусловно. Но хорошо, что есть большая Россия, богатая талантами, готовыми работать, расти, развиваться и развивать то радио, на котором они трудятся. Но жалко, что больше тех, кто готов только тусоваться на светских вечеринках и выдавать за новости довольно криво написанные пресс-релизы.

Lenizdat.ru:  Как Вы считаете, может быть, стоит создать на факультете журналистики специализацию "журналист FM-вещания"?

А.Клок: Идея замечательная. Только у меня есть подозрение, что в итоге обучать будут теоретики от радио, которых немало. А "талантливейшие практики" не всегда хорошие педагоги. Основам речи можно и сейчас научиться, главное - найти хорошего преподавателя, да и литература про "азы радиовещания" тоже есть. Кое-что даже на русском языке. ФНР, например, проводит довольно познавательные семинары, только не многие "товарищи из эфира" считают нужным их посещать, хотя бы для общего развития. Так что было бы желание. А дальше... искать, пробовать, ошибаться, делать выводы и снова искать.

Lenizdat.ru:  С каждым годом все больше и больше в радиоэфире появляются всевозможные шоу, игры. Как Вы считаете, не вымрут ли, как динозавры, серьезные жанры радиожурналистики?

А.Клок: Не вымрут, может быть, слегка мутируют. Это как игра в шахматы. Время играет "белыми", радиожурналистика - "черными". Белые начинают. А вот проиграют ли "черные" - вопрос мастерства радиожурналистов. Партия только начата.

Lenizdat.ru:  Каждая радиостанция переживает определенные этапы в своей истории: подъем интереса или же спад количества аудитории. На каком "историческом" этапе находится Ваша радиостанция?

А.Клок: Если я скажу, что сейчас наша станция пребывает на пике успеха - это, во-первых, нескромно, во-вторых, неправда. Весной мы отпразднуем четыре года, мы добились определенных результатов, нам есть чем гордиться, но также есть куда расти, чем мы, собственно, и занимаемся ежедневно... ежечасно... ежеминутно...

Lenizdat.ru:  Есть версия, что скоро FM-радио станет невостребованным и будет постепенно вытеснено новейшими технологиями - исчезнет из эфира. Какова Ваша точка зрения?

А.Клок: Есть такая версия. Но если вдаваться в серьезные размышления на заданную тему и пытаться выстраивать стройные теории, то наша беседа затянется надолго. А если коротко: поживем - услышим!