Медиановости

20 февраля 2006 18:03

За любовь к козлу ответите?

Нужна ли Питеру Федеральная телекнопка? Безусловно. Кто бы СПОРИЛ! Скажу больше: Петербург ПРИ Путине любят крепче, чем ПРИ Ельцине, когда ЭТУ КНОПКУ У нас отнимали.

Стало быть, это он, Ельцин, мешал чистой и бескорыстной любви чиновных россиян к ГОРОДУ на Неве. Нет, еще Яковлев. ПРИ нем питерскому ТВ тоже показывали федеральный, извиняюсь, КУКИШ.

Пообсуждать сегодня перспективы питерского телевидения, которое сможет через полгода вещать на всю страну, выстроилась целая очередь доморощенных интеллектуалов, испытывающих патриотический зуд. Ничего не имею против патриотизма, но повод-то для него явно надуманный. Звучит так: "конкурсный выигрыш" "Пятерочкой" федеральных телечастот". То есть надо понимать, что кто-то в путинской России еще может кого-то победить в честном состязании?.. Я вас умоляю! Победить в конкурсной борьбе может только участник состязаний под девизом "Кто больше и сильнее любит президента". Логика момента сегодня такова.

И логическая цепочка выглядит следующим образом. "Независимая" конкурсная комиссия совершенно независимо любит Петербург, который так же независимо любит президент. Так совпало. В Петербурге есть только один полноценный (в смысле любви к президенту) городской телеканал. И вот тут начинается настоящая любовь. "Пятый" питерский канал любит своего начальника Марину Фокину. Она, как мне кажется, любит своего начальника - председателя комитета по печати и взаимодействия со СМИ, председателя совета директоров ОАО ТРК "Петербург - Пятый канал", председателя ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" Аллу Манилову.

Алла Манилова, на мой взгляд, любит своего начальника - губернатора Валентину Матвиенко. Губернатор, в свою очередь, вряд ли не любит вышестоящего над ней президента России Владимира Путина. Президент очень любит свою малую родину - Петербург, в котором все, по идее, должны любить свое местное телевидение, представленное на сегодня "Пятым" каналом, который любит Марину Фокину...

Круг влюбленных замкнулся. И из него просто нет выхода. Мы все обречены на любовь. Алла Манилова даже подчеркнула после проведенного конкурса на определение "самого влюбленного", что "ни с кем не ужинали и никому не хотели понравиться". То есть зря говорят всякие скабрезности - все исключительно по любви... Так уж получается, что бизнес и телевидение как разновидность бизнеса развиваются у нас в России только и исключительно по законам любви к высшей власти. То есть не по законам, а именно и исключительно по любви. А если нет любви - тогда не развивается.

Открою ли я вам секрет, что с некоторых пор любовь к власти в России вообще и в Петербурге в частности является хорошим бизнесом? Но до сих пор лично для меня было секретом, что эта любовь конвертируется в получение федеральной телечастоты...

Тут нелишне вспомнить, что эпоха любви петербургского телевидения к новому губернатору Валентине Матвиенко начиналась одновременно с появлением на телеканале "Петербург" реалити-шоу "Любовь слепа". Двусмыслица была столь же очевидна, сколь и параллель со злой любовью, которая, как известно, понуждает влюбленного не замечать порой рога и копыта предмета любви. Для тех, кому мой филологический пассаж показался чересчур витиеватым, прямо напомню непреходящую народную мудрость: "Любовь зла - полюбишь и козла".

Мне кажется, именно эта простая любовная истина про вынужденную любовь к козлу лежит в основе всеобщего ликования по поводу того, что "нас увидит вся страна". А чего она, собственно, увидит такого, от чего петербуржцы испытают гордость?

В том-то и дело, что петербургское телевидение в последние годы как-то недотягивало по качеству и статусу до самого Петербурга. Возможно, я не прав, но люди на улицах Питера всегда казались мне намного интересней, интеллектуальней и симпатичнее, чем люди на экране питерского телевидения. Никогда Питер не занимал настолько соглашательскую позицию по отношению к власти, не славился "пластмассовыми" мальчиками и никогда так показушно, если можно так сказать, не рассовывал мелочь по карманам, как это случается сейчас на телевидении. Мы это хотим показать всей стране?

А когда-либо петербургский интеллигент позволял себе то, что позволяет человек с репутацией "интеллигентного", одно из лиц основного городского телеканала любви? Уважаемый Лев Лурье утверждает на страницах "АиФ", что нынешний "Пятый" не уступает в дискуссионности и остроте ни одному из центральных каналов. Сейчас главное - не хлесткая и чаще всего поверхностная публицистика, а новый язык и новая содержательность...". Это сказано телеведущим о телевидении, с которого на глазах у горожан вышвырнули немало профессионалов - тех, кто не согласился, что... козла любить совсем не обязательно. В отличие от своих коллег, "интеллигент" Лурье этот новый "язык любви", видимо, нашел, но пользуется им иначе, чем Парфенов, Киселев, Доренко, Сорокина, Романова, Кара-Мурза, Попцов, Осокин и т.д.

Спросите себя, питерские интеллигенты, хотели бы вы, чтобы о вас страна составляла мнение, глядя и слушая "титанов духа" из Северной столицы?

Так вот. С любовью я бы не торопился. Любовь, товарищи, действительно зла... В смысле, уснешь - и уползла...

Небольшая, чисто техническая проблема не очень большой любви, если верить одним социологам, телезрителей Петербурга к своему основному телеканалу вполне легко снимается опросом населения социологами другими, любящими губернатора, которую любит председатель комитета, которую любит начальник телевидения, которую любит коллектив федеральной кнопки, которую, по идее, должен любить народ Петербурга, который любит президент... Ну, вы поняли...

Вопрос влюбленных социологов звучит предельно ясно: "А вы хотели бы еще больше любить свое местное телевидение?" Только идиот не хотел бы в своей жизни больше любви. Конечно! I love Petersburg and "Piatiorochka" very much.

Вообще, во всем мире свое местное телевидение любят больше, чем федеральное. Почему? Потому что оно любит своих телезрителей, то есть рассказывает и показывает им самое близкое, насущное и повседневно необходимое. Если вы можете сказать это про наше питерское телевидение, тогда да здравствует любовь! "All you need is love". Только что-то все же мешает чувствовать себя любимым. Сомнения еще более укрепляет еще одно "лицо" питерского ТВ, по совместительству - звезда московского кабельного телевидения... Да-да, и такое бывает в стране возможностей больших. Игорь Фесуненко специально приезжает в Питер раз в неделю, чтобы научить местную публику любить свой город крепче. И он тоже, стало быть, трудится на любовном поприще. Но в отличие от Льва Лурье, похоже, ищущего свой новый язык в общении с властью, Игорь Фесуненко - сама простота.

Вот что отвечает автор и ведущий итоговой программы питерского канала на вопрос интернет-издания "Телеграф" о том, критикует ли он Валентину Матвиенко. "Нет, она мне симпатична. К тому же это губернаторский канал. Скажите, а Первый канал или "Россия" критикуют Путина? Другое дело, на этих каналах, да и на питерском тоже, есть некий перебор с показом официальных мероприятий. Но музыку заказывает тот, кто платит". Хорошие, как видно, музыканты подобрались на основном питерском канапе! Единственное, что остается ему делать, имея федеральные частоты, - влиться в дружный оркестр других телеканалов, услаждающих уши и взор власти, заказывающей эту сладкую музыку...

Такова жизнь. Таков телевизионный бизнес. Бывшие "профи", припертые тяготами жизни, вполне освоили роль лабухов в ресторанном оркестре. Все - музыка. И на заказ, и по вдохновению... Но все же есть некая разница между филармоническим оркестром и ресторанным "бандом".

Серьезно. Если относиться к телевидению как к искусству, то оно - именно то место и тот источник, из которого должна происходить любовь. В культурном, нравственном и этическом смысле. Иначе зачем тогда оно? Но это если телевидение - искусство, которое непрестанно напоминает человеку о любви. Ибо без любви человек вообще-то не совсем человек. Альтернатива любви на телевидении - правда. А правда, в отличие от любви, может быть страшной. Правду же доносят телевизионные новости и телевизионные ведущие.

Но правда о несчастьях, коррупции, катастрофах, пожарах и преступлениях тоже напоминает о любви. Только с другой стороны. С помощью горькой правды телевидение говорит людям: "Смотрите, что бывает без любви!" Но даже горькую правду я, к сожалению, крайне редко вижу на нашем отечественном телевидении. Новости вытеснены пропагандой. А пропаганда для многих в России - не новость. Новость в том, что на ТВ не осталось совсем места для подлинной любви. Там - про другую любовь. Про ту, которая приносит прибыль. И конвертируется в телевизионные частоты.