21 февраля в прямом эфире телеканала "СТО" Владимир Познер, Виктор Шендерович, Манана Асламазян и немногочисленные представители питерского телевидения обсуждали новости - хорошие и разные.
258 работ 130 телекомпаний оценили академики, на их суд были представлены лучшие выпуски новостей со всей России. Конкурс "ТЭФИ-регион" завершается выездными заседаниями членов жюри - впереди еще Оренбург и Сочи, а первым тэфисты посетили Петербург, где не только подвели итоги в сфере информационного вещания, но и провели многочисленные мастер-классы, круглые столы и прочие дискуссии.
Знакомые всем лица
В большой студии телеканала "СТО" рассаживают гостей. Первыми приходят свои - Андрей Радин (НТВ), Ника Стрижак (5-й канал), Виктория Корхина (СТО). Появляются тэфисты - Владимир Познер, Виктор Шендерович, Манана Асламазян (гендиректор "Интерньюс"). С ними, однако, нет ожидаемой Светланы Сорокиной (председатель жюри в этом году), также не явились Николай Сванидзе и Вадим Такменев.
Управляет действом Андрей Максимков - он намеренно не представляет гостей: и так, мол, известные всем лица - и сразу переходит к вопросам об общем впечатлении, о конкурсантах этого года.
Владимир Познер привычно отмечает, что новости меняются: в этом году они стали "более интересными, острыми, социальными". И это были первые и единственно добрые слова о современном телевидении.
Хотя говорили в основном не о телевидении в общем, а о вещании местном, региональном.
Региональные новости - по мнению Познера, Сорокиной, Сванидзе (о чем говорили в эфире разных телеканалов) - свободные, точнее - почти неподконтрольные, с интересом к отдельному человеку, к местным проблемам; новости, которые зачастую гораздо занимательнее федеральных выпусков, похожих как братья-близнецы.
Познеру вторила и Манана Асламазян, которая, однако, заметила, что уровень культуры и кругозор региональных журналистов оставляют желать лучшего. И это была первая, но не последняя проблема, которую назвали академики.
Везде плохо
Познер, как и полагается президенту, поднял еще одну тему.
"Все новости, - говорил он, - очень похожи друг на друга. А зритель смотрит не новости, а на человека, который эти новости рассказывает. Это вопрос таланта и мастерства", - вздохнул заслуженный телевизионщик.
"Да, - уверенно сказала Ника Стрижак, - хорошие ведущие на улице не валяются".
Манана Асламазян, продолжая тему "региональное-федеральное", отметила, что и ведущим новостей лучше становиться в провинции, там же им лучше и оставаться. "Маленькая звездочка, региональная, в Москве сразу теряется..." Причина - уровень мастерства не тот.
Впрочем, о том, что и среди ведущих федеральных каналов профессионализм не у каждого отметишь, - также сказала.
Где же найти талантливых и ярких и для местного, и для "большого" вещания - это, мол, вопрос не к академикам.
"Зачем нам это показали?"
Не могли гости телеканала "СТО" не обсудить наполеоновские планы 5-го канала. От академиков высказалась все та же Асламазян. (Владимиру Познеру в этот момент стало то ли скучно, то ли грустно, и президент решил отмолчаться). Так вот, затея с федеральным вещанием, сказала Манана, "эксперимент, подобных которому в мире я не знаю. И большой вопрос - получится у них или нет. Я с трудом верю в успех".
Почему? Еще один вопрос, повисший в воздухе.
И вообще, заявила глава "Интерньюс", телевидение сейчас однообразное, скучное и неинтересное. А виною тому - лень и инерция журналистов.
Задумчивый Шендерович процитировал Бродского: "Мне мешает вульгарность человеческого сердца". Затем рассказал, что сам он уже давно смотрит только спорт и программы про животных. Когда во время новостей телеканала "СТО" объявили перерыв, Виктор Шендерович удалился из студии - смотреть олимпийские игры.
И если Шендерович предпочел хоккей, то Владимир Познер во время перерыва никуда не отлучался, а честно просмотрел 20-минутный выпуск программы "2 новости". Заметим, что до выпуска решительный Максимков предложил не голословно обсуждать ТВ, а здесь и сейчас разобрать по косточкам новостийный блок канала "СТО". Что Познер и сделал: и перебивки в сюжетах не те, и стендапов мало, и синхронов много оказалось.
Правда, тут же президент фонда "Академия российского телевидения" умыл руки - он занимается исключительно конкурсом ТЭФИ и вручением статуэток, а не разбором полетов. "И непонятно, зачем вы нам это показали", - заявил Познер.
Где хорошее-то?
За время эфира Максимков не раз апеллировал к Познеру, как к президенту Телеакадемии, не раз передавал слово Манане Асламазян - как человеку, возглавляющему школу потенциальных светил телевидения. Смысл обращений ведущего сводился к следующим вопросам: что делать? кого звать? Если новости сейчас плохие, и их, как российскую сборную по футболу, ругают все кому не лень - что изменит ситуацию? Как и в ситуации с футболом, в ответ звучали длинные речи - ни о чем. В студии витало ощущение полнейшей беспомощности и беспросветности. Очередная бессмысленная встреча и кухонные разговоры из серии "посетовали и забыли".
Все происходящее напоминало факультет журналистики наоборот - если на журфаке пытаются рассказать, каким ТВ должно быть и что для этого надо, то академики говорили о том, каким телевидение является и как это плохо.
Если раньше для всей журналистики существовала установка о функциях, целях и задачах, о картинке и героях дня, то сейчас такой установки нет (или у каждого она сугубо своя), - а потому появилось много вопросов: что такое хорошее телевидение, где оно и какое?
И если статуэтки Орфея все же каждый год вручаются, значит, где-то оно, хорошее, есть? А почему в этом году "хорошее" в городе Клин и в Екатеринбурге, а в Петербурге его нет?
При невозможности услышать от академиков ответ на этот и многочисленные другие вопросы, складывается впечатление, что их действиями руководит если не наитие, то вкусовщина.