Медиановости

31 марта 2006 16:06

От репортера до редактора

Анатолий Аграфенин, главный редактор газеты "Утро Петербурга":

Всегда помню фразу из романа Эрнеста Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой": ""Не волнуйся. Ты писал прежде, напишешь и теперь. Тебе надо написать только одну настоящую фразу. Самую настоящую, какую ты знаешь... И, в конце концов, я писал настоящую фразу, а за ней уже шло все остальное. Это было легко, потому что всегда находилась одна настоящая фраза, которую я знал, или прочитал, или услышал от кого-то".

Я работаю в журналистике двадцать пять лет, был репортером, когда журналистика находилась под пятой партийной власти, а сейчас, когда она под пятой рынка, руковожу газетой в качестве главного редактора. Насколько эти времена похожи? Если отбросить идеологию, изменившуюся в корне, можно заметить параллельность двух ситуаций. Что в советское время, что в рыночное, рядовой журналист оказывается таким же газетным батраком.

Как и прежде, существует проблема попасть на полосу, опубликован, свой материал. В советское время это было сложно потому, что постоянно возникали партийные документы, отчеты с пленумов и съездов. А в наши времена журналистские материалы вытесняет реклама Когда я работал в "Ленинградской правде", поставил своеобразный рекорд: мой материал пролежал четыре месяца и все-таки был опубликован. А сейчас, будучи главным редактором, я очень часто вынужден "зарезать" заметки сотрудников только из-за рекламы. Обидно бывает до слез, но что делать? Жизнь заставляет.

Когда-то в "Ленправде" у нас было правило: журналист, написавший большой материал, курирует его до последнего момента, сам сокращает строки, если они повисают. Сейчас это почему-то не принято, но я всегда своим сотрудникам говорю: у вас идет серьезный материал, не торопитесь уйти, посидите в редакции, подготовьте его к публикации, если нужны будут сокращения, сделайте это сами. Есть такая примета: если материал слетает с полосы один раз, он может потом десять раз па нее становиться, а в итоге так и не выйти.

Я начал работать в газете в шестнадцать лет, все стадии от репортера до редактора прошел. Быть репортером мне безумно нравилось, на себе испытал известную истину, что репортера кормят ноги. Чем интенсивнее, больше бегаешь по редакционным заданиям, тем больше узнаешь, накапливаешь опыт и тем больше твоих заметок и информации выходит. Поначалу я даже не ориентировался на большие материалы, хотел писать информации и репортажи. К сожалению, жанр репортажа сегодня редко присутствует на наших полосах. А посмотрите газеты тех, уже ушедших времен. Если отбросить всякую идеологическую шелуху, в общем-то, журналистика в стране была сильная, и в том числе — ленинградская. Она всегда была журналистикой высокой культуры, хорошего стиля, богатой лексики, а сегодня это, к сожалению, вымывается. Меня, например, безумно раздражает безграмотность, слова-паразиты, или вот пишут "сегодняшний день". В слове "сегодняшний" уже присутствует слово "день". Почему этого не слышат? Может быть потому, что молодежью меньше занимаются редакторы? Появляется всеядность, халтура. Это обидно.

Один из моих учителей Ян Стругач очень жестко меня воспитывал, когда я работал в "Ленправде" корреспондентом отдела экономики. Я был восторженным, активным, каждый день с утра вбегал к нему в кабинет и говорил: "Есть замечательная тема, давайте напишем материал!". Он задавал мудрый вопрос: "А зачем?" Как у Булгакова в "Театральном романе": "Вы написали пьесу? Зачем вы ее написали?". Готовя материал, надо ставить перед собой сверхзадачу, понимать, зачем мы его пишем, не напрасно ли тратим силы и бумагу? Часто наши материалы не стоят того, чтобы быть опубликованными.

Мой хороший товарищ Александр Афанасьев, с которым мы вместе работали много лет и который, к несчастью, безвременно ушел из жизни, говорил: "Новость не то, что случилось, а то, о чем написано". Это мы сами выбираем новости из вороха событий, сами их обрабатываем, пропускаем "через себя". Как осмыслить факт, как его преподнести? В этом состоит искусство.

Главное в материале — суть. Если вы хотите использовать какие-нибудь оригинальные словесные обороты, "показать картинку", пытайтесь это делать экономно. У Эрнеста Хемингуэя это хорошо описано в романе "Праздник, который всегда с тобой". Экономьте слова, научитесь вычеркивать лишнее — тогда станете настоящими журналистами.

Мне очень нравится московская газета "Ведомости". У них есть аналитические материалы, размером в 100 строчек, там попадаются такие сильные вещи, когда, не вдаваясь в подробности, люди отвечают на глобальные вопросы.

Наша профессия — творческая. А появившаяся сегодня журналистика пресс-релиза губит нашего брата. Об одном и том же событии в разных газетах написано одинаковыми словами. Это ужасно. Журналисты ленятся придумать что-то свое, просто обрабатывают имеющиеся материалы, переставляя слова. А журналистика — штучная, ручная работа. Каждую заметку вы должны выстрадать, только тогда будет результат. Я догадывался об этом, начиная когда-то репортером, но еще виднее это с редакторского места.

Мы делаем "Утро Петербурга" — информационно-аналитический еженедельник для горожан. Это своего рода "Московские новости", но без идеологической составляющей. Мы — люди свободные, сами зарабатываем себе на хлеб, поэтому можем, как мне кажется, объективно высказываться. Скоро у нас будет двадцать четыре полосы — шестнадцать цветных и восемь черно-белых. И эти восемь будут исключительно журналистскими, без рекламы.

Мы страдали оттого, что у нас мало полос и поэтому не могли выстроить, как хотелось бы, четкую структуру газеты. Когда появятся дополнительные полосы, добавим страницу "авто", полосу телевидения, полосу "книги/театр". В общем, много разных планов.

Когда я пришел в редакцию, то стал стремиться к тому, чтобы наши журналисты не жили только городскими проблемами, а смогли посмотреть мир. Корреспонденты "Утра" сейчас много ездят не только по региону и стране, но и по различным странам: были в соседних Эстонии, Латвии, Финляндии, а также в Германии, Франции, Бельгии, Люксембурге. Мы участвуем в саммитах и крупных международных конференциях. И считаю, это очень полезно, поскольку расширяет кругозор. Даже неважно привезет или нет заметку корреспондент из зарубежного вояжа. Важно, что он расширяет свой кругозор, начинает смотреть на проблемы с разных точек зрения, уходит от местечковости.

Мы, к сожалению, живем в несколько провинциальном городе. Московские коллеги работают иначе. Они гораздо более харизматичны. Я говорил уже, что застал два этапа в жизни прессы — советский и рыночный. А сейчас наступает жесткое время профессионалов. Журналистика будет выстраиваться на более профессиональной основе. Поэтому мы должны заниматься журналистикой, а не пиаром.

Я за то, чтобы молодежь получала профессиональное образование, вращалась в профессиональной среде, завязывала профессиональные связи. Как всякая серьезная профессия, журналистика сильна своей корпоративностью.