Мнения
/ Интервью

7 апреля 2006 19:09

Наталья Дудий: Cosmopolitan читают более 400 тысяч мужчин

Как раньше девушки усердно изучали закон Божий, читая библию, так сегодня современные барышни трепетно листают женские журналы. "Библия молодой женщины" — такое определение глянцевых изданий можно услышать все чаще. О заповедях "нового евангелия" мы поговорили с главным редактором "Cosmopolitan Петербург" Натальей Дудий.

Lenizdat.Ru: На сегодняшний день существует большое количество женских глянцевых журналов. Что привлекает читательниц именно в Cosmopolitan? В чем заключается изюминка вашего издания?

Наталья Дудий: Это единственный женский журнал формата life style. В нем в первую очередь делается акцент на жизнь. В общем, разговор о жизни простых девушек, наших читательниц. Конечно, в журнале есть место и для интервью со звездами, но их значительно меньше, чем в других глянцевых изданиях. Основную часть Cosmopolitan все-таки составляют материалы, героинями которых являются совершенно обыкновенные девушки. Именно это позволяет читательницам во многих наших публикациях видеть себя, подругу, соседку или коллегу по работе.

Стоит отметить, что долгое время журнал существовал без региональных приложений. Основная информация о событиях, магазинах, новости — все было связано с Москвой. Девушки из Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов России чувствовали себя несколько несколько оторванными от жизни. Четыре года назад был придуман такой проект, как региональные приложения, выпускать которые было решено в трех самых больших регионах России — в Петербурге, на Урале и в Сибири. Теперь, открывая эти приложения, девушки видят название улиц, районов городов, в которых они живут. Мы сделали Cosmopolitan еще ближе к каждой читательнице за пределами Москвы.

Lenizdat.Ru: Вы являетесь также шеф-редактором "Cosmopolitan Урал" и "Cosmopolitan Сибирь". Существуют какие-либо отличительные особенности питерской аудитории? Если да, то влияют ли они на выбор тем публикаций?

Н.Дудий: Основные темы не меняются. Любовь, дружба, отношения, секс, карьера, мода, красота — мы затрагиваем все аспекты жизни, которые интересуют современную молодую женщину. Просто в Сибири, в Петербурге мы берем те истории из жизни, которые происходят именно в этом конкретном регионе. Если речь идет о статьях, посвященных отдыху или, к примеру, обучению на каких-либо курсах, то в Cosmo вы обнаружите много полезной информации, точные адреса, телефоны. Вы открываете журнал и просто находите интересующий вас адрес.

Есть и другие немаловажные отличительные особенности. Петербург — это город, где можно встречать белые ночи, наблюдать за тем, как разводят мосты. Это формирует определенную местную специфику, присущую только этому региону. В Сибири — это великолепный отдых на Алтае или на озере Байкал. На Урале — свои достопримечательности. Местные жители как раз очень гордятся тем, что в Cosmopolitan можно найти статьи, которые близки патриотам своего родного края.

Lenizdat.Ru: Сегодня бытует множество стереотипов о глянцевых изданиях. Предлагаю их разобрать. Стереотип номер один — все глянцевые издания похожи друг на друга...

Н.Дудий: Так могут говорить только те люди, которые эти журналы и не читали. Мифы рождаются, когда человек не знает что-то наверняка, но утверждает. Например, я довольно часто слышу от мужчин: "Cosmopolitan — ужасный журнал, который учит женщин феминизму и искусству управлять мужчинами". В ответ на вопрос, читал ли он его, я слышу: "Нет! Буду я его читать!" Это все равно что я стала бы рассуждать о футболе, при этом ни разу не увидев эту игру. Да, Cosmopolitan учит самостоятельности и независимости. Сегодня современной женщине без этого просто тяжело прожить. Но, стоит отметить, что наравне со статьями о женской независимости и самостоятельности в этом же номере вы найдете материалы, посвященные семейным ценностям. Мы стараемся затронуть все аспекты жизни. В журнале нет однобокости, и вряд ли можно сказать, что мы навязываем нашим читательницам свою точку зрения. Если на страницах нашего издания и слышен призыв, то только призыв к нормальным человеческим ценностям, которые включают понятия семьи, карьеры, дружбы и любви.

Lenizdat.Ru: Стереотип номер два — мужчина не станет читать женский журнал.

Н.Дудий: Его легко разрушить, стоит лишь взглянуть на статистику. Социологические исследования проводятся четыре раза в год. Цифры четко показывают, что почти 20 процентов аудитории журнала Cosmopolitan — это мужчины. Учитывая, что аудитория Cosmo в России — это почти 2 миллиона, то получается, что 400 тысяч мужчин все-таки читают наше издание. Я думаю, что эта цифра была бы еще больше, если бы все опрошенные мужчины честно признались, что время от времени просматривают наш журнал. Почему-то некоторые из них стесняются прямо сказать об этом, хотя ничего такого в этом нет.

Кстати, в Cosmo довольно много авторов мужчин. Некоторые из них даже ведут постоянные рубрики. Мы всегда с удовольствием работаем с ними, ищем, приглашаем к сотрудничеству. Нам интересен другой взгляд, взгляд мужчины.

Lenizdat.Ru: Не самый приятный стереотип номер три. Он гласит, что глянцевые журналы как яркие фантики — кроме красивой обертки ничего содержательного.

Н.Дудий: К Cosmopolitan это никак не относится, потому что это самый лучший журнал в России в плане подачи материалов. Наши статьи написаны хорошим русским языком на высоком профессиональном уровне. Этим, я думаю, объясняется и популярность журнала.

Cosmopolitan с момента своего выхода в России задал высокую планку. К тому же требования к сотрудникам, редакторам растут из года в год. Правильному использованию русского языка, информативности статей всегда уделялось большое внимание. Думаю, что по Cosmopolitan даже можно учить детей русскому языку.

Иногда наши постоянные читательницы предъявляют к журналу лишь одну претензию. Они пишут, что темы, обсуждаемые в Cosmo, периодически повторяются. Мы с этим согласны и хотим добавить, что это наш специальный ход. Приходят новые читательницы, и есть вечные темы, которые можно обсуждать всегда.

Бытует еще одно мнение, что, мол, молоденькие девушки читают Cosmopolitan и у них формируется неправильное мировоззрение. Будто наш журнал учит их чему-то плохому. В этом плане я хотела бы успокоить родителей. Редакция журнала подходит очень ответственно к обсуждению важных интимных тем. Вы никогда не прочтете в Cosmo совет, который может навредить. "Не навреди" — это наша основная заповедь. Мы знаем, что девушки очень доверительно относятся ко всему, что написано в нашем издании. Недаром Cosmopolitan называют "библией молодой женщины". Конечно, иногда такое преклонение переходит в глупость. Естественно, мы не ставим перед собой задачу, чтобы наши читательницы тупо следовали нашим советам. Каждую рекомендацию нужно проецировать на себя, на свою жизнь, на ситуацию, в которой ты оказалась.

Lenizdat.Ru: Мы коснулись темы качества публикаций, и я хотела бы задать такой вопрос: каким должен быть материал, чтобы он был опубликован в Cosmopolitan?

Н.Дудий: В первую очередь материал должен быть небанальным, веселым, написанным хорошим языком. Юмор присутствует во всех наших статьях, ведь он помогает выживать нам в самых трудных ситуациях.

Начиная работать с авторами, мы просим их все-таки находить новые темы, которых не было в нашем журнале. С каждым годом делать это все труднее и труднее. Но человек талантливый сумеет и затертую тему повернуть так, что она зазвучит совсем по-другому. Про любовь и карьеру написано немало, но жизнь идет вперед, преподнося нам новые ситуации, новые тенденции. Взгляд современной женщины меняется, и мы не забываем об этом рассказать.

Мы стараемся также привлекать к сотрудничеству и специалистов. В Cosmo вы всегда найдете комментарии психолога, адвоката, юриста. Если опубликована проблемная статья, то в ней обязательно будут отражены несколько точек зрения, а также комментарии эксперта.

Lenizdat.Ru: Какими профессиональными качествами должны владеть авторы Cosmo?

Н.Дудий: Журналисту главное понять стиль Cosmo. Он особенный. Его трудно описать словами, его можно только чувствовать. Если журналист его уловил, то больше от него ничего не требуется то большего и не требуется. Если человек хорошо пишет, у него оригинальное мышление и он может преподнести информацию в интересной форме, почему бы ему не стать нашим автором? Мы ни у кого не спрашиваем диплом об окончании факультета журналистики.

Lenizdat.Ru: Вы пишущий редактор?

Н.Дудий: Уже малопишущий. Учитывая, что в Петербурге мы делаем сразу три журнала ("Cosmopolitan Петербург", "Cosmopolitan Урал" и "Cosmopolitan Сибирь"), времени на написание материалов почти не остается. Кроме колонки редактора я уже практически ничего не пишу (улыбается).

Lenizdat.Ru: С журналистскими качествами авторов Cosmo мы определились. А каким должен быть редактор Cosmopolitan?

Н.Дудий: У редактора чувство стиля Cosmopolitan должно быть обостренным до высшей степени. Между собой мы даже просто говорим, глядя на статью, — "Cosmo" или "не Cosmo". Это определяется каким-то шестым чувством. У человека это либо есть, и оно в дальнейшем может развиваться, или же его нет. Тогда уже никакие другие профессиональные качества не позволят вам стать хорошим редактором. Я говорю об этом достаточно уверенно, потому что выбирала редакторов для региональных приложений на Урале и в Екатеринбурге. Это было достаточно сложно, потому что мы совершенно не знали претендентов. Но перед нами стояла задача — за три дня найти того человека, который соответствовал бы нашим требованиям. В этой ситуации чувство "Cosmo — не Cosmo" и помогло нам. Мы безошибочно определили людей, которые могут работать в Cosmopolitan. Я считаю, что в Сибири и на Урале очень сильные редакторы. Я ими горжусь. С каждым номером это чувство Cosmopolitan у них обостряется, как слух у музыканта.

Как-то я спрашивала Яну Лепкову, главного редактора российского Cosmo (в тот момент она была моим шеф-редактором): "Почему же не годится этот заголовок, ведь он хороший?" Я тогда не до конца понимала, как делать обложку журнала. Она мне говорила: "Подожди, откроется третий глаз". Видимо, в какой-то момент он открылся. Хотя, конечно, останавливаться на достигнутом никогда нельзя. Ты учишься новому каждый день. В моей работе мне это очень нравится.

Мы учимся и у иностранных изданий, перенимаем у них лучшее, добавляем местную специфику. Что ни говори, но российский Cosmopolitan отличается от своих иностранных братьев. Наш журнал радостный. За границей больше проблемных, грустных статей. Мы же стараемся, чтобы все-таки оставалось позитивное впечатление.

Lenizdat.Ru: В позитивном впечатлении могли бы усомниться некоторые дамы, потому что бытует четвертый стереотип. Он говорит о том, что на страницах глянцевых женских журналов появляются только красавицы, а это вызывает комплексы у доброй половины женского населения...

Н.Дудий: Опять же, надо читать нас внимательно. Есть такие проекты, как "Год худеем с Cosmo". Не могу сказать, что в нем принимали участие супермодели. Обыкновенные девушки, имеющие проблемы с излишним весом, набрались смелости и появились-таки на страницах глянцевого издания, чтобы своим примером показать, что с этим можно справиться.

Понятно, что стройных девушек на страницах Cosmopolitan больше. Но это не потому, что сейчас такая мода. Просто нормальный вес говорит еще и о хорошем физическом здоровье, самочувствии. Мы пишем о пользе спорта, о правильном питании. Гамбургеры каждый способен съесть, а вот остановиться и сказать себе "нет" — это уже нелегкий труд.

При этом девиз Cosmopolitan — "Будь разной, будь собой". У нас нет такого, чтобы мы всех призывали быть высокими и стройными. Важно всегда оставаться собой и любить себя такую, какая ты есть.

Lenizdat.Ru: Стереотип номер пять — глянцевые журналы развивают в людях потребительский подход. Многие страницы в подобных изданиях посвящены культуре потребления.

Н.Дудий: Развить в людях именно культуру потребления — это даже очень хорошо. Понятно, что мы все живем в век сумасшедшего потребительского спроса. Cosmo помогает разобраться во всем многообразии товаров и сделать правильный выбор.

Но разделы моды и красоты занимают не весь журнал. Большая его часть, как я уже сказала, все-таки посвящена тому, как добиться успеха в жизни, преодолеть трудности, сохранить любовь и дружбу. Мы не fashion-журнал, не журнал о жизни далеких, недосягаемых звезд. В нашем издании вы найдете статьи о том, как найти свой жизненный путь, определиться в выборе профессии, прочитаете рекомендации, как разговаривать с работодателем. Мне кажется, что это та полезная практическая информация, которая поможет в жизни.

Lenizdat.Ru: Несмотря на большое количество уже существующих женских изданий, каждый год появляются новые. Является ли это показателем того, что рынок подобных изданий не заполнен и что есть женщины, которые еще не получили свой журнал?

Н.Дудий: Мне кажется, что здесь дело несколько в другом. Благосостояние народа все-таки улучшилось. Теперь женщина может себе позволить купить не один журнал, а сразу несколько. Кроме того, многие издания нацелены на снижение себестоимости. Так, к примеру, мы работаем с дистрибьюторами, придумываем различные акции, чтобы у нашего журнала не росла цена. Понятно, что Cosmo покупают и будут покупать, сколько бы он ни стоил. Но мы не хотим, чтобы наши читательницы переплачивали. Тогда с наступлением нового месяца девушка сможет купить сразу два-три издания по своему вкусу. А, как известно, есть спрос — будет и предложение.

Lenizdat.Ru: Каков ваш взгляд как читательницы на современные женские журналы?

Н.Дудий: Меня радует обилие изданий, которое не создает проблем с выбором "твоего" журнала. Хочешь читать про спорт и фитнес — пожалуйста, ты готовишься стать мамой — вот тебе специализированный журнал, тебя интересует жизнь звезд — просто возьми и прочти. Как раз в Cosmo читательниц привлекает то, что обо всем этом можно узнать со страниц одного журнала. Cosmopolitan — это своеобразная калька современной жизни.