Мнения
/ Интервью

24 апреля 2006 18:58

Л.Фомичева: "В творческой среде мягкость просто недопустима"

Международная группа "Интерфакс" появилась на российском информационном небосклоне в 1990 году. Это частное информагентство возникло в период перестройки, когда государственным источникам информации не очень-то доверяли. Сегодня можно сказать, что "Интерфакс" - один из раскрученных информационных брендов. Об особенностях жизни информагентства журналисту Lenizdat.ru рассказала президент ЗАО "Интерфакс Северо-Запад" Людмила Фомичева.

Lenizdat.ru: Когда-то ИА "Интерфакс" выделился тем, что стал рассылать информацию по факсу, что значительно повышало скорость ее получения подписчиком. Чем может похвастаться ИА сегодня?

Людмила Фомичева: Сегодня "Интерфакс" - солидная организация, с которой считаются во всем мире и которое по своему уровню может конкурировать только с "Рейтером", и во многих вещах даже его опережать. Когда-то гендиректор и один из основателей "Интерфакса" Михаил Комиссар (который и сейчас является генеральным директором и председателем совета директоров международной группы "Интерфакс". - Lenizdat.ru) вместе со своими коллегами решил создать информагентство. Он в то время работал на Всесоюзном радио. А один из его товарищей занимался покупкой-продажей техники, впервые появлявшейся в России, среди которых были и факсы. Тогда это была практически никому не известная техника. От этого, кстати, потом и пошло название "Интерфакс". Главный акцент редакция нового агентства делала на экономическую и политическую информацию, что было очень в те годы востребованно. Сейчас, конечно же, основным способом передачи информации стал интернет. Однако за последнее время у нас появилось много новых направлений деятельности. Так, несколько лет назад "Интерфакс" стал выходить на английском языке, открылось новое огромное представительство в Китае. Есть представительство в Европе, Азии, Америке. У нас есть и совместный проект вместе с Moody's. Мы проводим рейтинги, что значительно повышает авторитет предлагаемой нами информации. Кроме того, наше информагентство вместе с англичанами создало кредитное бюро Experian. В общем, мы стараемся сразу откликаться на нужды общества и применять самые передовые технологии в предоставлении информации подписчикам.

Lenizdat.ru: Людмила Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, об основных принципах отбора информации для "Интерфакса". Чему сейчас отдают предпочтение ваши подписчики?

Л.Фомичева: Прежде всего новости общественно-политической, экономической и социальной направленности. Это в первую очередь. И во-вторых - информация должна быть интересна широкому кругу наших подписчиков, читателям и потребителям новостей. А это все СМИ Северо-Запада, и это, естественно, горожане и жители Северо-Западного федерального округа.

Lenizdat.ru: Значит, даже обычный горожанин может подписаться на вашу информацию?

Л.Фомичева: Да, конечно, если он пользователь сети Интернет. И ежедневно, кроме воскресенья, в режиме онлайн получать свежую информацию. В день публикуем порядка 120 новостей.

Lenizdat.ru: Отличается ли подача новостей Северо-Запада и московской?

Л.Фомичева: Нет, не отличается. Единственное, что не абсолютно все новости, которые интересны Северо-Западу, берут на федеральную ленту.

Lenizdat.ru: Какие у вас отношения с центром?

Л.Фомичева: "Интерфакс - Северо-Запад" является сыном большого "Интерфакса". Все договоры и счета выставляются и подписываются там. Это, конечно, создает некоторые неудобства. Но можно понять, ведь таким образом центр контролирует финансовые потоки. Кроме этого, главная редакция требует от нас соблюдения стандартов ИА "Интерфакс", которые признаны и утверждены по всему миру. Например, информация должна носить абсолютно объективный характер. Есть и утвержденная форма подачи новости: она должна состоять из лида, а в тексте заметки - обязательны ссылки на конкретного ньюсмейкера, или на пресс-службу, или иные источники информации. То, что касается выбора информации и способа ее подачи, - все в ведении филиала. Москва нас просто иногда просит получить какие-то дополнительные комментарии тех или иных людей или осветить то или иное крупное событие. Причем центр, как правило, более интересует узкоэкономические вопросы. Но, в принципе, у нас в Москве много редакций различной тематической направленности: агентство нефтяной, газовой информации, общественно-политическая редакция, экономики и финансов. Они-то, как правило, и просят по своей линии уточнить либо конкретизировать какие-то вопросы.

Lenizdat.ru: Какова структура ИА "Интерфакс"?

Л.Фомичева: На сегодняшний момент у нас в редакции чисто творческих работников13 человек плюс в регионах 3 штатных и 7 внештатных сотрудников. Они находятся в каждом субъекте федерации Северо-Западного федерального округа. У нас очень сильный корпункт в Калининграде, Карелии, Пскове, Коми.

Lenizdat.ru: Как ИА привлекает новых подписчиков?

Л.Фомичева: Ну, для этого существуют менеджеры по продажам, которые в своей работе опираются на имидж "Интерфакса". В общем-то есть много разных способов: путем личного контакта, каких-то конференций, семинаров, которые проходят в городе. Туда отправляются наши корреспонденты, менеджеры и работают с ньюсмейкерами.

Lenizdat.ru: Какие основные источники информации для новостных лент?

Л.Фомичева: Прежде всего у нас есть ньюсмейкеры в разных отраслях. Кроме этого, в агентстве работают журналисты, которые поделены на три редакции: экономическую, политическую, куда входит социальное и культурное направление, и региональную редакции. Также источниками информации являются пресс-службы администрации, крупных фирм. У каждого журналиста есть свои внештатные корреспонденты, ньюсмейкеры.

Lenizdat.ru: Появились ли какие-либо технические новшества в поиске информации?

Л.Фомичева: Сейчас очень многие фирмы делают свои сайты, проводят телемосты. Но я убеждена, что живое общение с ньюсмейкером всегда ценнее.

Lenizdat.ru: Очень часто бывает так, что журналисты при написании материалов пользуются информацией с лент, порой даже не ссылаясь на источник. Как вы к этому относитесь? И были какие-либо, может быть, юридические столкновения в связи с этим?

Л.Фомичева: Я к этому отношусь очень плохо, считаю, что это непрофессионализм и отсутствие культуры. Если мы видим, что нас перепечатали слово в слово, то я, как правило, звоню в редакцию и говорю: "Ребята, так нельзя. Мы же не возражаем против того, чтобы вы пользовались нашей информацией, но делайте ссылку". Или еще я часто встречаю: в газете напечатано слово в слово наша заметка, а под материалом подписано "соб. инф.". Понимаете? Ну, это говорит просто о низком уровне профессионализма в подобных изданиях. Они не заботятся о своей репутации. Как с этим бороться? Юридических столкновений у нас не было. Просто на это не хватает времени. А в принципе, надо действовать через суд и подавать на нарушение авторских прав.

Lenizdat.ru: Существуют ли различия между работой информагентств советского периода и современного?

Л.Фомичева: Различие, наверное, заключается в том, что тогда все информагентства были государственными и правительственными. А значит, они в первую очередь выполняли государственные заказы. Если мы будем выполнять просьбы каких-то властных структур и не писать о том, что они считают нужным умолчать, мы будем просто неконкурентоспособны. Об этом напишут другие. Вот, например, в большом "Интерфаксе" был случай, когда нацболы захватили приемную Зурабова. Правительственные круги попросили об этом не писать. Но наш корреспондент просто не мог об этом не сообщить. И представляете, нас наказали: не взяли в президентский пул. Но, правда, только один раз. Это к слову, о преступлении и наказании.

Lenizdat.ru: Что бы вы хотели перенять перенять в работе от советских ИА

Л.Фомичева: В работе советских информагентств были такие обязательные правила, когда корреспондент не мог выпустить на ленту информацию, которая не проверена из нескольких источников. Сейчас, к сожалению, это правило нарушается, а значит, есть риск, что информация не точна. Журналисты позволяют себе допускать небрежность в написании фамилий, имен, отчеств, названий должностей, цифр. Вот эти моменты - двойную, тройную проверку данных - я бы хотела возродить.

Lenizdat.ru: С чем связано такое отношение?

Л.Фомичева: Сейчас ведь более всего ценится оперативность. Вот поэтому журналисты и хотят быстрее прогнать информацию. Отсюда притупляется чувство ответственности. Ведь за подобные ошибки сегодня, как правило, и не наказывают. А раньше журналисту объявлялся выговор. Если корреспондент что-то наврал, то для него это была целая трагедия, его не брали на работу в другие издания.

Lenizdat.ru: Корреспондент ИА, кто он? Иначе говоря, по какому признаку сформирован штат?

Л.Фомичева: Наверное, любого грамотного, образованного человека можно научить писать заметку. Но в информагентстве должны работать именно репортеры. Репортера от журналиста должна отличать молниеносная реакция на события вокруг него. Он не может просто пройти мимо чего-то, даже если он не при исполнении обязанностей. Он обязательно позвонит и сообщит в редакцию. Это раз. Во-вторых, его, конечно, должны отличать оперативность, объективность. Кроме этого, есть еще одно очень важное качество, которое, к сожалению, не всегда присуще журналистам, а репортер без этого просто не существует, - это блеск в глазах. Человек должен гореть. Ему должно быть интересно добывать информацию, жить, узнавать, встречаться с людьми. Репортер должен писать свою заметку таким образом, чтобы ему потом не было стыдно встречаться с человеком, к которому он обращался за информацией.

Lenizdat.ru: Какой, на ваш взгляд, должен быть начальник в ИА? Какой вы начальник?

Л.Фомичева: Я считаю, что я очень мягкий человек, и это - одно из моих главных недостатков. Меня очень сложно довести. Я всегда стараюсь похвалить человека, если он хорошо работает, я всегда радуюсь за него. Но знаете, мне иногда кажется, что я работаю не среди молодежи, а среди пенсионеров, потому что не хватает как раз того самого блеска в глазах, о котором я говорила. А вообще, начальник, с одной стороны, должен быть человеком, понимающим журналистскую братию, но, с другой стороны, в творческой среде мягкость просто недопустима. Если начальник не строг, то, как правило, это выливается в демократию, переходящую в анархию. Ведь очень часто творческие люди просто не понимают по-хорошему. Очень многие из них страдают звездной болезнью, хотя сами еще ничего толком не добились. Ведь журналистика - профессия, которая дает определенную власть над людьми. И порой молодой человек, вдруг получивший эту силу, начинает неправильно ее использовать. Его главная цель - сделать что-то броское, чтобы его заметили. Недавно мы проводили круглый стол. И как раз беседовали о том, каким должен быть журналист. И все участники отметили, что сегодня журналисты недостаточно образованные, культурные, воспитанные и профессиональные, не все умеют общаться с людьми. Ведь журналистское мастерство заключается в том, чтобы сделать абсолютно любую информацию интересной. И именно от журналистов зависит, какие вкусы и предпочтения будут у аудитории.